Цели урока:
- повторить основные жанры фольклора и их художественные особенности;
- продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
О чём скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица …
Тихонько скрипят половицы –
К нам сказка в гости идёт.
– Сегодня мы в гостях у кота Баюна ( Баюн – от «баять, рассказывать»)
2. Тема и цели урока
Приложение 3. Слайд 1.
3. Разминка
Литературное лото (работа в группах)
Слайд 2
Повторить малые жанры фольклора (заклички, приговорки, дразнилки …)
Задание: к каждому игровому полю подобрать примеры.
1. Ходит сон по лавке, А дремота по избе, Ищет – поищет деточку мою, Где найдёт, тут и спать укладёт. (Колыбельная песня) 3. Едут, гонят семеро на конях, (Потешка) 5. Дождик, дождик пуще, (Закличка) 7. Шли сорок мышей, (Скороговорка) 9. Зимою греет, (Загадка) 11. Мышка, мышка! (Приговорка) |
2. Потягунюшки, порастунюшки! Роток – говорунюшки, Руки – хватунюшки, Ноги – ходунюшки. (Пестушки) 4. Матушка – репка, (Закличка) 6. Ягодка малина, (Считалка) 8. А у нас во дворе (Нескладушка) 10. Обманули дурака (Дразнилка) |
4. Конкурс загадок
– Говорят, что загадка – «зерно поэзии»?
– В чем их особенность?
Слайды 3-4 – загадывание загадок.
1) Золотой хозяин – на поле, Серебряный пастух – с поля Сестра к брату в гости идёт, А он от сестры прячется. (Солнце, месяц) 3) Кто на себе дом возит? (Улитка) 5) Белый как снег, (Гусь) |
2) Вся мохнатенькая, Четыре лапки, Сама усатенькая. (Кошка) 4) Маленький, беленький (Зайчик) |
Загадывание загадок собственного сочинения.
5. Пословицы
Слайд 5.
– Что называется пословицей?
– Охарактеризуйте человека, который любит
говорить: «Дело не медведь, а лес не убежит».
– Вспомните пословицы с числом семь.
– Продолжите пословицы и поговорки:
Слайд 6.
Родная сторона мать, чужая – …
Ученье – свет, а неученье – …
Не надобен клад, коли в семье – …
Комар носу …
Чужими руками …
– Чем поговорки отличаются от пословиц?
– Как вы понимаете смысл поговорки : «Чужими
руками жар загребать».
6. Былины
Слайд 7.
– Какие художественные приёмы часто
используются в былине?
– Приведите примеры гипербол.
– Подоберите постоянные эпитеты к словам:
Слайд 8
- дороженька – ... столбовая;
- девица – … красная;
- молодец – … добрый;
- поле – … чистое;
- тучи – … чёрные;
- лес – … дремуий;
- трава – ... шелковая.
– Объясните значение устаревших слов:
- балакать – говорить;
- тать – разбойник;
- горазд – умел, ловок;
- зыбка – колыбель;
- сусек – ларь;
- ледащий – плохой.
8. Сказки
Слайд 9.
– Вспомните строение сказок. Определите, как
называется каждая часть. Слайды 10.
– Виды сказок. Слайды 11-12.
– Как вы думаете, какой тип сказок возник раньше
других? Почему?
9. В хранилище волшебных сказок
Слайд 13
– Вспомните как можно больше волшебных предметов, расскажите для чего их используют.
10. Картинная галерея
Слайды 14-22.
Работы русских художников( подготовит
небольшие сообщения о художниках и картинах)
Выставка рисунков учеников к сказкам.
11. Домашнее задание: сочинить сказку, герои которой:
а) василёк, колосок, мотылёк;
б) белочка, воробей, ёжик;
в) лягушонок, муравей, плотвичка.
Слайд 23.