В гостях у художника В.А. Тропинина и московских художников пушкинской поры. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: Формировать умение "читать" произведение искусства - портрет, составлять описание репродукции (на основе дифференцированных знаний), развивать письменную и устную речь, мышление, фантазию, работать над обогащением словарного запаса, совершенствовать навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой.

Оборудование: Выставка репродукций картин Тропинина и московских художников, книг по искусству, материалы о музее Тропинина, наборы открыток, грамзапись вальса А.С.Грибоедова, толковые словари, словари иностранных слов.

Словарь: Композиция выступления учащегося:
Вернисаж Искусное начало речи.
Плеяда Привлечение слушателей.
Реставрация Вступление
Репродукция Главная часть(наблюдение,
Автопортрет сравнение, обобщение)
Акварель Окончание речи
Колорит Монолог (выступающий-слушатель)
Диалог (скрытый - открытый);
В результате: сопереживание - понимание.

Эпиграфы:

  • Постоянный труд, без коего нет истинно великого, является необходимым условием художественного творчества. А.С.Пушкин.
  • В искусстве слова все являются учениками друг друга, но каждый идёт своим собственным путём. М.М. Пришвин.
  • Наше слово должно быть ясным, громким и доступным пониманию по возможности каждого. М.М. Пришвин.

- Добрый день, друзья!

Сегодня у нас необычный урок - вернисаж. (Читаем тему, записываем тетрадях). Откройте, пожалуйста, словари и скажите, что такое вернисаж? (работа со словарями иностранных слов: чтение, объяснение, запись).

- Итак, выяснили значение этого слова. Теперь создадим на уроке обстановку, царящую на вернисаже. (Включаю вальс Грибоедова и поясняю детям цели урока).

- Сегодня предстоит поделиться впечатлениями об увиденном в Музее Тропинина, попробовать свои силы в чтении - описание известных шедевров искусства. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Мы уже знаем алгоритм выступления, монолога. В любой творческой работе главное - труд.

- Прочитайте эпиграфы к уроку и запишите высказывание А.С. Пушкина.

- Наш вернисаж открывают экскурсоводы:

Горд, причудливо странный,
Красок и образов смесь:
Древности благоуханной
Веет поэзия здесь.

(Показывая репродукции)

Москва конца 18 - начала 19 века. Улочки узкие, намощенные. Беспорядочно расположены каменные и деревянные здания, из - за крыш которых выглядывали купола церквей и громада Кремля. Такой осталась Москва в памяти Пушкина.(Репродукции картин Тропинина).

Город чудный, город древний
Ты вместил в свои концы
И посады ,и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах! - писал Ф. Глинка в стихотворении "Москва".

Я люблю у застав переулки Москвы,
Разноцветные, узкие, длинные,
По углам у заборов обрывки травы,
Тротуары и в полдень пустынные...

Щетининский переулок, дом 10 с мезонином - здесь и разместился Музей Тропинина и московских художников пушкинской поры.

Музей создан на основе дар известного московского коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского. Экспозиция размещена в доме, построенном в 19 веке и принадлежащем собирателю. В музее собраны и представлены произведения живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, посуда, мебель.

Предоставим слово группе "языковедов - экспертов".

- Давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать сегодня на уроке.

Плеяда - группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления.

Плеяду московских художников пушкинской поры составили: В.А. Тропинин, П.Ф.Соколов, О.А. Кипренский, В.Л.Боровиковский, П.А.Дубровин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.И.Гау.

Реставрация - восстановление произведений искусства (живописи, архитектуры), пострадавших от времени или переделок.

Занимаются реставрацией экспонатов музея - реставраторы.

Они восстанавливают картины, мебель. Ф.Е. Вишневский, большой любитель старины, подбирал выброшенные на свалку чёрные иконы, старые картины, книги, расколотую посуду императорских фарфоровых и стеклянных заводов, отмывал, склеивал, давал им вторую жизнь - был мастером на все руки. Но добрую славу он заслужил как реставратор мебели.

Репродукция - рисунок, картина, воспроизведённые типографским способом. Прекрасно выполнены репродукции картин из музея Тропинина во многих книгах об искусстве: "Как рождается музей" Евграфа Кончина, "В.А. Тропинин" А.М. Амшинской, "Рассказы о русских художниках" А.Б. Иванова, "Москва и Подмосковье в пейзажах 18-19 веков".

Автопортрет - это портрет художника, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИМ САМИМ.

"АВТОПОРТРЕТ" (1844) Василия Андреевича Тропинина открывает прекрасный музей. Интересна история появления оригинала в этом собрании. Кстати, в Третьяковской галерее есть повторение (авторское)" Автопортрет" (1846).

Акварель - водяная прозрачная краска, а также живопись такими красками. Художников, работающих с такими красками, называют акварелистами. П.Ф. Соколов, Владимир Иванович Гау.

Колорит - 1. Гармоническое сочетание красок., создающее определённое единство содержания и формы. 2. (перен) Совокупность особенностей, характерные черты, своеобразие чего-либо.

- А сейчас, уважаемые посетители вернисажа, мы проверим, как вы знаете значение слов.(проводится устный искусствоведческий диктант.(пейзаж, гравюра, портрет, миниатюра, живопись, репродукция, акварель, вернисаж, фон, натюрморт, эскиз, автопортрет, мольберт, палитра).

Предоставим слово группе искусствоведов - экспертов.

(выступления о жизни и творчестве художников и описание картин ребята готовили самостоятельно, поле предварительной консультации).

Василий Андреевич Тропинин (1780 - 1857) стал самым знаменитым московским портретистом, отразившим в образах современников гармонию и противоречивость московской жизни. Родился в семье крепостного графа Моркова. Он был крепостным до 1824 года, когда стал известным, получил звание академика портретной живописи, наконец стал свободным. С того времени жил в Москве, никуда не уезжает. О нём рассказывал К. Брюллов москвичам "У вас есть свой собственный превосходный художник". Первые работы художника - это опоэтизированные образы украинских девушек - поселянок: сначала художник жил на Украине. В ранних произведениях начинал складываться идеальный для Тропинина тип женского лица.

Тропинин любил Москву. Он писал портреты простых граждан и выдающихся москвичей: актёра Щепкина, его жены, Сергея Сергеевича Кушникова(бывшего адъютанта Суворова), Сергея Михайловича Голицына(попечителя Московского учебного округа), генерала Туганова и др.Прекрасно выполнена серия портретов в "халатном жанре", а также портреты А.С. Пушкина, Платона Николаевича Зубова.

Картина В. А. Тропинина "Кружевница" (1823). Это произведение было представлено на звание "назначенного в академики". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.

Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изображена в тот момент, когда на мгновение оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказался вовлечённым в пространство картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт - кружева, коклюшки, ящичек для рукоделия. Ощущаешь такой покой и уют, созданный Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгновения человеческой жизни.(рассказывая о картине, ученица демонстрирует настоящее кружево, коклюшки, ящичек для рукоделия).

Картина "Портрет каменотёса Самсона Ксенофонтовича Суханова" написана в 1823 году. В ней отразились представления Тропинина о роли и личности художника. Суханов - скульптор - самоучка, возглавивший в Петербурге артель каменотёсов. В Москве артель Суханова приняла участие в сооружении постамента памятника Минину и Пожарскому. В личности Суханова Тропинин нашёл идеальные черты художника - труженика, мастера.. На портрете - лицо мудрое, вдохновенное, похожее на библейского старца. С любовью написаны тонкие артистические руки творца - каменщика.

"Автопортрет" Тропинина.

"Автопортрет с кистями и палитрой на фоне Кремля" (1844) заказан был Московским художественным обществом. Чувствуется программный характер произведения. Это как бы подведение итогов жизни немолодого художника, находящегося в зените славы. Тропинин утверждает себя как личность, подчёркивая величие своего труда. Автор изобразил себя в рабочем халате с кистями и палитрой - атрибутами искусства. У художника открытое, располагающее лицо человека большой, внутренней силы, оказавшегося способным выполнить своё предназначение и сохранившего верность искусству. Не случайно он изобразил себя на фоне Кремля (до 1825 года В.А. Тропинин жил на углу улиц Волхонки и Ленивки, неподалёку от храма Христа Спасителя).

Пётр Фёдорович Соколов(1791 - 1848) - мастер камерного акварельного портрета. Его работы представлены в музее Тропинина. Закончил Академию Художеств в Петербурге по классу исторической живописи, нашёл себя в жанре портрета. Среди ранних работ значительное место занимают карандашные портреты, восходящие к альбомным рисункам и утвердившиеся как жанр графического портрета в творчестве Кипренского и Орловского.

Портрет Е.К. Воронцовой(около 1823 года).В технике акварели П.Ф. Соколов достигает вершины своего творчества. "Портрет Е.К. Воронцовой" - шедевр творчества. Её писали многие портретисты, но никто не изобразил знаменитую красавицу такой очаровательной, женственной. Её лицо, кажущееся горделивым цветком, величественно; спокойный холодный взгляд серо - зелёных глаз, исключающий задушевность, лишает теплоты общения. Художник, моделирующий объёмы лица плотными мазочками, одежду пишет прозрачной акварелью. Соколов использует в изображении поверхность белой бумаги, создающей воздушный фон при помощи лёгкой акварельной заливки. Мы восхищаемся совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

- Портрет знакомит нас с одним человеком и вместе с тем вообще углубляет наши представления с личности. Настоящий портрет обнаруживает связи человека с внешним миром. В чертах лица, фигуре, позе проявляются тончайшие, порой трудноуловимые приметы души.

"Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат", - писал великий Леонардо да Винчи. Дома, ребята, постарайтесь доказать справедливость этого суждения.

- На нашем вернисаже есть книга отзывов. Просьба в тетрадях написать краткий отзыв о сегодняшнем уроке.

- На сегодняшнем вернисаже мы увидели довольно разные московские портреты, научились "читать" портрет как произведение искусства, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Звучит тихая классическая музыка. Желающие могут вслух прочесть свои отзывы.

Презентация.