Цели урока:
- Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
- Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
- Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (редакторы –составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев)
Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, цели, проблемы.
Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,
А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.
3. Эвристическая беседа перед обращением к анализу текста, сообщение заранее подготовленного ученика, учителя.
-Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?
Низким.
- Почему?
Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.
В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века , было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.
- Почему?
Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.
- Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?
Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.
Сообщение учащегося:
Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями .
- В чем были убеждены просветители, во что верили?
Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.
- Каков идеал человека для классицистов?
Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.
Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.
4. Анализ комедии.
Каковы же проблемы комедии Фонвизина?
1.Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?
2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..
3. Бесправие крестьян- и произвол помещиков.
Итак, перед нами комедия (жанр).
- Докажите это. Каковы задачи комедии?
1. Нравоописательная- описание нравов жизни своего времени.
2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.
3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии “Недоросль”.
Но это классицистская комедия, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам.
- Какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?
1. Соблюдение единства времени и места действия.
2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.
3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.
4. Наказывается порок, вознаграждается добродетель (дидактизм).
- А от каких канонов классицизма отходит писатель?
1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры?
2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?
3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?
4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?
5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?
6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?
- Как же построена пьеса? (Сюжет).
Обычно в комедиях классицистов была фабула, основанная на любовной коллизии, был любовный треугольник, были претенденты (2) на руку молодой девушки, влюбленные в нее. Один из них одерживал победу, другой терпел поражение. Порой их было 3-4.
Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”
- Есть в пьесе любовная интрига?
Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.
- Когда происходит его завязка? (письмо Стародума, которое читает Правдин).
-Кульминация? (похищение Софьи, организованное Простаковой)
- Развязка? (соединение Софьи и Милона).
Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.
Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы- общественно- политический.
- Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?
Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:
1. Учителя, Тришка
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2 явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о Тришке.
- Какова их роль?
Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян.
- Смеется автор над ними?
Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их.
2. Связанные с учителями и Тришкой комические сцены, которые имеют первостепенное значение в пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).
Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.
3.Отрицательные герои.
- Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?
- Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?
Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”.
- Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).
- Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?
- Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.
- К какому выводу приходит автор? Русское дворянство не отвечает своему назначению, дворяне нравственно вырождаются.
- А каким изображен двор, придворные? (д.3 явл.1; д.5 явл.1).
И здесь тоже: “Дворянин недостоин быть дворянином!”.
Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).
- Когда происходит завязка общественно-политического конфликта?
- Кульминация?
- Развязка?
Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ.
4. Положительные герои.
Итак, кто пресекает зло в комедии?
- Что мы узнаем о Правдине, Стародуме и Милоне, о их убеждениях и взглядах?
Развернутый ответ заранее подготовленного учащегося.
Итак, это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.
В.Г. Белинский: “В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…”
- Кто же способен исправить дворян, развращенных крепостным правом, разрешить назревший общественно-политический конфликт?
- Что говорят об этом Стародум, Правдин?
Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин еще не понял истинную суть екатерининского царствования, которому Стародум ставит безнадежный диагноз “больного неизлечимо”.