Предмет: история, литература.
Класс, возраст: 5б (кадетский) класс «Юный спасатель», 10 лет.
Форма проведения урока: бинарный урок, урок – путешествие (виртуальное), урок погружения в новую тему с применением ИКТ.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления материала.
Данный урок разработан с целью расширения знаний учащихся 5 класса о культуре и архитектуре Древней Греции, формирования у них понятия о мифе как памятнике мировой культуры и апробирован в 5б (кадетском) классе «Юный спасатель» (тема № 13 раздела «Древняя Греция»), где преподавание истории осуществляется на основе рабочей программы с использованием учебника «История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2010.
Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, позволяет сделать урок интересным, используемые современных ИКТ позволяют расширить кругозор учащихся, повысить уровень наглядности.
Задачи урока:
- обучающие: обучать учащихся восприятию, осмыслению знаний в области античной культуры, диалогической и монологической речи, продолжать работу над техникой чтения; помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала.
- развивающие: развивать познавательную активность, интерес к истории Древнего мира, умение анализировать события прошлого и настоящего, творческие способности учащихся, навыки визуальной коммуникации.
- воспитательные: прививать любовь к истории, как науке о прошлом разных стран, воспитывать чувство патриотизма, понимание основных олимпийских ценностей.
Методы обучения: словесный, проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы реализации методов: фронтальная беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Актуальность урока: обращение к истории развития человеческих цивилизаций обусловлено необходимостью познания, изучения и сохранения их наследия (как известно: без прошлого нет будущего); задания, предложенные учащимся, требуют от них активной мыслительной деятельности (рассуждений, объяснений, доказательств).
Динамическая пауза позволяет закрепить полученные знания, создаёт благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.
Домашнее задание - дифференцированное.
Обеспечение урока:
- учебные материалы («История Древнего мира. 5 класс»: учебник для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2011).
- Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А. Кун. – М.: Эксмо, 2011.
- Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М.: Просвещение, 1992.
Технические средства: компьютерный класс, мультимедийный проектор, ЭОР, аудиозапись (музыка Александра Басилая к кинофильму «Весёлая музыка опасного путешествия»).
При подготовке к уроку и в процессе его проведения использованы материалы Интернет-ресурсов (репродукция картины Диего Веласкеса «Пряхи», иллюстративный материал по теме «Древняя Греция», «Мифы Древней Греции. 12 подвигов Геракла»), электронная презентация (Приложение 8), в которой отображены основные этапы урока.
Интернет-ресурсы:
для учителя
- fcior.edu.ru/card/5014/muzey-prado-madrid-ispaniya-1819.html
- fcior.edu.ru/card/28542/mify-drevney-grecii-bazovoe-izuchenie.html
для учащихся
- fcior.edu.ru/card/28454/mify-drevney-grecii-2-bazovoe-izuchenie.html
- fcior.edu.ru/card/26924/drevnie-afiny.html
При разработке конспекта урока были использованы материалы сайтов:
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Методическая разработка по литературе (6 класс) на тему «Урок литературы по теме «Мифы Древней Греции» nsportal.ru/shkola/literatura/library/urok-literatury-po-teme-mify-drevnei-gretsii
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru: План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме «Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)» nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/12/04/mify-drevney-gretsii-yabloki-gesperid-dvenadtsatyy-podvig
- Образовательный портал «Азбука.kz»: Методическая разработка по литературе на тему «Урок-путешествие «Мифы Древней Греции» azbyka.kz/urok-puteshestvie-mify-drevney-grecii
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме «В городе богини Афины» nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-v-gorode-bogini-afiny
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: Разработка урока истории в 5-м классе по теме «Мифы Древней Греции» urok.1sept.ru/articles/312100/
Ход урока
Название используемых ЭОР, номер приложения, слайда презентации | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Прогнозируемые результаты | Время(в мин.) |
1. Организационный. | ||||
Слайд 1, 2 |
|
Дежурный кадет устанавливает дисциплину в классе, сдаёт рапорт учителю. |
Создаётся рабочее настроение на урок. |
2 |
2. Актуализация знаний по истории и литературе. Подготовка к активному усвоению материала. Постановка цели урока и задач, мотивация деятельности учащихся. | ||||
Приложение 1 Слайд 3 Слайд 4,5 Слайд 6 Приложение 2 Приложение 3 (Фильм «Подвиги Геракла») Приложение 4 аудиозапись (музыка А. Басилая к кинофильму «Весёлая музыка опасного путешествия») |
|
|
|
10 |
3. Изучение нового материала. | ||||
Слайд 7 Слайд 8 Иллюстрации на стр.170-171 учебника Слайд 9 Репродукция картины Веласкеса «Пряхи» |
Предлагает учащимся
|
|
Формируется представление о мифе как источнике мировой культуры; о жизни древнего города, занятиях жителей; чувство прекрасного, положительное отношение к произведениям мировой культуры, интерес к истории; умение вести диалог, учитывая разные мнения. |
12
|
4. Динамическая пауза. | ||||
Приложение 5 |
Организует динамическую паузу, используя сюжет мифа «Спор Афины и Посейдона». |
Выполняют упражнения. |
Снимается усталость, концентрируется внимание. |
3 |
Изучение нового материала. | ||||
Слайд 10-14 Слайд 15 Слайд 16 |
Продолжает сопровождать учащихся в виртуальном путешествии по Афинам:
|
|
|
6 |
5. Закрепление изученного. | ||||
Слайд 17 |
|
|
Формируется умение обобщать и систематизировать полученные знания.
Осознают свою принадлежность к своей стране, своему народу, сопереживают, гордятся, проявляют эти чувства в добрых поступках. |
6 |
6. Рефлексия. | ||||
|
Удалось ли найти ответ на проблемный вопрос: «В чём секрет процветания Афин?» |
Высказывают собственное мнение. |
Соотносятся цели с полученным результатом, формируется внутренняя позиция. |
4 |
7. Домашнее задание. | ||||
Приложение 6 или модуль ФЦИОР П-типа Приложение 7 «Единая коллекция ЦОР» ЭУМ К-типа |
Комментирует домашнее задание. по истории:
Дифференцированные задания:
по литературе:
Дифференцированные задания:
|
Записывают домашнее задание.
|
|
2 |