Былины занимают особое место в русском фольклоре. Своим патриотическим содержанием (любовь к родине изображается в них, как самое возвышенное и сильное чувство) они перекликаются с нашим временем и имеют огромное воспитательное значение.
Задача учителя - развить у учащихся чувство уважения и любви к богатырям, защитникам родины.
На первом уроке учащиеся знакомятся с былинами, как одним из видов устного народного творчества, с содержанием былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник".
Работу над темой можно начать c повторения известных учащимся сведений о сокровищнице народной мудрости - устном народном творчестве, углубления знаний учащихся об основных видах устного народного творчества. Ребята называют песни, сказки, пословицы, поговорки и загадки.
Сообщая о былинах, об их исторической основе, времени создания, учитель должен психологически подготовить учащихся к восприятию сказаний о подвигах богатырей, об их величии и красоте: не княжеское войско освобождало родную землю от вражеской силы, а богатыри, которым приписывалось то, что совершал весь русский народ. Разъяснить, что в отличие от сказок, в былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней", ставшие преданиями.
Затем можно перейти к рассказу о былинном герое Илье Муромце, сыне крестьянском, которого народ сделал самым сильным и главным среди других богатырей. Былин о нем сохранилось больше, чем о ком-либо другом. Учащиеся называют знакомые им былины об этом богатыре: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Илья Муромец и Калин-царь", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Три поездки Ильи Муромца" и др. В них представлена вся поэтическая биография богатыря, подчеркивается, что он "крестьянский сын", утверждается его независимость от княжеской воли.
Можно предложить учащимся рассказать, что они знают об этом герое, а затем самому изложить историю исцеления и боевых подвигов Ильи Муромца.
Былина об "Илье Муромце и Соловье Разбойнике" рассказывает о первом подвиге богатыря.
Перед чтением былины необходимо сообщить следующее: текст ее записан со слов сказителя более ста лет тому назад, говорится в ней о далеком прошлом, поэтому в былине много устаревших слов; записана былина на севере, поэтому в ней встречаются диалектные слова и выражения северного края (не хоть, не мошъ, спущал, стрелил и т. д.). Один из песенных жанров фольклора - былины - сказываются речитативом (в древности исполнялись в сопровождении гуслей), поэтому произношение многих слов подчиняется былинному стиху ("А подъехал как ко силушке великой" и др.). Чтение былины сопровождается комментариями: разъясняется смысл устаревших слов и диалектных выражений, отдельных образов и картин, даются исторические справки.
В заключение урока учащиеся обмениваются впечатлениями о прочитанном и отвечают на вопросы.
Задание на дом: приготовить близкий к тексту пересказ былины и дать развернутый ответ на вопрос:
- Какой предстала перед героем родная земля, когда он отправился в стольный Киев - град?
Урок второй включает работу над текстом былины, знакомство с особенностями ее построения и языком. Дается понятие о гиперболе.
После проверки домашнего задания познакомить учащихся с построением былин, своеобразием их формы, показать, что система художественных средств подчинена прославлению величия Русской земли, ее героев и совершаемых ими подвигов.
Можно напомнить, что былинный мир - это одновременно сказка и действительность, вымысел и история. Почти каждая былина имеет в своей основе реальные корни. Сами исполнители называли былины старинами, подчеркивая их обращенность в прежние, стародавние времена.
Прочитать вступление к былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" и записать его в форме плана.
Продолжить чтение былины по частям, составить и записать план с указанием строк, соответствующих каждому пункту плана.
В процессе составления плана указать на одно из "общих мест" - изображение опасности. Зачитать описание вражеской силы под Черниговом, выяснить, с какой целью повторяется в нем слово черный.
Определить, что представляет собой второй враг, с которым встретился Илья Муромец, зачитать соответствующие цитаты. Найти деталь в былине, указывающую на страшную силу врага (Даже конь Ильи Муромца устрашился крика звериного и свиста соловьиного). Обратить внимание на отчество Соловья - "Одихматьев сын". Напомнить, что в былинах происходит смещение времен, что события XI-XII-XIV веков переплетаются между собой: сказитель каждой эпохи рассказывает былину с позиций своего времени. Картина первого подвига Ильи в ранних вариантах могла означать битву с половцами, а в более поздних - с татарами.
Проанализировать эпизод единоборства Ильи Муромца и Соловья Разбойника. Доказать, что верным помощником богатыря является только конь. Отметить детали, подчеркивающие сверхъестественную силу врага и богатырство Ильи. Сделать вывод о том, что чем сильнее враг, тем большим мужеством и физической силой должен обладать богатырь. Дать понятие гиперболы. Объяснить, что прием гиперболы помогает обобщить жизненные явления, сделать их более заметными и яркими. Богатырь, олицетворяющий весь русский народ, и Соловей Разбойник, заключающий в себе народные представления о вражеской силе, вбирают в себя черты и качества многих сотен защитников народа и многих сотен неприятелей.
Анализ эпизода завершить его выразительным чтением.
Выяснить роль повторений в былине. Учащиеся должны ответить на вопрос: "Сколько раз в былине описывается Соловей Разбойник и с какой целью?", найти троекратные повторения, определить, что они еще больше подчеркивают несгибаемое мужество и отвагу богатыря.
Повторению эпизодов соответствует повторение отдельных слов и целых фраз; учащиеся отыскивают в тексте былины яркие примеры повторов и определяют их назначение: они ведут к большей выразительности речи.
Провести наблюдение над языком былины, дать понятие постоянных определений, отыскать их в тексте былины.
Сделать обобщение о построении былин. Как правило, былины начинаются зачином, в котором в отличие от сказок указывается место и время действия. (Вспомнить лишенное конкретности традиционное начало многих сказок: "В некотором царстве, в некотором государстве..."). В отдельных былинах перед зачином бывает запев.
За зачином следует центральная часть былины, повествующая о подвигах богатыря. Повествование в ней ведется величаво и торжественно, действие как бы замедляется. Это замедление достигается употреблением так называемых общих мест (седлание коня, изображение вражеской силы и т. д.) и повторений.
В былинах изображается единоборство богатырей, все внимание сосредоточено на главном герое, совершающем великие подвиги. Каждая деталь будет необходима в предстоящей битве, поэтому сказители считают обязательным описать богатырей подробно. Действие былины обычно завершается концовкой.
В заключение желательно прослушать былину "Илья Муромец и Соловей Разбойник" в грамзаписи. Это поможет учащимся почувствовать все своеобразие былины, научит правильно читать ее.
Дома учащиеся готовят пересказ статьи "О былине" и выразительное чтение эпизода единоборства Ильи Муромца с Соловьем Разбойником.
Урок третий посвящается анализу образа Ильи Муромца в единстве со всей системой художественных средств.
Примерные вопросы для беседы:
1. Кто такой Илья Муромец?
2. Почему он покинул родной Муром? Куда и зачем он направляется? Подтвердите свою мысль текстом.
3. О чем был предупрежден богатырь? Как характеризует его решение ехать прямоезжей дорогой.
4. Как повел себя Илья Муромец, встретившись со страшным врагом?
Выяснить черты характера Ильи Муромца, проявленные в борьбе с врагами: мужество, любовь к родине и народу (обращаем внимание на преувеличение богатырской силы Ильи Муромца и его верного коня).
Во время беседы уместно рассмотреть рисунок художника Е. Кибрика и рассказать, как художник использовал в своем рисунке прием гиперболы.
Выяснить роль повторений в былине. Учащиеся продумывают вопрос: сколько раз в былине описывается Соловей Разбойник и с какой целью? - и находят троекратные повторения.
Разъяснить, что троекратное повторение описаний зловещей силы Соловья Разбойника еще больше подчеркивает несгибаемое мужество и отвагу богатыря, которого не испугал страшный враг. Повторяются не только эпизоды, но отдельные строки, слова.
Определить, во имя чего совершает Илья свои богатырские подвиги. Учащиеся отвечают словами текста: "Тебе полно - тко слезить да отцов-матерей...". Можно обратиться и к другим вариантам былины, в которых идея служения богатыря народу выражена еще определеннее. В одном из вариантов былины Илья говорит: "Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей".
Заступаясь за обиженных, Илья не склоняет головы перед князем, ведет себя с ним с достоинством. Зачитать ответ богатыря. Обращаясь к тексту былины установить, что даже враг, преклоняясь перед бесстрашием Ильи, оказывает предпочтение ему, а не князю.
Вспомнить, в каких еще поступках и в отношениях с людьми раскрывается характер Ильи Муромца.
Подвести итог наблюдениям, выделить главные черты героя - бескорыстие, самоотверженную любовь к народу и родине, готовность встать на защиту всех бесправных, умение постоять за свое человеческое достоинство, способность подчинять личные чувства интересам народа и государства.
Интересно задать вопрос: как сказитель выразил свое отношение к богатырю?
Анализируя язык былины, учащиеся находят эпитеты, характеризующие богатыря и его врагов. Углубляется понятие эпитета, отыскиваются постоянные эпитеты для описания коня (добрый), дорожки (прямоезжая), лука (тугой, разрывчатый), посвиста (соловьиный) и т. д. Находятся уменьшительно-ласкательные формы слов, выражающие народную любовь к богатырю (удаленький молодец), к родной стране (цветочки, лесушки).
Работу над образом богатыря завершить составлением плана к характеристике Ильи Муромца.
Примерный план
1. Илья Муромец - любимый народный богатырь.
2. Происхождение героя.
3. Любовь к родине, стремление служить своему народу.
4. Черты характера Ильи Муромца:
а) сила и стойкость, мужество и самоотверженность;
б) бескорыстие и скромность;
в) чувство собственного достоинства.
5. Прославление в былине героев, защищавших родную землю.
Подводя итог наблюдениям, над образом героя, подчеркнуть, что Илья Муромец - воплощение неисчислимых сил великого народа.
Былинные герои, бесстрашные и настойчивые в достижении цели, становились примером для подражания, пробуждали в людях высокие патриотические чувства. Боевая жизнь богатырей напоминала о героическом прошлом русского народа, звала на борьбу с иноземными захватчиками.
Былины не только знакомят с прошлым нашего народа. Они доставляют людям эстетическое наслаждение, помогают формированию в человеке лучших его качеств. Только русский народ оказался хранителем былин.
О влиянии былин на развитие других видов искусства учащиеся узнают из следующего урока развития речи.
Урок развития речи. Работа по картине В.М. Васнецова "Богатыри".
На этом уроке продолжить развивать творческие способности учащихся, их умение анализировать картину, познакомить с творчеством В. М. Васнецова.
После краткого повторения с учащимися того, что они знают об устном народном творчестве русских писателей, композиторов и художников, о творчестве В. М. Васнецова, учитель рассказывает о работе художника над "Богатырями" (1873-1898). (Материал о его работе над картиной можно найти в монографии Н. Моргунова, Н. Моргуновой - Рудницкой, В. М. Васнецов, "Искусство", 1962).
В картине "Богатыри" все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: "Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный", имела она и другое название "На Киевской заставе".
Беседу по картине можно провести по вопросам:
1. Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем?
2. Кого изобразил художник на полотне?
3. Каков фон картины?
Ответы на эти вопросы предполагают краткие сведения об эпохе, когда Русь должна была защищаться от врагов. Ее защитники - известные по былинам любимые герои - богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Фон картины - типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы.
Обратить внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите родной земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от картины. Следующий этап работы - выяснение главной мысли ее, выраженной в фигурах богатырей.
4. Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?
5. Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя?
6. Какими красками написан Илья Муромец и почему?
Фигура богатыря написана в желтых, темно - синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца.
7. Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?
8. Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря - Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин?
Добрыня - побратим Ильи, тоже богатырь-герой, сын богатого гостя (купца) рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыгой (Батыем). Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. "Белеюшко" Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе - символ победы богатыря над злым татарином. Фигура богатыря написана в ярких тонах: зеленых, красных, золотых - любимых народом цветах.
9. Как нарисован третий богатырь - Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин?
Алеша Попович - тоже побратим Ильи, "сын соборного попа ростовского"; он молод, но победил злого Тугарина Змеевича, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской, действует против врага находчивостью и хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.
10. Что объединяет богатырей в грозную силу? Обратить внимание на роль деталей.
11. Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?
Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т. д.
12. Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей? Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа - маленькие елочки у ног лошадей.
13. Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?
Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в степи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.
14. Какие еще названия можно дать картине?
"В дозоре", "Богатырская застава", "На страже своих границ".
15. Что роднит полотно. В. М. Васнецова с былинами?
Обобщение учителя должно быть лаконичным и эмоциональным. В нем ведущей должна быть мысль о неувядающей молодости васнецовского полотна, проникнутого горячей верой в силу и величие России. Картина близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой. Нам особенно дороги образы защитников русской земли, справедливых стражей народного покоя.
В результате коллективной работы учащиеся составляют план сочинения.
Примерный план
1. Великий русский художник В. М. Васнецов.
2. История создания картины "Богатыри".
3. Эпоха, отраженная в ней.
4. Герои васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей).
5. Главная мысль картины.
Следующий этап работы - собирание и запись материалов наблюдений, работа над сочинением.
Дома учащиеся дописывают сочинение.
Литература.
1. Былины. Составление, вступительная статья, обработка текстов и словарь Ю.Г. Круглова. - М.: Просвещение. 1993 год.
2. Дубицкая М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4 - 5 классах. Киев, 1980 год.
3. Пастон Э.В. Виктор Васнецов. - М.: Слово. 1998 год (Картинная галерея)