Тип урока: урок изучения художественного произведения.
(Типология и структура урока выполнены по Кудряшову М.И., который учитывает специфику литературы как учебного предмета)
О.Д.Ц.: воспроизведение и осмысление художественного текста.
Триединая дидактическая цель:
Образовательные:
- познакомить с бытом и культурными традициями русского дворянства первой половины 19 века;
- определить характер толстовского историзма;
- выявить характерные черты русского дворянина (в понимании Толстого).
Развивающие:
- развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
- развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать искренность и открытость, доброту и естественность поведения;
- воспитывать культуру речи учащихся.
Форма организации познавательной деятельности: общеклассная, парная и индивидуальная.
Используемый метод: частично-поисковый, исследовательский.
Приемы: аналитическая беседа, использование мультимедийной презентации, сравнительный анализ, выборочный пересказ, выразительное чтение, самостоятельная работа на опорных листах.
Оборудование:
- презентация “Быт и нравы русского дворянства”
- опорные листы
- карточки “Язык цветов”
- таблицы для рефлексии
Ход урока
I
. Подготовка к восприятию учащимися темы урока.Стихотворение А.Толстого “Средь шумного бала”.
XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…
Русские дворяне… Как они жили, как любили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня.
Определение целей и задач урока
Мы познакомимся с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины 19 века, сопоставим исторические реалии с романом “Война и мир”, определим характер толстовского историзма, в конце урока постараемся ответить на два основных вопроса:
- Почему из всех дворянских семей Толстой выделяет семью Ростовых?
- Что значит быть настоящим русским дворянином по мнению автора?
(Вопросы даны на опорном листе)
II
. Восприятие, осознание и осмысление материала- Тип усадьбы
Толстой писал в своем дневнике: “По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Бывает и так, что человек настолько сродниться со своим жилищем, что подчас и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели”.
– Существовало три типа помещичьих усадеб (презентация).
Какой тип усадьбы у Ростовых? (II тип. Большой, просторный, но простой дом: зала, столовая, диванная, детская, спальня, гостевые комнаты. Сад, естественный, без роскоши и излишеств. Липовая аллея служит дорогой к дому. В центре сада – клумба, которая является не украшением, а используется как своеобразное укрытие)
Почему именно этот тип усадьбы выбирает для семьи Ростовых автор? (Идея семейственности, простоты, близости к природе и народу.)
От типа усадьбы зависело и управление хозяйством (презентация)
Кто ведет хозяйство в семье Ростовых, следит за порядком в имении?
Почему хозяйство приходит в упадок?
Как относятся крепостные к господам? Почему так?
Каков уклад в этом доме, распорядок дня?
Как это характеризует его обитателей? Можем ли мы утверждать, что это традиционный уклад жизни поместного дворянства?
( Ср. И.А. Гончаров “Обломов”, А.С. Пушкин “Капитанская дочка”).
– Сравним меню столичной аристократии и семейный обед в доме дяди (Сопоставление карт меню. См. “Приложение”)
Почему Наташа испытывает восторг и удовольствие от этого обеда? Как этот эпизод характеризует Ростовых? (Близость к исконным русским традициям).
Выразительное прочтение эпизода с комментарием.
Какие черты характера дяди и Наташи проявляются в этом эпизоде? Что восхищает Толстого?
(В песне дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера).
Пересказ эпизода.
Почему время охоты для Ростовых – особое время?
Какое чувство объединяет всех участников охоты перед выездом?
Как меняются взаимоотношения участников во время охоты?
Как этот эпизод характеризует Ростовых?
– Святки
Докажите, что семья Ростовых соблюдает традиции, помнит все народные религиозное праздники?
Что объединяет господ и слуг? Как этот эпизод характеризует дух семьи Ростовых? ( Близость к народу).
Видеофрагмент.
Виды балов. Великосветский бал (презентация)
Расскажите о подготовке к балу в доме Ростовых?
Этикет и традиции:
– платье Наташи и Сони;
– прически;
– цветы у корсажа.
(Сопоставление бальной традиции, отраженной в презентации, с содержанием романа Л.Н. Толстого)
(Язык цветов. Работа в парах с листами “Язык цветов”)
Сопоставьте первый бал Наташи с бальной традицией?
Описание дворца, танцы (презентация).
Почему первый танец Наташи и Андрея – вальс?
Что сделало Наташу “заметной” во время бала? (Естественность, искренность поведения)
Вывод: Для Толстого важна естественность, простота, отсутствие фальши, умение слышать голос сердца.
III
. Обобщение знаний и умений, формируемых на уроке– Каков характер толстовского историзма? Насколько Толстой исторически правдив в описании жизни дворянства?
Толстой-историк, тонкий психолог показал быт, нравы традиции русского дворянства на примере семьи Ростовых.
Почему автор выделил семью Ростовых? В чем ее отличие от других дворянских семей?
Что значит быть настоящим русским дворянином (по мнению Толстого)?
Вывод: В этой семье царит радушие, сердечность, чуткость, естественность, нравственная чистота. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к народу, к природе, сохранение исконных русских традиций. Толстой решает проблему взаимопонимания между разными слоями общества. Отвечает, что “лад”, мир возможны, если будет близость с народом, русской культурой.
IV
. Рефлексия“Что я вынес(ла) с урока для сердца и ума?”
ДЗ: Эссе “Что значит быть настоящим дворянином?”