Методическая разработка урока на тему "Социальная антиутопия в русской и мировой литературе. Роман-антиутопия Е.Замятина «Мы»". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: углубить представление учащихся о жанре антиутопии; через обсуждение произведения вывести их к рассмотрению философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции; расширить предметную компетенцию.

Оборудование: текст романа-антиутопии Е.Замятина “Мы”; портреты писателей: Е.Замятина, М.Салтыкова-Щедрина, Н.Чернышевского, Ф.Достоевского, Дж. Оруэлла, Р.Брэдбери и книги с их произведениями; фоном на уроке звучат произведения Скрябина.

I. Организационный этап.

II. Реализация домашнего задания: сообщения учащихся о биографии Е.Замятина и творческой истории романа “Мы”.

III. Мотивация учебной деятельности.

1. Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.

– Что может объединять таких разных, на первый взгляд, писателей и их произведения? (Каждый из них в той или иной мере затрагивал проблему устройства государства и места человека в этом государстве)

Чем роман Чернышевского выделяется из этого ряда? (В четвёртом сне Веры Павловны автор рисует идеальный мир, в котором свободный труд с использованием техники гармонично сочетается с отдыхом, нравственным совершенством людей, гармонией человека и природы. В произведениях других авторов идеальный мир создаётся подавлением человеческой индивидуальности и нивелированием потребностей.)

2. – Как сумело Единое Государство в романе Е. Замятина удовлетворить материальные и духовные запросы своих граждан? (Материальные проблемы решены в ходе Двухсотлетней войны; победа над голодом одержана за счёт гибели большей части населения; духовные запросы подавляются, ограничиваются и строго регламентируются.)

– Как достигается иллюзия счастья в романе? (Зелёная Стена ограждает от всего мира; Часовая Скрижаль отняла у граждан возможность интеллектуального и художественного творчества; создана целая система подавления инакомыслия: Бюро Хранителей, Операционное Бюро, Великая Операция; доносительство возведено в ранг добродетели.)

– Итак, “идеальный” общественный порядок достигнут насильственным путём: упразднением свободы. Но почему же насилие над личностью вызывает восторг у людей? Потому что у Государства есть оружие страшнее Газового Колокола. Это оружие - слово. Именно оно может подчинить человека чужой воле, оправдать насилие и рабство, заставить поверить, что несвобода и есть счастье. Эта мысль в романе особенно важна, так как проблема манипулирования сознанием актуальна и в наши дни.

– Какие же доказательства истинности счастья Нумеров даны в романе? (Ответы учащихся с опорой на текст: записи 2-я, 7-я, 11-я, 20-я и другие)

– В чём сила и слабость приведённых доводов? (Сила и убедительность в их логичности, но в этом и слабость. Нельзя переносить логику, применимую к технике, на человеческую жизнь. Человек заменяется нумером, а это позволяет подойти к личности с холодной арифметикой Раскольникова: человек – вошь.)

– Личность, сформировавшаяся в таких условиях, ощущает себя “вошью”, песчинкой, “миллионной долей тонны”. Именно так чувствует себя главный герой в начале повествования. Как Замятин изображает эволюцию Д-503 от осознания себя микробом в этом мире до вселенной внутри себя? (Герою не дают покоя носы, такие разные при всей одинаковости Нумеров; свободные часы, которые каждый проводит по-своему; его волосатые руки, “капля лесной крови”; ведение дневниковых записей, не поощряемое государственной идеологией. То есть в Д-503 сохранились крошечные остатки человеческой природы, неподвластные Единому Государству.)

– Какие перемены происходят с нашим героем, когда в его жизни появляется I-330? (Ответы учащихся с опорой на текст)

– Герой вступает в конфликт не только с Государством, но и с самим собой. В нём борются долг перед обществом с любовью к I-330, рассудок - с душой, сухая математическая логика – с человеческой природой. Одинок ли наш герой? (Нет. Своим поведением вызов Государству бросает I-330, под её влияние попадает поэт R-13, доктор, выдающий липовые справки, даже О-90, слабая и беззащитная, ощутила потребность в простом счастье материнства. И это только наиболее яркие персонажи. А есть ещё те, кто взорвал Зелёную стену, пытался захватить Интеграл...)

– Итак, что же противостоит Единому Государству? Почему такой мир обречён на гибель? (Противостоит душа человека, способность любить и страдать. Ограничив человека, Государство ограничило и себя, перестав задавать вопрос “А что дальше?” (запись 30-я), а это привело к остановке в развитии.)

IV. Роман “Мы” в контексте мировой литературы.

1) Сообщения учащихся по произведениям Дж Оруэлла “1984”, Р. Брэдбери “451? по Фаренгейту”.

2) Сопоставление образа градоначальника Угрюм-Бурчеева из “Истории одного города” Салтыкова-Щедрина и Благодетеля у Замятина.

V. Домашнее задание:

Главный вопрос, поставленный Замятиным в романе: сможет ли выстоять человек перед насилием над его совестью, душой? Как бы вы ответили на этот вопрос с позиции XXI века? (мини-сочинение)

Посмотреть художественный фильм “Дивергент”, написать отзыв (по желанию)