В городе богини Афины

Разделы: История и обществознание, Литература


Предмет: история, литература.

Класс, возраст: 5б (кадетский) класс «Юный спасатель», 10 лет.

Форма проведения урока: бинарный урок, урок – путешествие (виртуальное), урок погружения в новую тему с применением ИКТ.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления материала.

Данный урок разработан с целью расширения знаний учащихся 5 класса о культуре и архитектуре Древней Греции, формирования у них понятия о мифе как памятнике мировой культуры и апробирован в 5б (кадетском) классе «Юный спасатель» (тема № 13 раздела «Древняя Греция»), где преподавание истории осуществляется на основе рабочей программы с использованием учебника «История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.

Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, позволяет сделать урок интересным, используемые современных ИКТ позволяют расширить кругозор учащихся, повысить уровень наглядности.

Задачи урока:

  • обучающие: обучать учащихся восприятию, осмыслению знаний в области античной культуры, диалогической и монологической речи, продолжать работу над техникой чтения; помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала.
  • развивающие: развивать познавательную активность, интерес к истории Древнего мира, умение анализировать события прошлого и настоящего, творческие способности учащихся, навыки визуальной коммуникации.
  • воспитательные: прививать любовь к истории, как науке о прошлом разных стран, воспитывать чувство патриотизма, понимание основных олимпийских ценностей.

Методы обучения: словесный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.

Актуальность урока: обращение к истории развития человеческих цивилизаций обусловлено необходимостью познания, изучения и сохранения их наследия (как известно: без прошлого нет будущего); задания, предложенные учащимся, требуют от них активной мыслительной деятельности (рассуждений, объяснений, доказательств).

Динамическая пауза позволяет закрепить полученные знания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.

Домашнее задание - дифференцированное.

Обеспечение урока:

  1. учебные материалы («История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2011).
  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – М.: Эксмо, 2011.
  3. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.

Технические средства: компьютерный класс, мультимедийный проектор, ЭОР, аудиозапись (музыка Александра Басилая к кинофильму «Весёлая музыка опасного путешествия»).

При подготовке к уроку и в процессе его проведения использованы материалы Интернет-ресурсов (репродукция картины Диего Веласкеса «Пряхи», иллюстративный материал по теме «Древняя Греция», «Мифы Древней Греции. 12 подвигов Геракла»), электронная презентация (Приложение 8), в которой отображены основные этапы урока.

Интернет-ресурсы:

для учителя

  1. fcior.edu.ru/card/5014/muzey-prado-madrid-ispaniya-1819.html
  2. fcior.edu.ru/card/28542/mify-drevney-grecii-bazovoe-izuchenie.html

для учащихся

  1. fcior.edu.ru/card/28454/mify-drevney-grecii-2-bazovoe-izuchenie.html
  2. fcior.edu.ru/card/26924/drevnie-afiny.html

При разработке конспекта урока были использованы материалы сайтов:

  1. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему «Урок литературы по теме «Мифы Древней Греции» nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-po-teme-mify-drevnei-gretsii
  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме «Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)» nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/04/mify-drevney-gretsii-yabloki-gesperid-dvenadtsatyy-podvig
  3. Образовательный портал «Азбука.kz»: Методическая разработка по литературе на тему «Урок-путешествие «Мифы Древней Греции» azbyka.kz/urok-puteshestvie-mify-drevney-grecii
  4. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме «В городе богини Афины» nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-v-gorode-bogini-afiny
  5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Разработка урока истории в 5-м классе по теме «Мифы Древней Греции» urok.1sept.ru/articles/312100/

Ход урока

Название используемых ЭОР, номер приложения, слайда презентации  Деятельность учителя Деятельность ученика Прогнозируемые результаты Время(в мин.)
1. Организационный.

Слайд 1, 2

  1. Координирует начало урока, отмечает отсутствующих, проверяет подготовку к уроку.
  2. Приветствует учащихся на греческом языке.

Дежурный кадет устанавливает дисциплину в классе, сдаёт рапорт учителю.

Создаётся рабочее настроение на урок.

2

2. Актуализация знаний по истории и литературе. Подготовка к активному усвоению материала. Постановка цели урока и задач, мотивация деятельности учащихся.

Приложение 1

Слайд 3

Слайд 4,5

Слайд 6

Приложение 2

Приложение 3 (Фильм «Подвиги Геракла») Приложение 4 аудиозапись (музыка А. Басилая к кинофильму «Весёлая музыка опасного путешествия»)

  1. Предлагает учащимся вспомнить определение города-полиса, напоминает хронологию изучаемого периода, происходящие события.
  2. Предлагает учащимся прочитать свиток-послание путешественника, определить город, в виртуальное путешествие по которому они отправятся (О каком городе ведёт речь путешественник?)
  3. Организует работу с атласом и контурными картами.
  4. Предлагает определить тему урока;
  5. ответить на вопрос: «Что вы уже знаете об Афинах и что ещё хотелось бы узнать?»;
  6. сформулировать проблемный вопрос; определить задачи урока (корректирует ответы учащихся).
  7. Задаёт учащимся вопросы по прочитанному тексту Н.А. Куна «Мифы Древней Греции» (Каким вы представляете себе Геракла? Сравните образ, возникший в вашем воображении и воображении скульптора. Какие подвиги совершил Геракл?)
  8. Организует работу по монтажу фильма: расположить 12 иллюстраций, кадров будущего фильма, соблюдая порядок, в котором герой совершал свои подвиги, дать название каждому кадру и всему фильму, подобрать к нему музыку, озвучить фильм (самостоятельно все учащиеся, двое учащихся - у доски).
  1. Записывают в тетради термин город-полис.
  2. Ученик читает свиток-послание путешественника, учащиеся определяют самый известный город Аттики.
  3. Работают с атласом и картой, отмечают Аттику, Афины, делают вывод.
  4. Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь.
  5. Привлекая ранее полученные знания (о порте Пирей, о происхождении Афин), отвечают на вопрос.
  6. Формулируют проблемный вопрос (В чём секрет процветания Афин?) и задачи урока.
  7. Отвечают на вопросы по тексту(Н.А. Кун «Мифы Древней Греции»).
  8. Работают над созданием фильма «Подвиги Геракла», оценивают первый кинематографический опыт.
  1. Восстанавливают ранее изученный материал.
  2. Принимают учебную цель и задачи, соотносят свои действия с ними, ищут способ решения.
  3. Учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

 

10

3. Изучение нового материала.

Слайд 7

Слайд 8

Иллюстрации на стр.170-171 учебника

Слайд 9

Репродукция картины Веласкеса «Пряхи»

Предлагает учащимся

  1. самостоятельно сформулировать определение мифа;
  2. опираясь на материал слайда, сделать вывод о роли мифов;
  3. рассмотрев скульптурные изображения богини Афины, ответить на вопрос: «Чем отличается Афина от других богинь Греции?»;
  4. опираясь на прочитанный текст мифа «Афина» в обработке Н. Куна, ответить на вопросы: «Что нового об Афине вы узнали из этого мифа?», «О чём этот миф?»;
  5. рассмотрев репродукцию картины Диего Веласкеса «Пряхи» («Миф об Арахне»), ответить на вопросы: «Что изобразил на своём полотне великий испанский живописец?», «Что общего между этими (мифом и картиной) произведениями искусства?»
  1. Дают определение мифа, записывают его в тетрадь.
  2. Совместно делают вывод о том, что без знания мифов значение крылатых слов (фразеологизмов) будет непонятно; использование мужских атрибутов позволяет легко отличить богиню Афину от других древнегреческих богинь.
  3. Выразительно читают (по ролям) отрывок мифа, пересказывают (близко к тексту) миф о превращении Афиной царевны Арахны в паука, отвечают на вопросы, отмечая необычное рождение Афины Паллады из головы бога Зевса, мудрость богини, проучившей царевну-хвастунью, схожесть сюжетов мифа и картины.

Формируется представление о мифе как источнике мировой культуры; о жизни древнего города, занятиях жителей; чувство прекрасного, положительное отношение к произведениям мировой культуры, интерес к истории; умение вести диалог, учитывая разные мнения.

12

 

4. Динамическая пауза.

Приложение 5

Организует динамическую паузу, используя сюжет мифа «Спор Афины и Посейдона».

Выполняют упражнения.

Снимается усталость, концентрируется внимание.

3

Изучение нового материала.

Слайд 10-14

Слайд 15

Слайд 16

Продолжает сопровождать учащихся в виртуальном путешествии по Афинам:

  1. рассказывает о главных районах города, храмах, почитаемых афинянами богах (использует новые термины);
  2. предлагает, исследовав священный Акрополь, отметить на карте-схеме основные постройки ансамбля; вспомнить историю развития Олимпийских игр (акцентирует внимание учащихся на том, что одними из самых почётных гостей Акрополя были олимпионики, победители Олимпийских игр).
  1. Слушая рассказ учителя, записывают термины: Керамик, Агора, смотритель, стража, Акрополь; на карте-схеме находят и отмечают расположение главных построек Акрополя: Парфенона, Эрехтейона, Пропилей, храма Ники Бескрылой.
  2. Вспоминают материал об истории развития Олимпийских игр.

 

6

5. Закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17

  1. Предлагает учащимся закончить предложения:
    • Один из районов Афин, вокруг которого селились мастера гончарного дела, назывался…
    • Греки считали её покровительницей Аттики и название главного города Греции связывали с именем…
    • В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал порт …
    • Кому из двоих стать покровителем города, который основал на высоком холме с крутыми обрывистыми склонами Кекроп? В этом суть спора, разгоревшегося между…
    • Древнее народное сказание, в котором соединены правда и вымысел, отражены представления древних людей об устройстве мира…
    • Картина Веласкеса, в основе которой лежит миф об Афине, называется…
    • Рыночная площадь в древнегреческих полисах, являвшаяся местом общегражданских собраний называется…
    • Главные постройки ансамбля Акрополь это ...
    • Афины были столицей первых Олимпийских игр, а XXII зимние Олимпийские игры принимал ...
  2. Акцентирует внимание учащихся на последнем ответе (07 февраля 2014 года в Сочи был зажжён олимпийский огонь, возвестивший об открытии XXII зимних Олимпийских игр), предлагает ответить на вопросы («Какие чувства вы испытываете, когда смотрите репортажи из олимпийского Сочи?», «За каких спортсменов будете болеть особенно горячо?»), почувствовать олимпийский дух, поддержать российскую команду: сделать это можно только вместе, когда мы едины («Одна страна - одна команда! Россия – вперед!»).
  1. Отвечают на вопросы.
  2. Высказывают своё мнение об Олимпиаде, поддерживают команду России, желая олимпийских побед в Сочи (вместе произносят слова, ставшие лозунгом Олимпиады).

Формируется умение обобщать и систематизировать полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

Осознают свою принадлежность к своей стране, своему народу, сопереживают, гордятся, проявляют эти чувства в добрых поступках.

6

6. Рефлексия.  

 

Удалось ли найти ответ на проблемный вопрос: «В чём секрет процветания Афин?»

Высказывают собственное мнение.

Соотносятся цели с полученным результатом, формируется внутренняя позиция.

4

7. Домашнее задание.

 

 

Приложение 6

или

модуль ФЦИОР П-типа

Приложение 7

«Единая коллекция ЦОР»

ЭУМ К-типа

Комментирует домашнее задание.

по истории:

  • пересказ § 37;

Дифференцированные задания:

  • работа с картой «Древняя Греция»;
  • работа со схемой.

по литературе:

  • пересказ (на выбор) одного из подвигов Геракла;

Дифференцированные задания:

  • творческое задание (Найдите ошибки в тексте);
  • тест (один из предложенных вариантов)

Записывают домашнее задание.

 

 

 

2

Приложения.