Заметки учителя русского языка и литературы
Сколько афоризмов существует о пользе чтения книг. Достаточно вспомнить слова Максима Горького: «Любите книгу-источник знаний». Но для современных школьников, к сожалению, это не является актуальным.
Как привлечь ребят к чтению? Расскажу о своём опыте работы в курсе «Русской родной литературы» по созданию рекламы интересных книг-буктрейлеров в девятых классах.
О том, что такое трейлер, знают все, кто хотя бы раз ходил в кино: это рекламный анонс нового фильма, видеоряд самых интересных и интригующих моментов. Посмотрев видеотрейлер, зритель принимает решение: стоит ли покупать билет на новый фильм или нет.
Буктрейлер – это аналог кинотрейлера. Другими словами, это видеоряд, представляющий читателю новую книгу. Буктрейлер - это видеоанонс произведения, направленный на то, чтобы заинтересовать читателя, подтолкнуть его к чтению рекламируемой книги. Откуда появился буктрейлер? Из рекламы. В настоящее время книга – это продукт, который нужно преподнести читателю, чтобы он им заинтересовался и купил.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — короткий ролик рекламного характера, имеющий своей целью продвижение книги среди читательской аудитории. Самостоятельно изготовить промо-ролик могут уже старшеклассники, ребятам помладше нужна помощь педагогов, родителей или старших товарищей. Но даже остановиться на этапе написания сценария буктрейлера полезно в контексте осознанного чтения литературного произведения.¹
_______________________
1. http://school-of-inspiration.ru›https://school-of-inspiration.ru/pamyatka-dlya-sozdaniya-buktrejlera
В курсе «Русской родной литературы» в 9 классе есть раздел «Моя золотая полка книг», цель которого – дать обучающимся возможность рассказать о книгах, которые их заинтересовали, своим одноклассникам. Буктрейлер помогает расширить читательскую аудиторию и пропагандировать чтение.
Как проходила работа по созданию буктрейлеров?
Первый урок темы носил информационный характер и был посвящён знакомству с жанром рекламы книг. Урок проводился в период дистанционного обучения и очень удачно вписывался в систему таких занятий.
Итак, учителем была подготовлена презентация на тему «Что такое буктрейлер». Она познакомила с понятием «буктрейлер», рассказала, что существуют жанры буктрейлеров. Ученики с большим интересом узнали о том, что буктрейлеры бывают повествовательными, атмосферными и концептуальными.
Повествовательные буктрейлеры ориентированы на раскрутку сюжета. Какова их задача? Подобно аннотации, через музыку и иллюстрации, познакомить читателя с основами сюжета, сохраняя элементы недосказанности и таинственности. Чтобы после просмотра ролика потенциальный читатель захотел узнать, с чего история начинается и чем заканчивается. Как правило, именно по «сюжетному» и повествовательному принципу построено большинство кинотрейлеров. В качестве примера ребятам был продемонстрирован буктрейлер на повесть Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке» с канала «Ютуб».
Кроме сюжета книги,можно рекламировать атмосферу книги. Это так называемый атмосферный буктрейлер. Например, если книга написана в жанре фэнтези, то можно сделать акцент на атмосфере волшебства и магии, подбирая выразительные иллюстрации с колдунами и ведьмами, таинственными пейзажами и необычными существами. А если книга повествует о романтических отношениях – подобрать иллюстративный или видеоряд с душещипательной музыкой, которые призваны передать читателям настроение и эмоции героев. Ребята посмотрели видеоролик с канала «Ютуб», посвящённый знаменитому роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
И ещё один очень интересный вид буктрейлра - концептуальный буктрейлер. Он основан на рекламе необычной идеи произведения, на мировоззрении автора и на интересных мыслях, которые он хочет донести до читателя, на смысловом содержании книги. Мы посмотрели видеоролик с «Ютуб»,посвящённый книге А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».
Сразу было сказано, что для начинающих авторов лучше подойдут повествовательные и атмосферные буктрейлеры. Концептуальные создают по элитарной или философской литературе, которая может быть не очень понятна широкому кругу читателей. Повествовательные и атмосферные буктрейлеры сделать проще, они лучше позволят заявить о себе и сделать рекламу книги.
На втором уроке знакомились с визуальными способами представления текста в буктрейлерах.
Ребята узнали, что буктрейлеры могут быть игровыми. Это,например,минифильм по книге. Как правило, игровые буктрейлеры снимают по классическим произведениям и на основе существующего фильма, используя наиболее выразительные кадры и музыку.
Также буктрейлеры могут быть неигровыми. Это набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т.п. Неигровой вид при должном старании доступен любому начинающему автору, главное – подобрать подходящие иллюстрации, музыку и цитаты.
Ещё один вид буктрейлеров по способу визуального представления книги – мультфильмы.
Подводя первый промежуточный итог, я попросила учеников обобщить свои первоначальные знания о том, что такое буктрейлер, и записать их в такую интересную форму, как «Пирамида фактов». На самом деле, это один из методов осмысленного чтения.
Третий урок был посвящён практическому вопросу: «Как создать буктрейлер?».
Учащимся было предложено провести вдумчивое чтение статьи из Интернета «Памятка по созданию буктрейлера».2
_______________________
2-6. http:// 1.http://school-of-inspiration.ru›pamyatka-dlya…buktrejlera
На основе этой статьи ребята составляли пошаговую инструкцию, которую им предстояло использовать для создания своих буктрейлеров.
Приведу нашу коллективно составленную инструкцию.
- Какие материалы можно использовать для создания ролика или презентации?
- «фото- и видеоматериалы свои, или скачанные из Интернета;
- иллюстрации и музыка (также – или свои, или скаченные из Сети), озвучка (если есть возможность, лучше профессиональная);
- цитаты из рекламируемого произведения;
- разворот обложки с аннотацией (если обложки нет, ее можно заказать у дизайнеров);
- план работы»3
2.Для буктрейлера необходимо составить план, который включает в себя следующее:
- цель буктрейлера – реклама книги;
- задача - выделить те моменты книги, на которые следует обратить внимание читателя, заинтриговать ими , побудить к чтению произведения;
- подобрать выразительные картинки, цитаты, музыкальный ряд.
3.Нужно определиться с жанром буктейлера: повествовательный или атмосферный. «И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».4
4. «Технические средства»:
- микрофон и камера – для создания собственных видео- и аудиоматериалов»;
- программы для работы – Windows Movie Maker, SonyVegas Pro. Windows Movie Maker – довольно простая программа, которую легко освоить самостоятельно»;5
5.Средний интервал видеоролика - 1-3 минуты. Если по плану получается 4 и более минут, то ролик следует разбить на части. Не стоит утомлять и рассеивать внимание зрителей музыкой и картинками в течение длительного времени. Буктрейлер должен быть коротким и информативным.
6. Акцент делаем на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, титры и субтитры - хорошо читаться.
7.Нельзя забывать о соблюдении авторских прав.
«В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях».6
8. Полезно заранее продемонстрировать свой продукт близким друзьям или родным, прежде чем вы будете показывать его более широкой аудитории. Их советы и замечания, помогут вам увидеть достоинства и недостатки рекламы книги.
Следующий этап работы - выбор книг для создания буктрейлеров, индивидуальная и групповая самостоятельная работа учащихся.
Был составлен список учащихся девятых классов, в котором дети сами указали, как они планируют работать: индивидуально, в небольшой группе, какие берут книги для создания буктрейлера.
Срок выполнения работы – в течение двух недель. Учитель получал на почту рабочие материалы, просматривал их, комментировал, давал свои рекомендации.
Каких же авторов и какие книги были выбраны для буктрейлеров? Очень разные: от русской и зарубежной классической литератур –до книг современных авторов. Назову некоторые из них: А.С.Пушкин «Евгений Онегин», И.С.Тургенев «Первая любовь», У.Шекспир «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», Б.Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и другие. Были ребята,которые пишут стихи и прозу, они сделали буктрейлеры,представляющие их творчество.
Была создана библиотека буктрейлеров, размещённая на облачном хранилище, к которой учитель дал возможность познакомиться: пока нет условий провести более масштабный конкурс. Народное голосование определяло самые интересные работы. Разумеется, они открывались только с согласия их создателей.
Работа очень сплотила наш творческий коллектив, показала, что книг интересных много и хороши любые формы пропаганды полезного и умного чтения.