Класс: 1 курс.
Цель урока: изучение сатиры в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина»; развитие умений сжато излагать содержание прочитанного; доносить свою позицию до других; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели.
Ход урока по этапам (по Шадрикову)
|
Этапы работы |
Содержание этапа |
1 |
Организационный момент, включающий:
|
Урок рассчитан на 90 минут (1 пара)
Положительный настрой обучающихся (юмор и сатира вызывают у них положительные эмоции). |
2 |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
|
Проверка знаний
Критерии достижения цели: правильное сопоставление терминов с их содержанием в определениях. Возможные действия педагога (маловероятно в данной учебной группе): Методы: фронтальный письменный опрос. Мотивирование: получение оценки, подготовка к изучению новой темы.
Критерии оценки за проведение разминки:
|
3 |
Изучение нового учебного материала.
|
Изучение нового учебного материала. 1. Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Шедрина (литературная визитка - опережающее индивидуальное задание.
Цель: расширить знания о .жизни и творчестве Щедрина
Мы с вами должны попытаться проследить меняются ли средства и объекты сатиры в творчестве известного автора . Какие политические взгляды сатирика сыграли при ключевую роль. Давайте вспомним, что являлось объектом осмеяния в «Сказках для детей изрядного возраста. Студенты предлагают свои версии определения. Учитель подводит итог беседе (слайд презентации). Как вы считаете в «Истории одного города» объект сатиры изменится? Обучающиеся отвечают отрицательно, утверждая, ссылаясь на факты биографии, что Шедрин до конца остался верен своим убеждениям. 2. История создания, жанр, сюжет и композиция книги «История одного города»
Цель: Познакомить обучающихся с замыслом писателя и романом в целом.
Преподаватель открывает слайд с замыслом, историей создания книги,
Преподаватель объясняет, что объектами сатиры является не история государства, а градоначальники, которые являются гротескным изображением пороков государственной власти в России.
Групповая я работа над «Описью градоначальников»: прочитать и выписать в тетрадь 3-х градоначальников и их деяния. Отметить средства сатиры, к которым прибегает автор, создавая эти образы.
3. Анализ глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния».
Цель: Определение действий градоправителей в отношении народа, и государства.
Преподаватель просит обучающихся разбиться на мини-группы (4 человека) и подготовить материал для дальнейшего его изучения и заполнения в таблицу (показывается слайд презентации с таблицей и критериями).
Подготовка идёт с использованием текста и учебника с указанием номеров страниц. Формируется 5 рабочих групп, которые получают задания по карточкам.
Преподаватель разъясняет алгоритм выполнения наиболее трудных заданий, несёт вспомогательную консультативную функцию при возникновении трудностей в обработке материала у каждой группы индивидуально (Приложение №2).
Совместное изучение материала с помощью презентаций работы группы представителями от групп. Записи остальными студентами в тетрадях нового материала. Развитие коммуникативных способностей в работе малых групп.
Оценка работы экспертной группы (Приложение №3) Озвучиваются результаты работы каждого члена группы по критериям разработанным преподавателем.
|
4 |
Задание на дом, включающее:
|
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, КОТОРЫХ ОН ХОЧЕТ ДОСТИГНУТЬ:
Задание: сочинение-эссе.
|
5 |
Рефлексия, предполагающая:
|
Подведение итогов занятия.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
|