Оформление урока: портреты поэтов, рисунки соответствующие творческому видению поэтов, в центре – большой рисунок, изображающий мироздание как лик женщины (символ).
Звучит космическая музыка ( “Спейс”: “Волшебный полет”).
На большом белом “камне” сидит девушка в белом (ученица).
Ученица: “Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитающие в воде, морские звезды и те, которых нельзя видеть глазом, – cловом, все жизни совершают свой жизненный круг. Уже тысячи веков, как земля населена живыми существами, и эта бледная луна зажигает свой фонарь. На лугу просыпаются с криком журавли, майские жуки слышны в липовых аллеях. Тела живых существ превращаются в камни, воду, в облака, а души сливаются в одну. Во мне живут все души. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, все… Я открываю уста, чтобы говорить. Слышите ли вы меня…, меня…, меня… (Фрагмент написан по мотивам чеховской “ Чайки”).
( Музыка).
Учитель. Голос природы зовет и манит к себе человека. Во все времена люди хотели понять, что такое природа, космос, как устроен мир. Конечно, на эти вопросы в первую очередь искала и ищет ответы наука. Но искусство – это тоже необходимая форма познания окружающего мира, возникшая вовсе не случайно в процессе становления разумной жизни. И художники, и мыслители тоже приоткрывают завесу над Вселенной. Как же это сделали поэты XIX–XX веков: А.Фет, Ф.Тютчев, Б.Пастернак, Н.Заболоцкий?
I. А. Фет. ...Вчитываюсь в прекрасные строки, душа замирает, очарованная магией поэзии. Поэт не старается списывать природу, а преимущественно воспроизводит впечатления природы на свою душу.
(Сообщение ученика об особенностях фетовской поэзии).
А.Фет в природе видит гармонию, чувство, которое испытывает поэт, – это восторг души, очарованной природой. Любимое время суток у поэта – ночь. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему: “Здравствуй, ночь”.
(Литературно-музыкальные композиции составлены учителем и учащимися).
( Бетховен: “К Элизе”).
1 ученик.
Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!
Опять и опять я люблю тебя,
Тихая, теплая,
Серебром окаймленная!
Робко, свечу потушив, подхожу я к окну…
Меня не видать, зато сам я все вижу…
2 ученик.
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песней соловьиной
Разносится тревога и любовь.Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной – и последней, может быть.
(Вивальди: “Времена года”, “Весна”).
3 ученик.
Я долго стоял неподвижно,
В далекие звезды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал…, не помню, что думал,
Я слушал таинственный хор,
И звезды тихонько дрожали,
И звезды люблю я с тех пор…
4 ученик.
Тихая, звездная ночь,
Трепетно светит луна;
Сладки уста красоты
В тихую, звездную ночь.
Друг мой! В сияньи ночном
Как мне печаль превозмочь?..
Ты же светла, как любовь,
В тихую, звездную ночь.
Друг мой, я звезды люблю –
И от печали не прочь…
Ты же еще мне милей
В тихую, звездную ночь.
5 ученик.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…, я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
6 ученик.
Как нежишь ты, серебряная ночь,
В душе расцвет немой и тайной силы!
О окрыли – и дай мне превозмочь
Весь этот тлен бездушный и унылый!Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля – и теплится, как море.Мой дух, о ночь, как падший серафим,
Признал родство с нетленной жизнью звездной
И, окрылен дыханием твоим,
Готов лететь над этой тайной бездной.
7 ученик.
Целый мир от красоты
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
II. Ф.Тютчев. Удивительный и своеобразный поэт. Так же, как и А.Фет, Тютчев – вдохновенный певец природы, но Тютчев – прежде всего поэт-мыслитель.
( Сообщение ученика об особенностях поэзии Тютчева).
“По свойству своего таланта Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль…”. Тютчев не просто любуется природой, а она обычно вызывает у него размышления о загадках мироздания, вечных вопросах бытия.
Какие же тайны не дают покоя поэту? О чем заставляет задуматься поэта природа?
Анализ стихотворений:
“В небе тают облака” (вечность природы)
“Не то, что мните вы, “природа”… (особый язык)
“О чем ты воешь, ветр ночной” (хаос в природе)
“Ночное небо так угрюмо” (непостижимость ее)
“Как океан объемлет шар земной” (беспредельность мира)
“Последний катаклизм” (эволюция мироздания)
“Природа – сфинкс” (таинственность)
III. В XX веке традиции А.Фета и Ф.Тютчева продолжает Борис Пастернак. Но продолжает по-своему. Он мастер своеобразного пейзажа.
(Сообщение ученика об особенностях поэзии Б. Пастернака).
(Песня. Музыка М. Таривердиева на стихи Б. Пастернака: “Никого не будет дома”).
В пейзаже Б. Пастернака “…границы между человеческим и природным миром настолько размываются, что “и шелест листьев был как бред.”, “Здесь уже не человеческий мир уподобляется природному и раскрывается через него, а наоборот”. У Пастернака деревья спорят о человеке с ветром, демон обещает вернуться лавиною.
Отсюда и особая метафоричность его поэтического языка.
Чтение понравившихся метафор (домашнее задание)
- Заря из сада обдавала стекла кровавыми слезами сентября.
- Пусть ветер рябину занянчив, пугает ее перед сном.
- Пред ним стоит на перекрестке, который полузанесло,
- Береза со звездой в прическе и смотрится в его стекло и т.д.
Несмотря на сложность поэтических образов, поэзия Пастернака эмоциональна, потому что он любуется природой, ощущает полное единение с нею.
Дождь – любимое явление природы поэта. Послушаем литературно-музыкальную композицию на тему дождя.
1 ученик.
Устанешь – погоду проведать пойдешь,
Засасывает писать без отрыву.
Наскучит – и к двери. А за дверью – дождь.
Как рис из мешка и как град торопливый.
(“Событье сада”).
2 ученик.
Ужасный! Капнет и вслушается.
Все ли он один на свете
Мнет ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель…
(“Плачущий сад”).
3 ученик.
…Косые капли. У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шел спор. Я замер. Про меня!Я чувствовал, он будет вечен,
Ужасный, говорящий сад.
Еще я с улицы за речьюКустов и ставней – не замечен;
Заметят – некуда назад:
Навек, навек заговорят.
(“Душная ночь”).
4 ученик.
У капель – тяжесть запонок,
И сад слепит, как плес,
Обрызганный, закапанный
Мильоном синих слез.Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.
( “Ты в ветре, веткой пробующем…”).
5 ученик.
Пронесшейся грозою полон воздух.
Все ожило, все дышит, как в раю.
Всем роспуском кистей лиловогроздых
Сирень вбирает свежести струю.Все живо переменою погоды.
Дождь заливает кровель желоба,
Но все светлее неба переходы
И высь за черной тучей голуба
(“После грозы”).
6 ученик.
А спустишься в этот же сад ввечеру,
Посмотришь на уголь в куле и стропила,
И врезаны знаки в листву и кору,
Что солнце еще раз его посетило.Стемнеет, и тонешь душой в теплоте
При мысли о выпавшем саду событьи.
Дом настежь. Луна – простыней на тахте
И ветер, как замысла первые нити.
(“Событье сада”).
И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели “божьего мира”, как он называл природу. Понимая лучше других, какие трудности предстоят его будущим читателям, Пастернак в одном из своих стихотворений (“Когда разгуляется”) изложил свою философскую концепцию.
(Сообщение учащихся об устройстве храма, а не “мастерской”. Под куполообразным небом – “простор земли”. Это и есть прекрасная “внутренность собора”. Целые поколения смотрели “изнутри” этого храма в звездное небо, в “вечность”, Вселенную. В разноголосице Вселенной слышны голоса Земли, которые сливаются в хор, хор Природы).
IV. Н.Заболоцкий. Наше представление о теме природы, космоса в лирике было бы не полным, если бы мы не обратились к творчеству выдающегося поэта нашего времени Н. А. Заболоцкого, который по-своему развил эту тему, посмотрел на нее с позиции нашего современника. Мысль поэта интересна: человек – часть природы, но в то же время он творец такой природы, какой в самой природе нет. Эта “природа” – творчество человека.
(Чтение наизусть стихотворения “На закате”).
Прослушаем стихотворение “Я не ищу гармонии в природе”.
– Кто из предыдущих поэтов осмеливался так говорить? Где же искать гармонию?
(Чтение стихотворения).
(По мнению Заболоцкого, в Человеке как части природы, ее произведении, ее мысли и ее разуме. Сознание присуще природе, оно “глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека”. Поэтому именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая “вековечная давильня” заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку).
Итог урока. Итак, мы сегодня убедились в том, как индивидуально восприятие и изображение природы у каждого из поэтов, о которых мы говорили.
Для А.Фета Природа – это, прежде всего красота:
Целый мир от красоты –
От велика и до мала.
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Для Ф.Тютчева – тайна. Природа – сфинкс, – скажет поэт.
Для Б.Пастернака – единство всего. Пейзаж у поэта вписан в картину всего мира, всей Вселенной, все едино, и потому любое действие может привести к изменению в ней:
Тенистая полночь стоит у пути.
На шлях навалилась звездами,
И через дорогу за тын перейти
Нельзя, не топча мирозданья.
Для Н.Заболоцкого Природа – создательница Разума:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Домашнее задание будет носить творческий характер. Ученикам предстоит написать свои стихотворения о природе, космосе, мироздании, при этом, не забывая о том, что природа в лирике является не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Они могут следовать в своем творчестве Тютчеву и Фету, Пастернаку и Заболоцкому, но я им советую следовать себе. Читаю стихотворение на заданную тему, которое написала сама:
Сошел на Землю тихий час.
В вечернем сумраке тумана,
Как будто слышен божий глас,
И нет в нем правды и обмана.Горит звезды далекий свет.
Я постигаю невозможность.
– Вопрос. – Ответ? – Вопрос.– Ответ?
В душе отвага и тревожность.– Скажи, звезда, сейчас скажи,
К чему так часто сумрак снится?
Ты не мерцай и не дрожи,
Что завтра с нами совершится?
Затеплю свечку у окна,
Глазами поищу величья
И в полной тишине одна
Я помолюсь – не для приличья:
Остановись, огонь звезды,
Не падай на людей в горячке.
Но не уйти нам от судьбы –
Так что ж просить у ней подачки.
( Музыка. Рахманинов “Свете тихий”).