Цель:
- подготовить учащихся к успешному написанию сочинения по картине В.М.Васнецова;
- сформировать речевую компетенцию для работы с произведением живописи: включить в словарь детей понятия картина, полотно, портрет, пейзаж, бытовая зарисовка;
- расширить представления учащихся по теме “Жизнь и творчество В.М.Васнецова;
- совершенствовать коммуникативные умения
- формировать умение планировать свое речевое и неречевое поведение.
Учебные задачи: ЧЕМУ УЧИМСЯ
- характеризовать жанр картины
- определять атмосферу действия на основе изображенного
- определять отношение автора к природе и персонажам
- уметь зрительно конкретизировать образы персонажей, место действия и пейзажи
- уметь определять тему, проблематику и идею живописного произведения.
Оборудование:
- персональный компьютер,
- интерактивная доска,
- диск с презентацией,
- репродукции картин В.М.Васнецова
Планируемый результат: развитие литературных способностей ребенка: эмоциональной чуткости к увиденному, образной конкретизации и образному обобщению живописных образов.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительная беседа с учащимися
- Ребята, вы вошли в класс и заметили, что что-то изменилось. Помогите мне понять, что же произошло?
- Конечно, сегодня мы перенеслись из стен нашей школы в картинную галерею, потому что нас окружают чудесные полотна художников Ивана ИвановичаШишкина, Ивана Константиновича Айвазовского, Василия Григорьевича Перова и Виктора Михайловича Васнецова.
- Знаете ли вы, как называются эти картины?
- Что можно сказать о художнике, глядя на его работу?
- Леонардо да Винчи сказал, что “Живопись – это поэзия, которую видят”. Посмотрите вокруг и подумайте, можно ли согласиться с этим утверждением или художник ошибался?
3. Заочная экскурсия по мемориальному музею Васнецова в Москве.
Презентация, подготовленная учителем, призвана не только сообщить сведения о художнике, но и эмоционально их подготовить учащихся к работе над сочинением.
4. Коллективная работа по картине В.М.Васнецова “Богатыри”.
- Обратить внимание учащихся на название картины, так как многие уверены, что полотно называется “Три богатыря”. Вводим в словарь термины “картина”, “живописное полотно”, “тема картины”, “замысел автора”, “пейзаж”, “сюжет”, “настроение”.
- Когда мы смотрим на работу художника, с чего мы начинаем?
-Что изображено на полотне?
- Как художник расположил объекты?
- Что находится в центре картины, а что изображено на втором плане?
- Какими предстают перед нами герои? Выражение лиц, позы, расположение героев относительно друг к другу. Цвет, которым выписан тот или иной герой.
- Что сподвигло художника использовать именно былинный сюжет, почему он говорил, что богатыри являются его “творческим долгом, обязательством перед родным народом”.
- Как можно охарактеризовать пейзаж, окружающий богатырей?
5. Работа в командах.
Мотивация. Расскажите о картине своему товарищу, который впервые оказался в Третьяковской галерее и увидел эту картину художника.
Какая из команд окажется более наблюдательной и чуткой при рассмотрении картины В.М.Васнецова “Богатыри”? Чей рассказ окажется наиболее интересным и эмоциональным?
6. Домашнее задание.
Узнать, какая картина В.М.Васнецова наиболее любима несколькими поколениями в твоей семьи, и рассказать, почему именно это полотно так дорого каждому из вас.