Цели урока:
- Приобщить учащихся к прозе Виктории Токаревой, формировать навыки анализа прозаичного произведения, наглядно показать своеобразие её рассказа, неповторимость и уникальность речи писателя.
- Воспитать чувства сострадания, сопереживания, чувства добрых, чутких отношений к близким.
Оформление урока:
Эпиграф.
И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы - человечество!
Г. Бакланов. (Слайд №3)
- Дополнительные материалы о В. Токаревой.
- "Словарь русского языка" С. И. Ожегова.
- Песня Аниты Цой "Мама"/Приложение 2/
- Выставка книг писательницы.
Ход урока
I. Чтение отрывков (наизусть - 5 учеников) из рассказа.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Отрывки из какого произведения вы услышали?
Кто автор этого произведения, и как оно называется?
- Сегодняшняя тема урока звучит так: "В поисках потерянной души:" А чем же мы будем заниматься на уроке? Давайте, все вместе подумаем над этим.
- Значит, будем искать "душу"? Какую?
- Потерянную. А как вы понимаете значение слова "душа"?
Из словаря Ожегова:
1. Это внутренний, психический мир человека, его сознание.
2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
3. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. (Слайд №4)
- Найдите синонимы к слову "душа".
(Дух, сердце, покой) - (Слайд №5)
- Скажите, а почему теряют и ищут душу?
/В каких-нибудь необычных ситуациях теряют душу; а ищут, чтобы обрести покой/
Вывод. Действительно, ребята, мы сегодня будем исследовать рассказ В. Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть". И постараемся проанализировать это произведение в плане нашей темы, т.е. выясним: обретут ли герои писателя душу и покой?
- Итак, давайте начнем наше исследование по рассказу.
III. Работа над темой урока.
1. Вступительное слово учителя.
Главное свойство дарования Петербургской писательницы В. Токаревой - входить "в объяснение жизненных явлений" нашло выражение в том направлении её творчества, которое связано с темой "истории души" - её развития, меняющихся свойств и состояний, потери и её поиски, в произведениях разных лет звучат мотивы души. Это - "О счастии с младенчества", "Осень", "Не требуй" и другие. И конечно же рассказ "Я есть. Ты есть. Он есть". Во всех этих произведениях В. Токарева с огромной любовью к своим героям показывает их сложную, но интересную жизнь, неординарные отношения, их душу, духовное богатство.
/Сообщение учащегося о книгах В. Токаревой/ (Слайды № 6-7)
2. Вспомним краткий сюжет рассказа:
- О чем идет речь?
- О чем она рассказывает?
3. Представьте себя, что вы - читатель: какое впечатление произвел этот рассказ?
4. Теперь вы - журналист: какие проблемы затрагивает читатель? Нравственные проблемы, проблемы души, проблемы СПИДа.
- Вспомните, что это за семья? Чем занимается Анна? Олег?
- Почему они живут только вдвоем?
/муж умер в лаборатории/
- Оба они какие? Как они живут дома?
/механически делают все, что положено/
- Как Анна встречает своего сына с работы?
/открывает сыну дверь,
"встречает у порога как преданная собака"/
- Вы знаете, что каждая семья имеет свои традиции, ибо человек без традиций - голый, равно, как и общество. Еще какие традиции есть в этой семье?
/в традиции Олега и Анны входило звонить друг другу, отмечаться во времени и пространстве: я есть, ты есть/
- Каково было их душе в этой семье? Ради кого и чего жила Анна?
/ "пристанище - ее сын"/
5. Вы - литературовед.
- Давайте, попробуем найти ответы на волнующие нас вопросы:
Душа, где она? и как найти ее?
- В семье произошло нечто, которое разрушило все: традиции, привычки, покой. Что же это было?
/появилось новое лицо - Ирочка/
- Как изменилось состояние души Анны?
Давайте, сначала послушаем начало рассказа.
(Один из учащихся читает выразительно)
- Легко ли было Анне принять третье лицо - Ирочку?
- Как Анна восприняла все, что происходило вокруг сына Олега - хирурга по профессии?
- Какая художественная деталь нам помогает раскрыть тогдашнее состояние Анны?
/беспокойные ночи, Мариуполь - 9 букв,
Ставрополь - 10 букв/
- Разница всего в одной букве: 9-10. Но как они действуют на героиню? Что же случилось дальше? Почему они не смогли жить вместе?
- Что предлагает молодым Анна? По отношению к молодым размена квартиры - это жестоко или нет?
- Жестоко. А как они поступили по отношению к Анне?
/не сказали о свадьбе/
- И теперь как мы можем оценить состояние Анны? Каково ей в этом мире? Почему плохо? /Она потеряла душу. А ее душа - это сын, ради которого она живет/
- Ушел сын вместе с Ирочкой: Анна осталась одна. И вдруг через некоторое время вернулся сын. Все было как обычно: "Звонок в дверь. В дверях повернулся ключ. Вошел Олег. Снял ботинки. Надел тапки. Как будто не было семи месяцев разлуки, просто пришел домой:" А что же случилось?
- А почему нужна стала теперь мама?
/чтобы оставить Ирочку/
- Что предлагает Олег матери?
/ чтобы она ухаживала за Ирочкой/
- А как нужно было ухаживать за ней? Что предлагает травник? Какая деталь имеет значение в раскрытии этого эпизода?
/капля: 1,2,3: 7,6,5:1. Итак, каждый день -
9 месяцев/ (Слайд №8)
- Выдержат ли Олег и Анна такое испытание, такой срок? Кто сильнее?
- Почему Анна согласилась на все это?
/ "надо было действовать. А значить жить".
У нее душа не потерялась/ (Слайд №8)
- А Олег. Почему он ушел на второй план?
/его волновала работа, другая женщина/
- Анна поняла, что должна жить ради Ирочки и собаки. Когда все это произошло?
/Когда она увидела "первую положительную
динамику"/ (Слайд №8)
- А как Олег воспринимает эту новость?
/Никак - ни радости, ничего:/
- Кто в этом рассказе потерял душу, а кто нашел ее?
/Олег потерял, Анна и Ирочка - нашли/
- В чем заключается смыл выражения: "найти душу"? Как вы понимаете его смысл? В чем они нашли потерянную душу?
/В самих себе. Жить ради близких - это есть
счастье, это есть покой, смысл жизни/
- В каких произведениях можно найти подобные проблемы и их пути решения?
- Традиции каких писателей продолжает Виктория Токарева?
6. Рассмотрим цветопись по отношению к героям рассказа: в начале рассказа, в середине и в конце произведения. Какие значения заключены в них?
Анна - розовый - серый - розовый,
Олег - розовый - серый - черный,
Ирочка - серый - черный - розовый.
IV. Выводы и итоги к уроку.
И пока мы способны сопереживать,
Страдать за других, как за себя,
Мы остаемся людьми!
Мы - человечество!
Г. Бакланов. (Слайд №9)
Значит, ребята, мы должны научиться находить смысл жизни, служить своим идеалам, быть нужным человеком в этом трудном, полном испытаний мире. Как Анна, как Ирочка. Ведь все мы живем только один раз.
V. Домашняя работа. Напишите сочинение на тему: "Размышления по поводу:"