Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством С. Устинова, освоить текст в единстве содержания и формы, овладеть умением чтения и анализа рассказа с привлечением литературоведческих понятий жанр рассказа, олицетворение;
- развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, речи;
- привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири, побудить школьников задуматься о уязвимости природного мира, о необходимости бережного отношения к животному и растительному миру.
Оборудование урока: слайды «Природа Восточной Сибири», презентация «Друг зверей и друг детей», выставка книг писателя С.К. Устинова.
Словарь к уроку:
- Рассказ – описание какого-нибудь события, случая.
- Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого, перенесение человеческих свойств на животных.
- Стланик – низкорослый стелющийся кустарник.
- Скрадывать – утаивать, скрывать
Примерное содержание урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Пересказ эпизода из эвенкийской сказки «Умусликэн» и беседа
- Почему Умусликэн отказался от награды, которую предлагали ему жители освобождённого города?
- Почему он вновь покидает дом? ( он отправляется искать людей, близких по крови и языку, мать эвенкийского народа Энин Буга)
3. Слово учителя.
- Ребята, в эвенкийской сказке «Умусликэн» встречаются слова: род, родина, народ. Назовите слово, которое является историческим родственником. Это слово природа. А что такое природа? ( Это то, что мы видим, чем дышим, от чего зависит наша жизнь). Очень хорошо сказал о природе поэт С.А. Есенин: «Все мы яблони и вишни одного дерева, дерева жизни. И поэтому природа – это и огонь, и вода, и растения, и камни, и животные, и люди».
На уроках мы познакомимся с рассказами о природе наших сибирских писателей Семёна Устинова, Алексея Смирнова, Валентина Распутина.
Прочитайте строки, написанные на плакате:
Я сорвал цветок –
И он завял.
Я поймал жука –
И он умер у меня в руке.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павло Гвездослав
- Что это значит: прикоснуться к природе сердцем?
Природа нашего края очень красива. Давайте совершим небольшое путешествие в наши леса (просмотр слайдов).
- Как бы вы сказали одним словом о природе нашего края? (уникальная, т.е редкая, исключительная)
4. Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с рассказом Семёна Устинова «Любопытный бурундук» и в конце урока ответим на вопрос: «Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?
5. Рассказ учителя о писателе с показом презентации «Друг зверей и друг детей»
Семёну Климовичу Устинову в этом году исполнилось 75 лет. «Друг детей и друг друзей»- так называют его. Когда С. К.Устинов был маленьким, в лес его брал отец-охотник. С тех пор прошло много времени. Будущий писатель окончил институт, стал биологом- охотоведом и начал работать в заповеднике. Именно здесь писатель находит героев своих книг. «Пусть всё живое живёт»,- утверждает он в рассказах.
Рассказы Семён Климович печатает в журнале «Сибирячок». Устинов не только печатает рассказы, но и обосновался в журнале под именем «Леший Кеша». Любовью ко всему живому пронизано каждое его слово: «Не губите редкое животное, растение, не поднимайте руку на живое без необходимости.»
6. Чтение рассказа С.К. Устинова « Любопытный бурундук» [1]
7. Беседа с учащимися [2]
- Какие чувства испытывали при чтении рассказа?
- Что вы узнали о жизни бурундука в тайге?
- В каком месяце рождаются бурундучата? Сколько их бывает в семье? Как долго они живут с мамой?
- Как оповещает бурундук о надвигающейся непогоде?
- Чем питаются бурундуки?
- Какова раскраска шёрстки бурундуков?
- Кого опасается бурундук?
- Почему рассказ называется «Любопытный бурундук?
- Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.
- Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?
Бурундук - чудо природы. Прочитав рассказ, мы все полюбили этого любопытного зверька, и помог нам в этом автор.
8. Учащиеся составляют устный рассказ о бурундуке по своим воспоминаниям.
9. Домашнее задание:
пересказать рассказ и разгадать кроссворд. По ключевому слову по вертикали(8) вы догадаетесь, о чём будет рассказ А. Смирнова, с которым мы познакомимся на следующем уроке
- Дерево с белыми душистыми цветками и чёрными ягодами. (Черёмуха)
- Их употребляют в пищу бурундуки. ( Семена)
- Любимое лакомство бурундука. (Орех)
- Звуки, которые издаёт бурундук перед непогодой, (Ульканье)
- Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. (Тигр)
- Низкорослый стелющийся по земле кустарник. (Стланик)
- Место, где бурундук хранит запасы на зиму. (Кладовая)
Литература
- Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5 – 6 классов общеобразовательных школ / Автор -составитель О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
- Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к хрестоматии для 5 – 6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007