В гостях у кота Баюна

Разделы: Литература


Цели урока:

  • повторить основные жанры фольклора и их художественные особенности;
  • продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

О чём скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица …
Тихонько скрипят половицы –
К нам сказка в гости идёт.

– Сегодня мы в гостях у кота Баюна ( Баюн – от «баять, рассказывать»)

2. Тема и цели урока

Приложение 3. Слайд 1.

3. Разминка

Литературное лото (работа в группах)

Слайд 2

Повторить малые жанры фольклора (заклички, приговорки, дразнилки …)

Приложение 1, Приложение 2.

Задание: к каждому игровому полю подобрать примеры.

1. Ходит сон по лавке, 
А дремота по избе, 
Ищет – поищет деточку мою, 
Где найдёт, тут и спать укладёт. 

(Колыбельная песня) 

3. Едут, гонят семеро на конях, 
Все на лошадях, в красных шапках
По кочкам, по кочкам –
В яму бух. 

(Потешка)

5. Дождик, дождик пуще, 
Я насею гуще, 
Цельную кадушку,
Сверху лягушку!

(Закличка)

7. Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей,
Две поплоше 
Несли по два гроша.

(Скороговорка)

9. Зимою греет, 
Весною тлеет,
Летом умирает,
Зимой оживает.

(Загадка)

11. Мышка, мышка!
На тебе зубок липяной,
Дай мне гребяной.

(Приговорка)

2. Потягунюшки, порастунюшки!
Роток – говорунюшки,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки.

(Пестушки)

4. Матушка – репка,
Уродилась крепка,
Капуста – виласта,
Будь пудаста.

(Закличка)

6. Ягодка малина,
Мелок, сахарок,
Поду вон, королёк,
Там тебе место –
В кислое тесто.

(Считалка)

8. А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

(Нескладушка)

10. Обманули дурака
На четыре кулака,
На пятое – стуло,
Чтоб тебя раздуло!
На шестое колесо,
Чтоб тебя разнесло.

(Дразнилка)

4. Конкурс загадок

– Говорят, что загадка – «зерно поэзии»?
– В чем их особенность?

Слайды 3-4 – загадывание загадок.

1) Золотой хозяин – на поле,
Серебряный пастух – с поля
Сестра к брату в гости идёт,
А он от сестры прячется.

(Солнце, месяц)

3) Кто на себе дом возит? (Улитка)

5) Белый как снег,
Надулся как мех,
На лопатах ходит.

(Гусь)

2) Вся мохнатенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенькая.

(Кошка)

4) Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг, 
По снежочку тык-тык.

(Зайчик)

Загадывание загадок собственного сочинения.

5. Пословицы

Слайд 5.

– Что называется пословицей?
– Охарактеризуйте человека, который любит говорить: «Дело не медведь, а лес не убежит».
– Вспомните пословицы с числом семь.
– Продолжите пословицы и поговорки:

Слайд 6.

Родная сторона мать, чужая – …
Ученье – свет, а неученье – …
Не надобен клад, коли в семье – …
Комар носу …
Чужими руками …

– Чем поговорки отличаются от пословиц?
– Как вы понимаете смысл поговорки : «Чужими руками жар загребать».

6. Былины

Слайд 7.

– Какие художественные приёмы часто используются в былине?
– Приведите примеры гипербол.
– Подоберите постоянные эпитеты к словам:

Слайд 8

  • дороженька – ... столбовая;
  • девица –  … красная;
  • молодец – … добрый;
  • поле – … чистое;
  • тучи – … чёрные;
  • лес – … дремуий;
  • трава – ... шелковая.

– Объясните значение устаревших слов:

  • балакать – говорить;
  • тать – разбойник;
  • горазд – умел, ловок;
  • зыбка – колыбель;
  • сусек – ларь;
  • ледащий – плохой.

8. Сказки

Слайд 9.

– Вспомните строение сказок. Определите, как называется каждая часть. Слайды 10.
– Виды сказок. Слайды 11-12.
– Как вы думаете, какой тип сказок возник раньше других? Почему?

9. В хранилище волшебных сказок

Слайд 13

– Вспомните как можно больше волшебных предметов, расскажите для чего их используют.

10. Картинная галерея

Слайды 14-22.

Работы русских художников( подготовит небольшие сообщения о художниках и картинах)
Выставка рисунков учеников к сказкам.

11. Домашнее задание: сочинить сказку, герои которой:

а) василёк, колосок, мотылёк;
б) белочка, воробей, ёжик;
в) лягушонок, муравей, плотвичка.

Слайд 23.