Цели:
- Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов 19 века.
- Развить умение анализировать поэтический текст, "проникать в мир поэта".
- Воспитывать умение видеть и чувствовать красоту.
Оборудование:
- Музыкальное сопровождение. (Видеофильм " Времена года" Петра Ильича Чайковского)
- Репродукции картин художников-пейзажистов.
- Фотографии и портреты поэтов.
- Рисунки учащихся к стихам.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворениям русских поэтов 19 века и поговорим о самом прекрасном, что есть на земле - о родной природе. Постараемся проследить, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов, попробуем определить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, выявить отношение автора к изображаемому. Тема природы отражалась не только в поэзии, но и в музыке и живописи. Музыкальным фоном нашего урока будут произведения из альбома " Времена года" Петра Ильича Чайковского и, анализируя стихи поэтов 19 века, мы обратимся к репродукциям картин художников-пейзажистов И.И. Левитана, И.С.Остроухова и др.
Запишите число и тему урока
3. Эксперимент.
Проведем небольшой эксперимент. Я буду называть слова, связанные с темой нашего урока, а вы должны записывать поэтические ассоциации, возникающие у вас.
- Когда мы думаем о поэзии и говорим "природа", что первым делом вспоминаем?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова "зима", "весна", "лето", "осень"?
Постарайтесь подобрать такие слова и выражения, которые наиболее ярко смогут охарактеризовать определенное время года. ( Звучит музыка из альбома " Времена года" П. И. Чайковского)
Прочитайте свои записи. (Ответы учащихся)
Весна - солнце, тепло, капель, дожди, трава и т.д.
Лето - солнце, жара, цветы, пение птиц, радость и т.д.
Осень - опавшие желтые листья, дожди, грусть и т.д.
Зима - белый и пушистый снег, морозы, снежинки, сугробы и т. д.
Сравнивая ваши записи, мы увидели, что названия времен года вызывают схожие мысли и воспоминания.
4. Слово учителя. А вот в поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с настроением радости и веселья, грусти и печали. И в этом мы можем убедиться, познакомившись стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. И.С.Никитина, И.З.Сурикова и др. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет любовь к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы.
5. Анализ стихотворений русских поэтов XIX века о родной природе.
А. Обратимся к стихотворениям, посвященным зиме.
Чтение и анализ стихотворений "Зимняя ночь в деревне" И. Никитина и "Зима" И. Сурикова. (Читает ученик)
- Какие чувства по отношению к зиме испытывают поэты?
- Какое стихотворение понравилось больше? Почему?
- Какие мотивы стихотворений нашли отражение на картине Л.Каменева "Зимняя дорога"? (Работа с репродукцией картины Л.Каменева "Зимняя дорога"). Подберите строки, которые соответствуют картине. ("Зимняя ночь в деревне" - Пусто, одиноко:. При описании этой картины можно вспомнить также строки из стихотворения И.З.Сурикова "Зима" - И под утро снегом:")
Б. Чтение и анализ стихотворений о весне Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" и "Весенний дождь" А.А.Фета.
- А сейчас послушаем стихотворения, посвященные весне. И первым в этом ряду будет стихотворение Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится". (Читает ученик)
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
- Прочитайте глаголы, какое впечатление они создают?
Стихи, посвященные весне, написал и А.А.Фет. Сего стихотворением " Весенний дождь" вы уже знакомы. Вспомним это стихотворение.
- А какие чувства вызывает это стихотворение? Какие впечатления оставляет?
- Как вы думаете, ребята, почему так много жизни в стихотворениях о весне?
А как художники описывают весну в своих картинах? Рассмотрим репродукции картин Левитана "Март", "Весна. Большая вода".
(Работа с репродукцией картины Левитана "Март", "Весна. Большая вода")
- Какие краски преобладают на картине Левитана?
- Что общего в настроении стихотворений и картин?
- Какому стихотворению соответствует картина "март"?
- А теперь взгляните, какую весну изобразил на своем полотне "Весна. Большая вода" художник Левитан?
- Какие краски он использовал? Нравится ли вам эта весна? Хочется ли попасть в место, изображаемое на картине?
- А какое время года вы любите? А любите ли вы лето? Почему? Давайте же послушаем, как описывает лето поэт Иван Никитин в стихотворении "Утро"
В. Чтение и анализ стихотворения И.Никитина "Утро".
Г. Лето в природе сменяется осенью, и мы проследим, как это время года отражается в поэзии, и в частности в стихотворении Ф.И.Тютчева " Есть в осени первоначальной:"
Чтение и анализ стихотворения Ф.И.Тютчева " Есть в осени первоначальной:"
- Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И.Тютчева?
- Почему ее поэт величает "дивной"?
- Какие слова помогают нам ярко представить картину осени? (Эпитеты и сравнения). Найдите их.
6. Самостоятельная работа и ответы учащихся.
Слово учителя.
Таким образом, описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
- Посмотрите и скажите, какую осень изобразил в своей картине "Золотая осень" художник И.С.Остроухов? (Работа с репродукцией картины И.С.Остроухова "Золотая осень")
- Какие краски он использовал?
- Какие чувства вызывает картина?
Мы увидели, как описывали красоту природы художники, услышали, какие стихи о природе сочинили известные русские поэты. А сейчас нас ждет творческая мастерская.
7. Творческая мастерская.
Задание. Нужно подобрать свои эпитеты вместо пропущенных слов. (Звучит тихая музыка).
:: картина,
Как ты мне родна:
:.. равнина,
:: луна,
Свет небес ::.,
И ::: снег,
И саней ::
::: бег.
8. Сопоставление работ учащихся со стихотворением А.А.Фета "Чудная картина".
Вы убедились, что создавать стихи о природе не так-то просто. Но мы и не ставили целью соревноваться с великим поэтом, а лишь попытались описать красоту природы.
9. Подведение итога и выставление оценок.
Сегодня мы познакомились со стихотворениями Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.Никитина, И.З.Сурикова и попытались понять их, прочитать выразительно, передавая настроение поэта. Сами поработали в творческой мастерской, соревнуясь с поэтом. И самое главное, что этот урок показал вам, что стихи требуют от читателя сопереживания и погружения в мир поэта.
10. Домашнее задание.
- Выберите наиболее понравившееся стихотворение о природе, обоснуйте свой выбор.
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения, проанализируйте его.
- Выучить одно стихотворение наизусть.