Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода "В салоне Шерер"

Разделы: Литература


Цели:

I.

1.Определить идейно-художественное значение этих глав.
2.Выявить принципы изображения Толстым светского общества.
3.Показать неоднородность общества в салоне Шерер.

II. Развитие речевой деятельности:

1.Определить авторское отношение к салону Шерер.
2. Какие художественные средства помогают понять авторскую позицию.

III.Формирование интереса к произведению, к судьбам героев.

Оформление

Эпиграф к уроку: “А вот наше, так называемое, “высшее общество” граф лихо прохватил…” (М.Е.Салтыков-Щедрин).

Лексическая работа
(слова написаны на доске)

Салон – великосветская гостиная.

Виконт – дворянский титул во Франции и Англии, средний между бароном и графом.

Аббат – католический священник, настоятель католического монастыря.

Узурпатор (книж.) – лицо, незаконно захватившее, узурпировавшее власть, какие-либо права.

Иллюстрации

“В салоне Шерер” худ. Шмаринова, рисунки Башилова, Рудакова, Николаева.

План (на доске)

  1. Что представляет собой А.П.Шерер и ее гости? (Их взаимоотношения, личные интересы, взгляды на политику, манера поведения). Отношение к ним Толстого.
  2. Свои ли люди Андрей и Пьер в великосветской гостиной? Какие художественные средства раскрывают духовную близость А.Болконского и П.Безухова?
  3. Отношение собравшихся к личности Наполеона.
  4. Роль французского и русского языков как средства характеристики героев.

Вступительное слово учителя

“Война и мир” – одна из вершин русской литературы. Словно сама жизнь дышит на страницах романа. Честолюбивые планы Наполеона, тайные масонские ложи, первый бал Наташи Ростовой и первый бой ее брата Николая, дурманящая страсть и чистая, нежная любовь, гусарские пирушки и глубокие раздумья о смысле бытия – все это сливается в яркую, незабываемую картину, поражает своей красотой и мощью.

Роман открывается сценой в салоне придворной фрейлины Анны Павловны Шерер.

(Учитель читает по-французски первое предложение)

Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи. Именно в июле 1805г. происходит разрыв дипломатических отношений с Францией: завязывается основа сюжета – конфликт с Наполеоном. Эпизод в салоне позволяет увидеть неоднородность общества, узнать родственные и дружеские связи героев.

Наша задача – выявить симпатии и антипатии Толстого, его отношение к светскому обществу.

Беседа с классом

  1. Кто такая А.П.Шерер?
  2. Как она встречает кн. Василия?
  3. Какова истинная цель визита князя? (Узнать о возможном назначении сына на выгодную должность)
  4. О чем говорят Анна Павловна и кн. Василий?
  5. Цель Ипполита? (Ухаживать за Лизой Болконской)
  6. Цель Лизы? (Узнать у Анны Павловны о продвижении мужа в его придворной карьере)
  7. Цель хозяйки салона? (Интриги, демонстрация своей близости ко двору)
  8. Можно ли на основании 1-2 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям? Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике (Чтобы возвыситься в придворном мире, надо обогнать других. Цвет петербургского общества представляет собой какой-то плацдарм военных действий и интриг. Гости Анны Павловны, как и она сама, люди войны).
  9. Писатель постоянно подчеркивает разницу между тем, что говорят и как говорят герои. Приведите примеры.
  10. Толстой показывает героев в такие моменты, когда само собой проявляется в незаметном движении их истинное лицо. Писатель как бы срывает со своего героя внешнюю маску. Обратим внимание на детали! Покажите внутреннюю фальшь в поведении Анны Павловны, кн.Василия. (А.П. собирает вечер, хотя говорит, что вечера и фейерверки ей надоели. Отрицательное отношение Толстого к этим героям проявляется в оценочных эпитетах и сравнениях: “плоское” лицо кн. Василия, он говорит”как актер роль старой пьесы”, “как заведенные часы”).
  11. Иронически звучит метафорическое сравнение салона с прядильной мастерской. Найдите его и прочитайте. (гл. 2 “Как хозяин прядильной мастерской…”). Для чего такое сравнение? (Чтобы подчеркнуть равномерность и непрерывность разговора гостей, Толстой выбрал сравнение резко отрицательное, оценочное).
  12. Найдите во 2 гл. факты, говорящие о неестественности и фальши этого общества. (Маленькая княгиня жалуется на мужа просто так; приветствуют никому не нужную тетушку).

  13. Здесь не принято искренне говорит о том, что интересно. Среди гостей Шерер Толстой выделяет двух – Пьера и Андрея. Свои ли они в этой гостиной, если судить только по портрету и манере поведения героев? (Пьер – умный, робкий, внимательный, естественный, следовательно, чужой.) Как показывает Толстой его чужеродность? (Большой, массивный, неуклюжий, искренний, “медведь” (к. 3 гл.)).  А каким показан кн. Андрей? (Он позволяет себе, “прищурясь”, т.е. свысока оглядеть собравшихся. Кн. Андрей здесь свой. Они для него – чужие).

  14. Запись в тетрадь “Каковы особенности портрета у Толстого?”

    • Первое знакомство с героем дается через его внешность.
    • Глубокое психологическое наполнение портрета.
    • Выражение через портрет смены чувств и настроений.
    • Выделение 1-2 постоянных признаков у персонажа.

Какие постоянные признаки выделяет Толстой в своих героях?
(“Плоское лицо” кн. Василия; “восторженная улыбка Шерер”; “хорошенькая, с черневшими усиками” губка маленькой княгини; “умный и робкий” взгляд Пьера; “маленькие и сухие” руки кн. Андрея; “гримаса” Ипполита).

  1. Такими мы видим героев Толстого. А как их видят художники?

(Рассматривание иллюстраций на доске).

Учитель: в салоне Шерер идут политические споры. 1805г. был острым и поворотным временем, когда решались судьбы государств Европы. Международная обстановка в Европе была ознаменована наполеоновскими войнами. Сначала они были вызваны необходимостью защиты революционной Франции от интервентов (после Великой французской буржуазной революции 1789-1793гг.). Потом из освободительных они превратились в захватнические.

Роман начинается словами Шерер об итальянских городах Генуе и Луке, которые стали “поместьями семьи Бонапарта”, т.к. в июле 1805 г. Наполеон захватил их и отдал во владение своей сестре Элизе и ее мужу Баччиокки. Атмосфера войны и несправедливости врывается в роман с первой строки.

Произошли изменения в судьбе и характере самого Наполеона. В 1804г. (18 брюмера) – об этой дате вспоминают в салоне) он из генерала, командующего войсками, и консула стал императором Франции. “Бог дал мне корону, горе тому, кто ее тронет” – цитирует по-французски кн. Андрей речь Наполеона при коронации в Милане (гл. 4). После коронации Наполеон вынужден был пойти на жесткую борьбу со своими политическими противниками. Был казнен герцог Энгиенский, один из яростных сторонников восстановления законной власти Бурбонов. Убийство было вероломным, но вынужденным.

Здесь же на вечере об антинаполеоновском заговоре говорят как о милом светском анекдоте, который все находят очаровательным (гл. 3 “Виконт рассказал очень мило о том, ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж…”).

16. А что говорит об этом Пьер? (гл. 4 “ – Казнь герцога Энгиенского…была государственная необходимость…”, “Народ отдал ему власть только за тем, чтоб он избавил его от Бурбонов…”, “Наполеон велик”, “Революция была великое дело”).

Это указывает на прогрессивную настроенность Пьера.

17. Какова реакция салона на эти слова? (Маленькая княгиня и Анна Павловна ужасаются. “ – Ah! Oh! – сказали разные голоса”.)

Характерно, что о,а Толстой воспроизводит по-французски, хотя они также звучали бы и по-русски. Так расскрывается политическая реакционность кружка, т.к. идея революции здесь оцениваются как идеи грабежа, убийства и цареубийства.

Здесь принимают французских эмигрантов – виконта и аббата, которые мечтают о восстановлении монархии во Франции. “Анна Павловна угощала им (виконтом) своих гостей”. Для придания модного лоска умным разговорам приглашен аббат Морио, прототипом которого был известный в 1804-1806гг. итальянец аббат Сципион Пьяттоли, автор проекта вечного мира. Проект этот предусматривал равновесие политических сил в Европе, и аббат представлял его европейским монархам, в т.ч. и Александру I. В разговоре о проекте Пьер возражает аббату: “Как же вы найдете такое равновесие?” И позже в разговоре с кн. Андреем Пьер снова будет критиковать идею политического равновесия.

18. Почему кн. Андрей вступается за Пьера? (Видит величие Наполеона. После 1804г. Наполеон был уже далеко не во всем прогрессивной личностью, но за ним стояла его революционная и военная слава.

Тулон – город, за осаду которого, он получил звание генерала.

Аркольский мост – место победы над австрийцами.

Яффа говорила о славе его египетского похода.

Все это продолжало привлекать к нему передовых людей, людей, мечтающих о славе.

Героя и великого государственного деятеля видит в Наполеоне кн. Андрей, защитника революционных свобод ценит в нем Пьер).

Учитель: вступление России в войну было вызвано, во-первых, боязнью распространения революционных идей по всей Европе, во-вторых, это была борьба с захватнической политикой Наполеона. Таким образом, подлинный характер войны был противоречивым. Как к ней относится Толстой, выясним на следующих уроках.

19. Почему кн. Андрей идет на войну? (гл. 5 “Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”)

20. Вечер заканчивается анекдотом кн. Ипполита. А с какой целью вводит здесь в роман Толстой французский язык? (Подчеркивает незнание героями родного языка, их пренебрежение к нему, космополитизм, отрыв от народа).

Итоги урока

  1. Как относится Толстой к основной массе посетителей салона Шерер? (Отрицательно)
  2. На основании чего можно говорить об отрицательном отношении Толстого к свету? (Детали, портрет, изобразительно-выразительные средства)
  3. Почему роман открывается сценой в салоне Шерер? (Здесь дано настроение петербургского света; узнаем о личных, дружеских, родственных связях. По выражению Толстого, “отсюда, как из фонтана, действие будет развиваться в разные места”)

Вывод

Великосветская жизнь – это царство интриги, где идет взаимная борьба за личное благо.

Внешне в салоне изящество движений, светский такт, политические интересы, забота о благе Отечества, умные разговоры, забота друг о друге, чуткость, а на деле – неискренность, позерство, фальшь, расчетливость, корыстолюбие, равнодушие ко всему, кроме своих интересов, политическая реакционность, глупость, грубость и даже неприличие.

Толстой отрицает нормы жизни высшего света и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм и карьеризм “сливок” общества.

Литература

  1. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1982.– 367с.
  2. Браже Т. Г. Целостное изучение эпического произведения. Пособие для учителя. – М.: Учпедгиз, 1964. – 272 с.
  3. Бурсов Б.И., Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Методическое руководство к учебнику по литературе для 9 кл. Изд.3.,перераб.– М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
  4. Полтавец Е.Ю. “Война и мир” Л.Н.Толстого на уроках литературы.– М.: Дрофа, 2005.– 368 с. – (Библиотека учителя).