Буквы е-и в корнях с чередованием

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока: Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием.

Задачи

Образовательные

  • Показать основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием.
  • Помочь сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня.
  • Научить применять правило на практике.

Воспитательные: Воспитание интереса к предмету.

Развивающие

  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать навыки самоконтроля.

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией С.И.Львовой, листы учета знаний, и/а доска, сигнальные карточки, раздаточный печатный материал, таблица «Буквы Е–И в корнях с чередующимися гласными».

Вид работы

Оценка

1. Цифровой диктант

 

2. Работа с упр. на карточке

 

3. Выборочный диктант

 

4. Творческа работа

 

Ход урока

Приветственное слово учителя и подготовка тетрадей к работе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Интерактивная доска

Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…галл песню или р…стил ребенка, – ка всему нужно проил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

  • Прочитать текст.
  • Определить его основную мысль, что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)
  • Какой это тип речи? (рассуждение).
  • ? на какие правила пропущены гласные в словах (чередующиеся гласные в корнях слов).
  • ? какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще? Демонстрация таблицы.

Индивидуальное задание: подготовить устное высказывание о чередующихся гласных по таблице.

  • Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание (1 человек работает с доской и обозначает орфограмму, остальные записывают слова в тетрадь).

Учитель объявляет учащимся о том, что на уроке будут листы учета знаний, в которые они будут ставить себе баллы за выполненные задания, а в конце урока – подведение итогов.

Задание 1.

Буквенный диктант  на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Поставьте в тетрадь цифру 1, если в слове пишется О; 2 – пишется А.

Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.

Самопроверка по и/а доске:

Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

> 3 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание проблемной ситуации. У и/а доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на и/а доске слова парами:

Разбирать

разберу

Отпирать

отпереть

Задирать

задеру

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

 

Выделите корни. Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)

Подчеркните гласные в них. Что заметили? Как называется такое явление? Гласные чередуются, чередование.

Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока? (Узнать, от чего зависит написание гласных Е–И.)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?

(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).

В случае затруднения:
Выделите суффиксы. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах?

Сверим вывод с правилом в учебнике на с. 139.

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.

Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Нкзнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение написано на и/а доске. Хоровое проговаривание.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполняем упражнение 928. Наша задача: научиться обозначать орфограмму.

  • Читаем задание.
  • Что такое видовая пара.

К упр. 928:

(ты ч. сделаешь) соберешься – (ты ч. делаешь) собираешься

(ч. сделать) выжечь – (ч. делать) выжигать

(ч. сделать) запереть – (ч. делать) запирать

(он ч. делает) расстилается – (он ч. сделает) расстелется

(ч. делать) блестеть – (ч. сделать) блистать

(ты ч. сделаешь) удерешь – (ты ч. делаешь) удираешь

(ч. сделать) умереть – (ч. делать) умирать

(ч. делать) протирать – (ч. сделать) протереть

Выполняем упражнение на зеленой карточке.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Соб…раешь – соб…реешь

Прод…раешь – прод…решь

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

Самопроверка: слова написаны на и/а доске

Занесем результаты в оценочный лист.

? можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило).

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.

Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

Обратить внимание на тему урока и главный вопрос урока. Что мы узнали?

Выборочный диктант (раздаточный материал).

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойте чередование гласных ЕИ, олозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Проверка: и/а доска

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

> 5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Гимнастика для глаз

Работа с сигнальными ракетами

Задание: поднять ракетку, в зависимости от того, какая буква пишется в слове.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

Творческое задание (раздаточный материал).

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составите памятку с советами.

Например:

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:

1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

? какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч. (ты)

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растареть).

Примерный образец:

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не втирай в скатерть пролитый суп.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Поставим оценку за задание:

  • 5–6 предложений – 3 балла
  • 3–4 предложения – 2 балла
  • 1–2 предложения – 1 балл

Подведем итоги, обратимся к оценочным листам.

 

Оценка

11–12 баллов

5

9–10 баллов

4

6–8 баллов

3

Меньше 6 баллов

2

Рефлексия

Вспомним, какое правило изучали.

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися  Е–И?

Что было трудно.

Что было интересно.

Домашнее задание (написано на закрытой доске).

1. Выучить правило.

2. А: Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

Б: упр. 930.

В: упр. 929 (1).