Методическая разработка урока на тему "В поисках потерянной души"

Разделы: Литература


(Слайд №2) - Приложение 1

Цели урока:

  • Приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, формировать навыки анализа прозаичного произведения, наглядно показать своеобразие её рассказа, неповторимость и уникальность речи писателя.
  • Воспитать чувства сострадания, сопереживания, чувства добрых, чутких отношений к близким.

Оформление урока:

Эпиграф.

И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы - человечество!

Г. Бакланов. (Слайд №3)

- Дополнительные материалы о В. Токаревой.

- "Словарь русского языка" С. И. Ожегова.

- Песня Аниты Цой "Мама"/Приложение 2/

- Выставка книг писательницы.

Ход урока

I. Чтение отрывков (наизусть - 5 учеников) из рассказа.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Отрывки из какого произведения вы услышали?

Кто автор этого произведения, и как оно называется?

- Сегодняшняя тема урока звучит так: "В поисках потерянной души:" А чем же мы будем заниматься на уроке? Давайте, все вместе подумаем над этим.

- Значит, будем искать "душу"? Какую?

- Потерянную. А как вы понимаете значение слова "душа"?

Из словаря Ожегова:

1. Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. (Слайд №4)

- Найдите синонимы к слову "душа".

(Дух, сердце, покой) - (Слайд №5)

- Скажите, а почему теряют и ищут душу?

/В каких-нибудь необычных ситуациях теряют душу; а ищут, чтобы обрести покой/

Вывод. Действительно, ребята, мы сегодня будем исследовать рассказ В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть". И постараемся проанализировать это произведение в плане нашей темы, т.е. выясним: обретут ли герои писателя душу и покой?

- Итак, давайте начнем наше исследование по рассказу.

III. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя.

Главное свойство дарования Петербургской писательницы В. Токаревой - входить "в объяснение жизненных явлений" нашло выражение в том направлении её творчества, которое связано с темой "истории души" - её развития, меняющихся свойств и состояний, потери и её поиски, в произведениях разных лет звучат мотивы души. Это - "О счастии с младенчества", "Осень", "Не требуй" и другие. И конечно же рассказ "Я есть. Ты есть. Он есть". Во всех этих произведениях В. Токарева с огромной любовью к своим героям показывает их сложную, но интересную жизнь, неординарные отношения, их душу, духовное богатство.

/Сообщение учащегося о книгах В. Токаревой/ (Слайды № 6-7)

2. Вспомним краткий сюжет рассказа:

- О чем идет речь?

- О чем она рассказывает?

3. Представьте себя, что вы - читатель: какое впечатление произвел этот рассказ?

4. Теперь вы - журналист: какие проблемы затрагивает читатель? Нравственные проблемы, проблемы души, проблемы СПИДа.

- Вспомните, что это за семья? Чем занимается Анна? Олег?

- Почему они живут только вдвоем?

/муж умер в лаборатории/

- Оба они какие? Как они живут дома?

/механически делают все, что положено/

- Как Анна встречает своего сына с работы?

/открывает сыну дверь,

"встречает у порога как преданная собака"/

- Вы знаете, что каждая семья имеет свои традиции, ибо человек без традиций - голый, равно, как и общество. Еще какие традиции есть в этой семье?

/в традиции Олега и Анны входило звонить друг другу, отмечаться во времени и пространстве: я есть, ты есть/

- Каково было их душе в этой семье? Ради кого и чего жила Анна?

/ "пристанище - ее сын"/

5. Вы - литературовед.

- Давайте, попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы:

Душа, где она? и как найти ее?

- В семье произошло нечто, которое разрушило все: традиции, привычки, покой. Что же это было?

/появилось новое лицо - Ирочка/

- Как изменилось состояние души Анны?

Давайте, сначала послушаем начало рассказа.

(Один из учащихся читает выразительно)

- Легко ли было Анне принять третье лицо - Ирочку?

- Как Анна восприняла все, что происходило вокруг сына Олега - хирурга по профессии?

- Какая художественная деталь нам помогает раскрыть тогдашнее состояние Анны?

/беспокойные ночи, Мариуполь - 9 букв,

Ставрополь - 10 букв/

- Разница всего в одной букве: 9-10. Но как они действуют на героиню? Что же случилось дальше? Почему они не смогли жить вместе?

- Что предлагает молодым Анна? По отношению к молодым размена квартиры - это жестоко или нет?

- Жестоко. А как они поступили по отношению к Анне?

/не сказали о свадьбе/

- И теперь как мы можем оценить состояние Анны? Каково ей в этом мире? Почему плохо? /Она потеряла душу. А ее душа - это сын, ради которого она живет/

- Ушел сын вместе с Ирочкой: Анна осталась одна. И вдруг через некоторое время вернулся сын. Все было как обычно: "Звонок в дверь. В дверях повернулся ключ. Вошел Олег. Снял ботинки. Надел тапки. Как будто не было семи месяцев разлуки, просто пришел домой:" А что же случилось?

- А почему нужна стала теперь мама?

/чтобы оставить Ирочку/

- Что предлагает Олег матери?

/ чтобы она ухаживала за Ирочкой/

- А как нужно было ухаживать за ней? Что предлагает травник? Какая деталь имеет значение в раскрытии этого эпизода?

/капля: 1,2,3: 7,6,5:1. Итак, каждый день -

9 месяцев/ (Слайд №8)

- Выдержат ли Олег и Анна такое испытание, такой срок? Кто сильнее?

- Почему Анна согласилась на все это?

/ "надо было действовать. А значить жить".

У нее душа не потерялась/ (Слайд №8)

- А Олег. Почему он ушел на второй план?

/его волновала работа, другая женщина/

- Анна поняла, что должна жить ради Ирочки и собаки. Когда все это произошло?

/Когда она увидела "первую положительную

динамику"/ (Слайд №8)

- А как Олег воспринимает эту новость?

/Никак - ни радости, ничего:/

- Кто в этом рассказе потерял душу, а кто нашел ее?

/Олег потерял, Анна и Ирочка - нашли/

- В чем заключается смыл выражения: "найти душу"? Как вы понимаете его смысл? В чем они нашли потерянную душу?

/В самих себе. Жить ради близких - это есть

счастье, это есть покой, смысл жизни/

- В каких произведениях можно найти подобные проблемы и их пути решения?

- Традиции каких писателей продолжает Виктория Токарева?

6. Рассмотрим цветопись по отношению к героям рассказа: в начале рассказа, в середине и в конце произведения. Какие значения заключены в них?

Анна - розовый - серый - розовый,

Олег - розовый - серый - черный,

Ирочка - серый - черный - розовый.

IV. Выводы и итоги к уроку.

И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы - человечество!
Г. Бакланов. (Слайд №9)

Значит, ребята, мы должны научиться находить смысл жизни, служить своим идеалам, быть нужным человеком в этом трудном, полном испытаний мире. Как Анна, как Ирочка. Ведь все мы живем только один раз.

V. Домашняя работа. Напишите сочинение на тему: "Размышления по поводу:"

Приложение.