Технология критического мышления -
направленное, закономерное изменение способностей обучающихся анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Традиционные методы обучения не всегда могут помочь в достижении современных целей образования. По окончании школы ученик должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
Технология развития критического мышления является одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
На уроках литературы я люблю использовать технологию развития критического мышления, так как школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Я представляю вашему вниманию программу серии уроков литературы для 5 класса «Басенный мир И.А.Крылова. Осмеяние пороков». Программа рассчитана на 3 часа и должна быть встроена в работу в начале учебного года, ориентирована на развитие критического мышления учащегося.
Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки можно через их осмеяние. Каждая басня Крылова представляет собой небольшой урок по правилам хорошего тона, по правильному поведению в обществе. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, глупость и другие пороки. Басни Крылова давно стали классикой иносказательного жанра. Знаменитый баснописец умел тонко и остро высмеивать людские недостатки через аллегорические образы животных. Его сатирические строки актуальны и на сегодняшний день.
Представленная серия уроков необходима для того, чтобы учащиеся смогли научиться оценивать поступки людей, стали задумываться об отрицательных качествах человека, постарались бы не допустить и искоренить эти качества в себе.
Практическая форма проведения уроков позволит сформировать навыки критического мышления учащихся.
Организационные требования: удобное пространство для групповой работы, листы, тетради по литературе, маркеры, мультимедийное оборудование.
Основу данной программы составляет следующее учебное пособие: Программа по литературе для 5 классов общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, издание, М. Просвещение, 2019.
Цель программы - сформировать критического мышление через работу над баснями И.А.Крылова.
Задачи:
- Актуализировать знания о жизни и творчестве И.А.Крылова и узнать новое.
- Направить обучающихся к пониманию авторской позиции.
- Выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в басне.
- Развивать речь и творческое мышление обучающихся.
- Воспитывать в детях искренность, честность, скромность.
- Организовать рефлексию полученного опыта.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Результаты программы рекомендуется проверять через то, что участники:
- знают о творчестве И.А.Крылова: объясняют понятие «басня», знают особенности данного жанра, знают, чему учат басни.
- умеют анализировать басни и видеть авторскую позицию.
Учащиеся получат опыт благодаря выполнению работ и ответов на вопросы, проектированию и реализации проектов и рефлексии.
Итогом программы и способом проверки результатов прохождения программы станет создание буклетов. Оценка удовлетворенности работой осуществляется с помощью процедуры самооценки и обсуждения общего результата.
Темы уроков:
- Тема 1. «Иван Андреевич Крылов. Особенности басни как жанра «Свинья под дубом». (1 урок).
- Тема 2. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д.». (1 урок).
- Тема 3. «Художественный проект «Книга мудрости народной». (1 урок).
Риски:
- Реализация программы может занять больше времени в зависимости от темпа работы класса, навыков коммуникации. Поскольку важно пройти все этапы до конца, нужно иметь время в запасе.
- Возможно, что «слабым» ученикам понадобится помощь в создании проекта «сильных» учеников и учителя.
Сценарии проведения уроков литературы
Тема 1. «Иван Андреевич Крылов. Особенности басни как жанра «Свинья под дубом» (1 урок)
Цель (для учителя) |
Актуализировать знания учеников по теме и подготовить к работе над проектом. |
Цель (для учащихся) |
Систематизировать знания о жизни и творчестве И.А.Крылова и об особенностях басни как жанра. |
Предварительная подготовка учащихся |
Урок «Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ХVIII века)». |
Ресурсное обеспечение |
Мультимедийное оборудование, доска, видеоролик. |
Подготовка |
Подключить проектор, подготовить к просмотру видеоролик. |
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учеников |
Организационный этап: 2 минуты |
Учитель приветствует учеников, отмечает присутствующих. Учитель объявляет тему, рассказывает, что это серия уроков займет 3 ак.ч. и закончится реализацией групповых проектов. |
Настраиваются на урок, все достают тетрадь и учебник. |
Вступительный этап: 13 минут |
Слово учителя: В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник скульптора Клодта. Возле него всегда много детей. Они с интересом рассматривают фигуру сидящего человека. У него доброе, умное лицо. Немного ниже кресла на памятнике разместились различные животные: здесь выглядывает лисица, там - мартышка вертит в руках очки, а это злой волк взирает на беззащитного ягнёнка… Догадались, кому поставлен памятник? (Ответ: И.А.Крылову) |
Ученики внимательно слушают учителя и смотрят на экран. |
- Что вы знаете об этом человеке?
Может возникнуть ситуация, когда ребята ничего не знают о писателе, тогда обращаю внимание на годы жизни, век, одежду, какие произведения он написал и др. - Вы услышали ответы одноклассников. А теперь составьте в тетрадях кластер «Иван Андреевич Крылов». |
Актуализация знаний. Ученики устно отвечают на поставленный вопрос. После ответов составляют кластер в тетрадях. | |
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? | Формулирование темы урока и цели. | |
Слово учителя: с творчеством И.А.Крылова вы уже знакомились в начальных классах, сегодня мы постараемся вспомнить факты из жизни великого баснописца, а также узнаем новое.
Учитель включает видеоролик о жизни и творчестве И.А.Крылова, после просмотра отвечает на вопросы учащихся. После ученики дополняют кластер. |
Ученики самостоятельно составляют конспект во время просмотра видеоролика. Записывают основные факты из жизни И.А.Крылова.
Дополняют кластер. |
|
- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. Как вы понимаете эти слова? Эпиграф: «Кто не слыхал его живого слова? Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней». |
Чтение эпиграфа, высказывание предположений. Формулирование проблемного вопроса. |
|
- Что это за «бессмертные творения Крылова», о которых идёт речь в стихотворении? (Ответ: басни)
- Какой вопрос возникает? (Ответ: что такое басня?)
|
Самостоятельно дают определение басни.
Сравнивают определения. Редактируют, если требуется. |
|
Этап художественного восприятия: 8 минут |
Аудио
- Ребята, мы прослушаем сейчас басню И.А.Крылова «Свинья под дубом». Ваша задача послушать басню и проследить за интонацией рассказчика, какие эмоции передает нам автор? |
Слушают аудио. Отвечают на вопросы, какая интонация у рассказчика, какие эмоции возникают. |
Выразительное чтение басни по ролям
|
3 ученика читают басню по ролям, остальные слушают. После прослушивания ученики комментируют чтение, хвалят, если оно было удачным, если нет, то дают советы. |
|
Этап анализа: 8 минут |
- Ребята, мы с вами записали, что такое басня. Каждая басня имеет нравоучительный характер. Что такое нравоучение? (Ответ: совет, поучение, наставление, внушение правил)
|
Ученики устно отвечают на вопрос.
|
- Басня - особенный жанр. И.А.Крылов писал в баснях о животных, а подразумевал людей. У этого есть название - аллегория, то есть иносказание. Может ли такая история произойти с людьми? Герои этой басни - Свинья, Ворон и Дуб. Если мы с вами перенесем характеры животных на людей, то Ворон, Дуб и Свинья - это какие по характеру люди? | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
- В каких строчках заключена мораль басни? Актуальна ли басня в наше время? Приведите различные ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.
- Чему учит нас басня? - Какой же порок показывает в этой басне Крылов? - Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, а какие - о невежестве? |
Отвечают устно на вопросы. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
Заключительный этап: 4 минуты |
Беседа:
Задание: вернитесь, пожалуйста, к нашему кластеру. Дополните его. |
Отвечают устно на вопросы. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Работа с кластером. |
Рефлексия: 9 минут |
Прием «Шесть шляп мышления»
|
Работа в группах. Отвечают на вопросы. Слушают других. |
- Обратите внимание на книжную выставку. Посмотрите, пожалуйста, книги. | Рассматривают книжную выставку. | |
Домашнее задание: 1 минута |
Учитель объясняет ДЗ.
|
Записывают ДЗ, задают вопросы |
Тема 2. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.». (1 урок)
Цель (для учителя) |
Совершенствовать умение понимать и интерпретировать содержание басен, систему образов героев; определять смысл иносказания. Перейти к созданию группового проекта. |
Цель (для учащихся) |
Ученик научится анализировать басню как один из жанров литературы; создание проекта. |
Предварительная подготовка учащихся |
«Иван Андреевич Крылов.
|
Ресурсное обеспечение |
Удобная аудитория для групповой работы, лист А4 (для буклета), маркеры, фломастеры, карандаши и ручки разного цвета, мультимедийное оборудование, учебник. |
Подготовка |
|
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учеников |
||||||||||||||
Организационный этап: 2 минуты |
Учитель приветствует учеников, отмечает присутствующих. Учитель помогает распределиться классу на группы. |
Настраиваются на урок, распределяются на 3 группы, достают листы для буклета, письменные принадлежности. |
||||||||||||||
Вступительный этап: 3 минуты |
Актуализация знаний
- Ребята, у вас на столе лежат карточки. Я предлагаю вам работу в группах. Вы должны выбрать, на какой карточке написано правильное определение басни. - Вспомните особенности басни и назовите их. |
Актуализация знаний. Ученики устно отвечают на поставленные вопросы. |
||||||||||||||
- Дома вы прочитали басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Какие же цели вы поставите перед собой на уроке? | Формулирование темы урока и цели. | |||||||||||||||
Этап художественного восприятия: 8 минут |
Выразительное чтение басни по ролям
|
В каждой группе ученики распределяют роли, читают басню по ролям, остальные слушают. После прослушивания ученики комментируют чтение, хвалят, если оно было удачным, если нет, то дают советы. |
||||||||||||||
Этап анализа: 10 минут |
Учитель раздает каждой группе таблицу, которую нужно заполнить. (У каждой группы своя басня). Ученики обсуждают задание, заполняют таблицу.
|
Работа в группах. Ученики обсуждают ответы, заполняют таблицу.
|
||||||||||||||
Заключительный этап: 16 минут |
Задание: перейти к созданию буклета: - Обложка (1 страница) - Краткая биография И.А.Крылова (2 стр.) - Особенности басни (у каждой группы своя басня), осмеяние порока, чему учит данная басня (3 стр) - Иллюстрация к басне (4 стр) |
Создание буклетов. У каждого ученика своя задача. Кто-то отвечает за иллюстративный материал, кто-то за теоретический и т.д. |
||||||||||||||
Рефлексия: 5 минут |
«Незаконченное предложение»
|
Ребята устно отвечают на вопросы. |
||||||||||||||
Синквейн «И.А.Крылов» или «Басня» (по выбору). | Индивидуальная работа. Составляют синквейн (по выбору). По желанию озвучивают синквейн. | |||||||||||||||
Домашнее задание: 1 минута |
Учитель объясняет ДЗ.
|
Записывают ДЗ, задают вопросы. |
Тема 3. «Художественный проект «Книга мудрости народной» (1 урок)
Цель (для учителя) |
Организовать презентацию готовых буклетов «Книга мудрости народной».
|
|
Цель (для учащихся) |
Презентовать групповой продукт (буклеты) «Книга мудрости народной».
|
|
Предварительная подготовка учащихся |
Тема 1. «Иван Андреевич Крылов. Особенности басни как жанра «Свинья под дубом» Тема 2. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне». Осмеяние пороков Реализация проектных идей. Подготовка к презентации проекта. |
|
Ресурсное обеспечение |
Проекты учеников |
|
Подготовка |
Не требуется |
|
Этапы и время |
Действия учителя |
Действия учащихся |
3 мин.
|
Учитель коротко называет этапы, которые прошли ученики в рамках данной программы, акцентирует внимание на том, что данный урок завершающий и обозначает его задачи:
|
Настраиваются на работу. |
8 минут.
|
Консультирует учеников по готовым проектам. |
Ученики готовятся к презентации проектов, обсуждают в группе проект, доделывают и корректируют, если требуется, распределяют роли. |
24 мин. - презентация проектов |
Организовывает представление проектов.
|
Представляют проекты по примерному плану |
8 мин. - подведение итогов |
Организовывает итоговое обсуждение: какую роль играют басни в творчестве И.А. Крылова, что высмеивает И.А. Крылов, чему учат басни, актуальны ли они в наше время?
Рефлексия
|
Подводят итог. Отвечают на вопросы.
Объясняют свои награждения. |
2 мин. - завершение |
Благодарит ребят за работу. |
Благодарят друг друга за работу. |
Методы и приемы технологии развития критического мышления помогают делать уроки насыщенными и непохожими друг на друга, а работу обучающихся - деятельностной, эффективной и интересной.
Апробировав технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она дает хороший результат: позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, учащиеся учатся аргументировать свою позицию, учатся сотрудничеству, работая в группах, формируется умение планировать свою деятельность, ставить цели, анализировать результаты своей деятельности.
Я рекомендую на уроках литературы использовать данную технологию, так как она эффективна, поскольку способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения, что сейчас требуется в ФГОС.
Литература
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Критическое мышление: технологии развития. - СПб: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. - 192 с.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление? - "Русский язык", 2002, № 29.
- Разумовская Т.В. Глобальное образование в российской школе. - «Завуч», 1999, № 8.
- Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод. Пособие. - М.: Народное образование, 1996.