Цель урока: закрепить знания о былинах и их художественных особенностях;
Задачи урока:
Образовательные:
- показать своеобразие и поэтичность былины “Садко”;
Развивающие:
- совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста;
- развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения;
- формирование понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства;
- пробуждение интереса к истории своей страны;
Воспитательные:
- воспитание интереса к устному народному творчеству;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине;
- приобщение учащихся к сокровищницам отечественной музыкальной классики;
- воспитание эстетических чувств;
Методы:
- повторение пройденного методом анкетирования;
- сообщения учеников, выразительное чтение, элементы анализа текста, музыкальных фрагментов;
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
- работа учащихся с наглядными пособиями (иллюстрации, схема синквейна, таблица эмоционального настроения, музыкальный словарик);
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, видеофрагменты оперы “Садко”, раздаточный материал, иллюстрации картин.
Эпиграфы урока:
В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.
(В.П. Аникин)
Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют и обогащают усиливают наши переживания.
(В.М. Самигулина)
Ход урока
Учитель литературы: - Уже много сотен лет назад повелось на Руси петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Повторение пройденного материала анкетированием.(понятие былины, отличие от других литературных жанров, особенности былин.) - Как исполнялись былины? Учащиеся: - Былины проговаривали нараспев, часто в сопровождении гуслей. На гуслях играли гусляры. Учитель музыки: - Гусли – это один из древнейших инструментов славян, появившийся почти 2 тысячи лет назад. В былинах гусли называют яворчатыми или яровчатыми, т. к. делали их обычно из белого клена – явора. Звучание гуслей У.л: - На какие два цикла делились все былины. Учащиеся вспоминают о двух циклах былин. Уч.: - Киевский (былинные герои, прославившиеся ратными и трудовыми подвигами. “Илья Муромец и Соловей – разбойник”, “Алеша Попович и Тугарин Змей”, “Добрыня Никитич и Змей”, “Вольга и Микула Селянинович”) Работа с иллюстрациями (портрет Васнецова, картина “Богатыри”) - Новгородский (былины о купеческом сословии, самая яркая былина “Садко”)
Работа с текстом по содержанию былины. Выразительное чтение, работа с иллюстрациями.
Учащиеся находят в былине текстовые фрагменты, соответствующие данным иллюстрациям.
У.л.: Обладая высокими художественными достоинствами, богатым жизненным описанием, былины сыграли видную роль в развитии русского искусства – литературы, живописи, музыки. Работа с иллюстрациями (портрет И.Е. Репина, картина “Садко в подводном царстве”) Обращение к эпиграфу (Самигулина) У.м.: - Былины вдохновляли не только художников, но и композиторов на создание своих произведений. (Слово о композиторе Н.А. Римском – Корсакове). Работа с музыкальным словариком.(опера) Слушание увертюры к опере “Садко” У.м.: - Как в музыкальном словаре называется вступление к опере?(увертюра) Учащиеся раскрывают характер увертюры при помощи таблицы эмоционального настроения. - Римский – Корсаков написал оперу на основе текста былины “Садко”. Как называется литературный текст оперы? (либретто) Видеофрагменты из оперы: 1. “Заиграйте, мои гусельки” (учащимся предлагается “стать”). Работа таблицей эмоционального настроения.
2. “Колыбельная Волховы” Работа таблицей эмоционального настроения.
Краткая сравнительная характеристика былины и оперы (сюжет, новые герои).
У.л.: - Какими качествами обладает наш герой Садко? Ответы детей с подробными комментариями и выдержками из текста. Обращение к эпиграфу (Аникин) Актуальность былин, связь времен и поколений.
У.м.: Обобщение. Учащиеся отвечают на вопросы.
Вывод.
У.л.: Ключевые слова урока. Написание синквейна. |