Литература
-
"Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2008
Урок-путешествие по теме "Уездный город N в комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" разработан для учащихся 7–8-го классов (в зависимости от программы, по которой работает учитель) и направлен на то, чтобы обобщить знания о героях комедии, их поступках; познакомить учащихся с особенностями построения сочинения в жанре путевых заметок.
-
"Узора милого не зачеркнуть" (Смысловая палитра стихотворения О.Мандельштама "Дано мне тело – что мне делать с ним…"). 11-й класс 2011
Анализ поэтических текстов на уроках литературы – трудная задача для учителя. Данный урок поможет сделать работу учителя и учащихся интересной, увлекательной и познавательной, потому что предполагает использование игровых моментов, элементов технологии «Французский демарш», технологии развития критического мышления. Необычная форма урока даст возможность учащимся не только разгадать тайны поэзии Серебряного века, но и познать самих себя.
-
"Умники и умницы" по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Урок-игру предлагается проводить после изучения пьесы "Ревизор". Игра помогает проверить знание учащимися текста произведения, понимания характеров персонажей. Игра формирует коммуникативные навыки, позволяет проявить свои личностные качества, способствует развитию воли, самообладания, концентрации внимания, собранности, формирует конкурентоспособную личность.
-
"Умницы и умники" по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Обобщающий урок построен в форме игры «Умницы и умники». Школьники выступают в роли Геллы, Берлиоза, Понтия Пилата, Азазелло, Маргариты, Ивана Бездомного, Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Бегемота, Левия Матвея, Коровьева и Воланда.
-
"Унылая пора! Очей очарованье!" (Стихотворения русских поэтов об осени) 2007
Урок русской литературы в 5-м классе. Конспект урока из цикла "Времена года", разработанного в рамках программы по литературе В.Г. Маранцмана. На уроке дети знакомятся с отрывком из поэмы И.А. Бунина "Листопад", со стихотворениями К.Д. Бальмонта "Поспевает брусника" и Н.А. Заболоцкого "Сентябрь". Большое внимание уделено произведениям изобразительного искусства и музыки, посвященным осени.
-
"Урал – каменная сказка России". Интегрированный урок (география + литература) 2010
Основная цель урока – сформировать представление о природе и природных богатствах Урала, обобщить знания учащихся о талантливом, самобытном писателе П.П. Бажове, чья жизнь и творчество были связаны с Уралом, охарактеризовать героев сказов, охарактеризовать сказ как жанр. В 8-м классе урок по сказам Бажова даётся в рамках внеклассного чтения (к юбилею писателя).
-
«Умереть – тоже надо уметь…» (по роману Э.Шмитта «Оскар и Розовая дама»). 9–10-е классы 2018
Урок-открытие по произведению Э.Шмитта «Оскар и Розовая Дама» – это урок раздумья, размышления над такими вопросами, которые рано или поздно каждый из нас решает для себя сам. Что такое любовь к ближнему, доброта, милосердие, сострадание? Мы теряем ощущение истинных ценностей, таких как семья, честь, дружба, любовь, всё чаще подменяя их зажиточностью, неумеренным потреблением и обладанием «престижными» вещами.
-
«Умом Россию не понять...» (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева) 2018
Программа по литературе для 10–11-х классов предусматривает 3 часа на изучение творчества Ф.И.Тютчева (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева.) знакомит учащихся со стихотворениями, посвященными России. Методом, обеспечивающим понимание и интерпретацию текстов, выбран герменевтический круг, который обеспечивает медленное чтение. Среди формируемых компетенций главное место в данной методической разработке занимает развитие читательской компетенции.
-
Уильям Шекспир. Писатель и его время. 8-й класс 2011
Урок знакомит с эпохой Возрождения, с биографией У.Шекспира. На уроке затрагивается «шекспировский вопрос».
-
УМР занятия по литературе «А.К.Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики» 2020
Методическая разработка учебного занятия посвящена творчеству поэта 19 века А.К.Толстого. Занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС, Рабочей программой, содержит разнообразные современные приемы работы со студентами.
-
Употребление в речи этикетных слов 2014
Урок русского языка в 5-м классе посвящен изучению этикетных слов. Формирует представление о речевой ситуации, тренирует в использовании этикетных слов в различных ситуациях общения. Уроки по речевому этикету воспитывают бережное отношение к слову, формируют устойчивый интерес к изучению русского языка.
-
Упражнения для занятий по скорочтению к разделу «В мире профессий» 2023
В современном образовании профориентационную работу с учащимися необходимо начинать в младшем школьном возрасте, для расширения представлений о мире труда и профессиях. Задания по профессиям расширяют кругозор учащихся, обогащают представления младших школьников о мире труда, воспитывают интерес и бережное отношение к труду взрослых и его результатам.
-
Уральский период в творчестве И.П. Малютина, энтузиаста русской литературы 2013
Урок литературы для учащихся 8–11-х классов: реализация национально-регионального компонента. В ходе подготовки к уроку учащимися была подготовлена выставка, посвященная творчеству автора. В ней размещены подлинные черновые наброски, рисунки, подаренные З.Д. Слудновой, его внучкой, в архив школьного литературно-краеведческого музея. На уроке учащимся предложена групповая форма работы, завершается разговор об авторе викториной. Итогом работы на уроке является оценивание собственной деятельности и деятельности класса.
-
Урок - дискуссия по роману Элионор Портер "Поллианна" 2013
Урок-дискуссия по роману Элинор Портер «Поллианна» представлен в материале компьютерной презентации. В процессе дискуссии учащимся предстоит выяснить, нужно ли человеку радоваться, зачем ему это нужно, можно ли этому научить или научиться?
-
Урок - литературная игра по поэме "Руслан и Людмила" с использованием ИКТ 2009
Цель урока: игры с использованием ИКТ обобщение разговора о первой пушкинской сказке; весело и в игровой форме повторить изученное произведение; развитие детской фантазии и воображения; воспитание у учащихся нравственности и положительных эмоций.
-
Урок - экскурсия: "Изучение поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2003
Предлагаю открытый урок-экскурсию по изучению поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" в Знаменском монастыре у могилы Е.И. Трубецкой.
-
Урок -защита исследовательского проекта "Певец души народной" (по творчеству М.А. Шолохова). 11-й класс 2014
Урок проводится в форме защиты проекта. Цель: включение учащихся в процесс познания, поиска и переработки информации, обучение умению делать выводы, обобщать, сопоставлять факты в дискуссии. Урок формирует в учащихся умение самостоятельно добывать знания, исследовать, делать выводы и обобщать сказанное, а также представляет учащимся возможность увидеть и оценить результат своего труда.
-
Урок – беседа по внеклассному чтению в 6-м классе по теме "Блокадный Ленинград и ленинградцы" 2009
В последнее время в средствах массовой информации мало уделяется внимания данной теме. Далеко не все ученики знают суть подвига города Ленинграда и его жителей. Задача учителя – помочь учащимся ощутить связь поколений, проникнуться уважением и сопереживанием к своим близким, родным, участникам Великой Отечественной войны.
-
Урок – виртуальная экспедиция "Из прекрасного далёка в необычное сегодня…" 2011
Урок – виртуальная экспедиция может быть проведен как учебное занятие или как внеаудиторное мероприятие. Разработка занятия составлена таким образом, что вести его может один преподаватель, например, биологии или географии, так и совместно с преподавателем литературы при изучении тем по Хабаровскому краю. Данное занятие рекомендовано проводить в краеведческом музее. Однако при использовании качественной слайдовой презентации можно провести и в любой аудитории.
-
Урок – композиция по литературе "Женские образы в русской литературе XIX–XX вв.". 11-й класс 2010
Урок поможет обобщить знания о женских образах в русской литературе XIX–XX веков (роль женщины в семье и обществе), показать умения учащихся анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
-
Урок – конкурс чтецов "Слава героям!" 2019
Любовь русского народа к своей Родине беспредельна и беззаветна. Когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать все силы на защиту. Мы гордимся подвигами наших воинов, наших защитников. Великая Отечественная война – это боль, которая никогда не остынет в наших сердцах. Ведь она унесла человеческие жизни. Урок-конкурс посвящен героям, воевавшим за наше счастье, за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, погибшим за наше Отечество.
-
Урок – круглый стол по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой" 2013
Урок проходит в форме беседы вокруг круглого стола, где обсуждаются вопросы сохранения человеческих ценностей прошлого, вопросы сохранения природных богатств на примере произведения В.Распутина. Учащиеся отвечают на вопросы, зачитывают наиболее значимые для них фрагменты из повести, комментируют их, высказывая свою точку зрения; учатся разбираться в психологии личности, устанавливать причинно-следственные связи.
-
Урок – литературная гостиная «Башня» Вяч.Иванова 2025
Цели и задачи урока: обобщение знаний по теме, формирование системно-целостного представления об эстетике символизма в искусстве путем погружения школьников в атмосферу художественной, творческой жизни начала ХХ века, выявление общих точек соприкосновения между различными видами искусства, обучение ролевому поведению и диалогическому общению.
-
Урок – литературное кабаре "Бродячая собака". 11-й класс 2011
Серебряным веком принято называть период на рубеже XIX–XX веков, отличительными чертами которого стали взлёт русской культуры, появление «поэтического и художественного ренессанса». Представленный урок поможет окунуться в увлекательную атмосферу «поэтического ренессанса», прикоснуться к миру ярких талантов и творческих индивидуальностей, побывать в одном из самых известных литературно-артистических кабаре г. Петербурга «Бродячая собака».
-
Урок – посвящение – размышление (урок литературы и внеклассного чтения в 9 классе) 2005
Разработка урока, цель которого – помочь учащимся понять одну из сложных страниц в биографии А.С.Пушкина.
-
Урок – презентация книги "Подснежник" 2007
Предоставлена стенограмма открытого урока – презентация книги "Подснежник". Урок познакомит с содержанием книги "Подснежник", повысит интерес учащихся к творческой деятельности, научит детей делать фото, видеозаписи.
-
Урок – творческая мастерская в 6-м классе "Ведет нас по жизни Надежда" (по рассказу Б.П. Екимова "Возвращение") 2011
Урок – творческая мастерская знакомит учащихся с рассказом Бориса Екимова "Возвращение". Цель урока – духовно-нравственное воспитание обучающихся. Создаются условия для осмысления ими такой нравственной ценности, как "надежда". Школьникам предоставляется возможность конструирования собственного знания по её пониманию. Создаются условия для самоактуализации, самореализации и самооценки обучающихся, формирования активной жизненной позиции, ответственности за свои поступки.
-
Урок – творческая мастерская по литературе в 8-м классе по теме "Мир вещей в рассказе М. Осоргина «Пенсне»" 2025
Данный материал представляет собой разработку урока литературы. Урок нацелен на знакомство с фактами биографии писателя М.А.Осоргина, рассказом «Пенсне»; помощь обучающимся в повторении тропов; развитие навыков выразительного чтения, анализа текста. На уроке используются творческие задания, которые развивают мышление и воображение на основе коллективной творческой работы.
-
Урок – условно-ролевая игра "Поэтическое кафе"
2011
Урок проводится в 11-м классе по трём направлениям русской поэзии начала XX века: символизм, акмеизм и футуризм. Позволяет раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся.
-
Урок – устный журнал по русской литературе XX века, посвященный К.Бальмонту 2009
На уроках литературы мы работали над созданием проекта по творчеству К.Бальмонта. Класс разделился на 5 групп, условно названных "биографы", "литературоведы", "искусствоведы", "чтецы", "компьютерщики". Конечный результат совместной деятельности - устный журнал в трех частях с прологом и эпилогом.