Методическая разработка урока по книге С.Алексиевич "Последние свидетели"

Разделы: Литература, Конкурс «Помним тебя, неизвестный солдат»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тема: «Эту книгу надо читать бесконечно…»

Форма проведения: Урок внеклассного чтения.

Адресат: обучающиеся 5-8 классов.

Цель - создание условий для формирования патриотических качеств личности обучающихся средствами комплексного взаимодействия документально-художественной литературы и краеведческого компонента воспитания.

Задачи:

  • работать над воспитанием вдумчивого, внимательного отношения к литературе, исторической памяти;
  • развивать читательскую компетентность;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа текста.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Необходимое оборудование:

  • фотографии военных лет с изображением детей;
  • портреты пионеров-героев, которые будут вывешены на доску по ходу урока во время выступления «историков», выставка книг детской литературы о войне, фонограмма песни «Дети войны» в исполнении Т.Гвердцители.

Предварительное задание: выписать из толкового словаря значение слова «память»; принести фотографии из семейного альбома на тему «Дети войны» (при наличии); «историки» готовят информацию о детях на войне при помощи сайта «Великая Отечественная война», статья 65, по ссылке http://www.otvoyna.ru/statya65.htm (при наличии быстрого интернета возможно выполнение во время урока).

Тексты для прочтения и анализа: С.Алексиевич «Последние свидетели (сто недетских рассказов)», любое издание; электронный вариант по ссылке https://e-libra.ru/read/165324-poslednie-svideteli-sto-nedetskih-rasskazov.html.

Урок вызовет больший эмоциональный отклик у обучающихся при условии проведения его после чтения учителем вслух фрагментов произведения С.Алексиевич «Последние свидетели» на уроках русского языка и литературы (по 5 минут в начале каждого урока в течение 2-3 недель) в рамках акции «Читаем детям о войне».

Обучающиеся рассажены за отдельные столы произвольно сформированными группами по 5-6 человек.

На урок приглашены бабушки и дедушки, «дети войны».

Возможно проведение урока по данной модели и для других возрастных категорий учащихся.

В Приложении 1 помещены тексты (фрагменты из книги С.Алексиевич).

В описании урока курсивом выделены комментарии автора разработки, которые обучающимся не озвучиваются.

Сценарный план урока

Мотивация к учебной деятельности. Приветствие учащихся. Психологический настрой

Вот и прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Мы за парты тихо сядем и продолжим наш урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

- Внимательно прочитайте тему урока. О какой книге будем говорить сегодня? Дети готовы, отвечают, называют автора и произведение.

- Разгадайте все части моей загадки: «(1) Это место расположено в самом центре нашего посёлка…, (2) в этом месте всегда многолюдно, но есть два дня в году, когда все жители нашего посёлка собираются здесь… (3) и особые чувства объединяют нас всех: и старых, и малых…»

- Да, вы правы, это:

1) площадь у памятника погибшим односельчанам, участникам Великой Отечественной войны… (Слайд с изображением памятника);

2) эти дни - это 9 мая, когда мы участвуем в митинге, и 22 июня, когда проводим акцию «Свеча памяти»;

3) чувства радости и грусти объединяют нас всех. Но только ли они? Грустить и радоваться можно и дома, что тоже правильно и хорошо.

- Почему в эти дни нам хочется быть вместе с нашими односельчанами? Ваши предположения? Дети предполагают сами, а если не могут, то с помощью учителя, что есть особенное чувство - это чувство нашей ответственности перед Памятью - Памятью о павших воинах и о выживших, обо всех и обо всём, что связано с той страшной войной.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «ПАМЯТЬ»?

- Какое толкование даёт этому слову словарь? Дети высказываются и зачитывают выписки из словаря. (Слайд со значением слова)

Память - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. По словарю В.И.Даля

Учитель подчеркивает сочетание слов свойство души и просит объяснить его смысл.

Целеполагание

Добиваемся того, чтобы дети осознали цель урока как собственную учебную задачу: понять, почему эту книгу надо читать бесконечно.

Побуждение к осознанию:

- Трудно ли людям хранить память о прошлом? Что может помешать?

Побуждение к проблеме:

- В чём опасность потери памяти о прошлом своей страны и всего человечества?

- Какой возникает вопрос? Чему нам следует ещё научиться? Учитель помогает детям высказать, что память - это то. что может прерваться, потеряться по вине какого-то поколения, и если это произойдет, то уже никогда не восстановится, поэтому ответственность за сохранение памяти для следующих поколений лежит на каждом из нас.

- В каких формах можно хранить память о прошлом? Отвечая на этот вопрос, учащиеся назовут фотографии, старые предметы, вещи, музеи, видео, кинофильмы, воспоминания.

- А может ли книга быть памятником? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Групповая работа с текстом

Задание:

  • группа должна выбрать для работы фрагмент из предложенных учителем (см. Приложение 1) либо найденный самостоятельно в книге или по ссылке https://e-libra.ru/read/165324-poslednie-svideteli-sto-nedetskih-rasskazov.html;
  • подготовить выразительное чтение отрывка или его части в соответствии с регламентом до 3 минут звучания.

Результатом работы должно стать погружение в текст, который будет звучать в классе 15 минут. Дети уже могут быть знакомы с другими отрывками из книги, но каждое новое воспоминание неизменно вызывает эмоциональный отклик в душах детей, даже слезы.

- Молодцы, вы справились с задачей. Давайте немного помолчим, осмыслим прочитанное. (Возможно включение спокойной мелодии)

- Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного и услышанного. Скажите, о чём вы думаете после знакомства с новыми детскими воспоминаниями о войне?

- Как вы думаете, что помогает автору Светлане Алексиевич добиться того, что её книга «Последние свидетели» никого не оставляет равнодушным?

Рассматривая литературное произведение, ученики должны увидеть, как изменяется восприятие мира ребёнком в страшных условиях войны. Дети делятся впечатлениями и делают выводы о силе документальной прозы в доступной им форме.

Учитель обращает внимание обучающихся на фотографии военных лет с изображением детей, размещенные на классной доске либо на слайдах презентации, и говорит о том, что эти фотографии, кадры позволяют нам увидеть своими глазами пережитые детьми ужасы войны, а книга Светланы Алексиевич позволяет нам изнутри прикоснуться к их боли, вместе с ними прожить, прочувствовать все то, что пришлось пережить им. Хотя, конечно, только частично.

Включение фонограммы с записью песни «Дети войны» в исполнении Т.Гвердцители». (Слушаем стоя)

Этапная рефлексия

- А теперь я прошу вспомнить мой вопрос в начале урока: может ли книга быть памятником? Группы обсуждают и дают аргументированный ответ на вопрос. Еще раз возвращаемся к теме урока:

- Согласны ли вы с тем, что эту книгу действительно надо читать бесконечно? Почему? Дети приходят к выводу, что такие книги - это живое напоминание о прошлом, это история в лицах и судьбах. Это надо перечитывать, чтобы не терялась ПАМЯТЬ.

Выступление «историков» с отчётом по домашнему заданию

Информация, полученная обучающимися с сайта «Великая Отечественная война http://www.otvoyna.ru/statya65.htm, звучит на уроке, дополняя и расширяя картину детских страданий в годы войны:

- По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. - солдаты, остальные - старики, женщины, дети. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

В то же время у «историков» есть и другая миссия: показать, что дети не оставались в стороне от взрослой борьбы с фашизмом:

- Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начали действовать на свой страх и риск, который действительно был смертельным. Вот имена некоторых из них: Володя Казьмин, Юра Жданко, Леня Голиков, Марат Казей, Лара Михеенко, Валя Котик, Таня Морозова, Витя Коробков, Зина Портнова (рассказ учащегося сопровождается демонстрацией портретов пионеров-героев). Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали, а четверо: Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Леня Голиков, стали Героями Советского Союза. Эти ребята тоже были СОЛДАТАМИ ПОБЕДЫ, и многие из них остались неизвестными, как и взрослые герои войны.

Приём «Связь с жизнью»

Подготавливая учащихся к восприятию воспоминаний гостей урока, «детей войны», учитель выразительно читает воспоминание восьмилетнего Юры Карповича «Я видел…»:

- Я видел, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали. Это было весной…

Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз…

Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали с этими же желтыми кругами на шее...

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Вот почему мы не всегда понимаем наших детей, а они не понимают нас. Мы - другие люди. Забуду, живу, как все. А иногда проснешься ночью, вспомнишь - и кричать хочется…

- «Мы другие люди», - говорит Юрий. - Как вы думаете, ребята, почему они, дети войны, считают себя другими людьми?

- На нашем уроке сегодня, рядом с нами, есть люди, которые могли бы сказать о себе то же самое: мы другие люди… Приветствуем наших дорогих гостей и попросим их поделиться с нами своими воспоминаниями, если это не очень тяжело для них.

После выступлений «детей войны» (1-2 человека) учитель благодарит выступивших и обращает внимание на то, как созвучны воспоминания гостей тем, о которых мы узнали из книги Светланы Алексиевич.

Творческая работа «Спасибо тебе, Солдат Победы!»

- Ребята, наш урок проходит в школьном музее «Истоки». Вы много раз бывали здесь, видели и эту стеллу «Никто не забыт!» с именами наших погибших односельчан-марковчан. Много страданий принесла война людям, но наш великий народ выстоял и одержал Победу над фашизмом! Нашей славной Победе уже 77 лет! Сегодня у нас необычный урок, и закончить его хочется необычно! Я прошу вас сейчас, после всего прочитанного, сказанного, услышанного и увиденного сегодня, прислушаться к тому, что сейчас у вас в душе, и написать на этих листочках с красными звёздочками, подобными тем, что были на солдатских пилотках, то, что вы хотели бы сказать простому солдату, Солдату Победы, погибшему за нашу счастливую жизнь.

Работа по составлению письма может быть групповой, парной, индивидуальной, каждый ученик решает сам.

Заканчивается урок возложением гвоздик и писем к стелле в школьном музее, коллективным фото вместе с гостями урока на память.