Природа и человек в рассказе С. Устинова "Любопытный бурундук" (урок литературы в 5-м классе)

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством С. Устинова, освоить текст в единстве содержания и формы, овладеть умением чтения и анализа рассказа с привлечением литературоведческих понятий жанр рассказа, олицетворение;
  2. развивать эмоциональное восприятие художественных произведений, образного и аналитического мышления, творческого воображения, речи;
  3. привлечь внимание к уникальности природы Восточной Сибири, побудить школьников задуматься о уязвимости природного мира, о необходимости бережного отношения к животному и растительному миру.

Оборудование урока: слайды «Природа Восточной Сибири», презентация «Друг зверей и друг детей», выставка книг писателя С.К. Устинова.

Словарь к уроку:

  • Рассказ – описание какого-нибудь события, случая.
  • Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого, перенесение человеческих свойств на животных.
  • Стланик – низкорослый стелющийся кустарник.
  • Скрадывать – утаивать, скрывать

Примерное содержание урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

Пересказ эпизода из эвенкийской сказки «Умусликэн» и беседа

  • Почему Умусликэн отказался от награды, которую предлагали ему жители освобождённого города?
  • Почему он вновь покидает дом? ( он отправляется искать людей, близких по крови и языку, мать эвенкийского народа Энин Буга)

3. Слово учителя.

- Ребята, в эвенкийской сказке «Умусликэн» встречаются слова: род, родина, народ. Назовите слово, которое является историческим родственником. Это слово природа. А что такое природа? ( Это то, что мы видим, чем дышим, от чего зависит наша жизнь). Очень хорошо сказал о природе поэт С.А. Есенин: «Все мы яблони и вишни одного дерева, дерева жизни. И поэтому природа – это и огонь, и вода, и растения, и камни, и животные, и люди».

На уроках мы познакомимся с рассказами о природе наших сибирских писателей Семёна Устинова, Алексея Смирнова, Валентина Распутина.

Прочитайте строки, написанные на плакате:

Я сорвал цветок –
И он завял.
Я поймал жука –
И он умер у меня в руке.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павло Гвездослав

- Что это значит: прикоснуться к природе сердцем?

Природа нашего края очень красива. Давайте совершим небольшое путешествие в наши леса (просмотр слайдов).

- Как бы вы сказали одним словом о природе нашего края? (уникальная, т.е редкая, исключительная)

4. Постановка цели урока.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Семёна Устинова «Любопытный бурундук» и в конце урока ответим на вопрос: «Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?

5. Рассказ учителя о писателе с показом презентации «Друг зверей и друг детей»

Приложение1.

Семёну Климовичу Устинову в этом году исполнилось 75 лет. «Друг детей и друг друзей»- так называют его. Когда С. К.Устинов был маленьким, в лес его брал отец-охотник. С тех пор прошло много времени. Будущий писатель окончил институт, стал биологом- охотоведом и начал работать в заповеднике. Именно здесь писатель находит героев своих книг. «Пусть всё живое живёт»,- утверждает он в рассказах.

Рассказы Семён Климович печатает в журнале «Сибирячок». Устинов не только печатает рассказы, но и обосновался в журнале под именем «Леший Кеша». Любовью ко всему живому пронизано каждое его слово: «Не губите редкое животное, растение, не поднимайте руку на живое без необходимости.»

6. Чтение рассказа С.К. Устинова « Любопытный бурундук» [1]

7. Беседа с учащимися [2]

- Какие чувства испытывали при чтении рассказа?

- Что вы узнали о жизни бурундука в тайге?

- В каком месяце рождаются бурундучата? Сколько их бывает в семье? Как долго они живут с мамой?

- Как оповещает бурундук о надвигающейся непогоде?

- Чем питаются бурундуки?

- Какова раскраска шёрстки бурундуков?

- Кого опасается бурундук?

- Почему рассказ называется «Любопытный бурундук?

- Каково отношение автора к изображаемому? Найдите и прочитайте в рассказе те места, где отношение автора проявляется наиболее ярко.

- Смог ли писатель прикоснуться сердцем к красоте природы?

Бурундук - чудо природы. Прочитав рассказ, мы все полюбили этого любопытного зверька, и помог нам в этом автор.

8. Учащиеся составляют устный рассказ о бурундуке по своим воспоминаниям.

9. Домашнее задание:

пересказать рассказ и разгадать кроссворд. По ключевому слову по вертикали(8) вы догадаетесь, о чём будет рассказ А. Смирнова, с которым мы познакомимся на следующем уроке

  1. Дерево с белыми душистыми цветками и чёрными ягодами. (Черёмуха)
  2. Их употребляют в пищу бурундуки. ( Семена)
  3. Любимое лакомство бурундука. (Орех)
  4. Звуки, которые издаёт бурундук перед непогодой, (Ульканье)
  5. Крупное хищное млекопитающее семейства кошачьих. (Тигр)
  6. Низкорослый стелющийся по земле кустарник. (Стланик)
  7. Место, где бурундук хранит запасы на зиму. (Кладовая)

Литература

  1. Хрестоматия. Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5 – 6 классов общеобразовательных школ / Автор -составитель О.Н. Шахерова. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007.
  2. Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к хрестоматии для 5 – 6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007