"Бороться и искать, найти и не сдаваться". Открытие книги. В.Каверин. "Два капитана"

Разделы: Литература


Цель урока:

  1. Обучить работе с текстом.
  2. Развивать навыки составления презентаций, работе с Интернетом. Развивать навыки написания рефератов, сочинений, репортажей.
  3. Воспитывать неравнодушие, целеустремленность, показать способы  самовоспитания. Развитие интереса к истории своего края и его жителям.

Оборудование:

  1. Текст романа В.Каверина “Два капитана”.
  2. Компьютер с проектором, презентация, выход в Интернет.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Объявление цели урока (Презентация. Слайд №1).

3. Биография В.Каверина(2 чел.) (Приложение №1). (Презентация. Слайд № 2).

4. Сообщение ученика об истории создания романа (Приложение № 2).

5. Беседа по произведению. Ответы на слайдах (Презентация. Слайды № 3-15).

Когда Саня впервые столкнулся с несправедливостью?

– Несправедливо осужденный отец – первая жертва подлости, с которой столкнулся Саня. Весь роман – восстановление справедливости.

Какое значение имела встреча с Иваном Ивановичем?

– Встреча с Иваном Ивановичем показала, что человек должен делать себя сам.

Позднее Саня убедился в правильности этой мысли в школе ОСОВИАХИМа.

Какую роль в судьбе Сани сыграл Гаер Кулий?

– Встреча с Гаером Кулием показала, что в жизни много подлых людей, для которых главное – ухватить лакомый кусочек.

Когда Сане были сказаны слова “Слабый, но смелый”? Как они повлияли на него?

– Слова “Слабый, но смелый” были сказаны Сане в лагере, когда он побил Степу

Иванова, председателя коммуны, за то, что тот съедал больше всех из общей тарелки. После этого Саня задумался: “Вообще, какой я?”

После какого случая Саня решил воспитывать волю?

– После рассказа о совете, уходе из дома, болезни и слов Кораблева “ У тебя слабая воля” Саня решил заняться самовоспитанием.

С чего началось воспитание? Его этапы.

– Этапы воспитания: 1.Чтение “Записок охотника”. 2.Ромашка режет руку. 3.Правила жизни. 4.Чтение книг Амудсена. 5. Выступление на комсомольском собрании. 6.Зарядка. 7. Учеба в ОСОВИАХИМ. 8. Спокойствие в любви. 9. Прочитал дневник.

Какая была цель у Сани?

– У Сани была цель – найти экспедицию капитана Татаринова.

Когда он впервые подумал о небе?

– Впервые он подумал о небе, когда лежал с Петькой в Энске на берегу реки и хотел  увидеть днем звезды и луну.

Почему Саня стал полярным летчиком?

– Санька стал полярным летчиком, потому что это было время челюскинцев и Чкалова.

Каких качеств требовала профессия полярного летчика?

– Эта профессия требовала выдержки, мужества, любви к своей стране и своему делу, а именно такие качества хотел воспитать в себе Санька.

Какую роль сыграл Ч. в судьбе Сани? На кого Саня равнялся в жизни?

– Саня хотел походить на Чкалова и на капитана Татаринова, у “которых был билет дальнего следования”.

Что произошло в осиновой роще и как Ромашов рассказал об этом Кате?

– В осиновой роще Ромашов оставил Саню умирать, представив потом себя Кате  героем. Саня выжил и доказал Кате свою любовь и подлость Ромашки. Он нашел  следы экспедиции капитана Татаринова.

Как понимал Саня слово ЧЕСТЬ?

– Честь для Сани – это найти экспедицию капитана Татаринова, восстановить правду о виновнике гибели экспедиции – Николае Антоныче, показать подлость Ромашова.

Почему Николая называют страшным человеком? Что роднит его с Ромашовым?

– Николай Антоныч и Ромашка – два страшных человека. Нечестными путями  они хотели завоевать любовь женщин и погубить своих близких.

Почему Саня стал искать и нашел экспедицию капитана Татаринова?

– Его поиски были восстановлением правды в жизни и восстановлением чести честного человека.

Почему роман назван “Два капитана”?

– Два капитана – это два “ведущих по жизни”– капитан Татаринов и капитан Саня

Григорьев.

6. Рассказ ученика о памятнике героям Каверина в Пскове (Презентация).

Слайд № 16).

Стремительно идущий вперед к совершенно ясной для него цели Саня Григорьев и романтичный, возвышенный, приподнятый на пьедестал капитан Татаринов, очень похожий на знаменитого исследователя Севера О. Шмидта, ежедневно приветствуют жителей и гостей города Пскова. Здесь, на родине, перед зданием областной библиотеки для детей и юношества установлен памятник героям Каверина.

7. Рассказ учителя о постановке мюзикла “Норд-Ост” (Презентация. Слайды № 17,18).

“Норд-Ост” – это первый русский мюзикл мирового класса. Премьера его состоялась 19 октября 2001 года. В 2003 году он получил национальную премию “Золотая маска” в номинации “Лучший мюзикл”. Секрет его успеха состоял в том, что в основу либретто положен роман многих поколений подростков Советского Союза “Два капитана” Вениамина Каверина. Мюзикл построен на бережном отношении к нашей истории. Русский дух спектакля поддерживался тонко стилизованной музыкой, в которой слышатся отзвуки произведений великих русских композиторов. Традиционные спецэффекты, динамический декорации, живой симфонический оркестр придавали спектаклю необычайную зрелищность. К сожалению, в судьбе спектакля был не только триумф, но и трагедия: захват боевиками 23-26 октября 2002 года, погибло много людей.

Минута молчания памяти погибших 23-26 октября 2002 года.

Спектакль был восстановлен, прошел по 17 городам России и завершил свою работу в 2004 году.

Видеоролик “Nord-Ost 1” на www.nordost.ru)

8. Выступления учащихся об одержимых людях.

1 вариант. Рассказ об одержимом человеке, фотографе времен войны, Викторе Темине, выставка работ которого представлена в Балашихинском краеведческом музее

(Презентация. Слайд № 19).

Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть.

Я вам хочу рассказать о замечательном человеке знаменитом фотографе Викторе Михайлович Темине. Его фотографии и памятные вещи подарила нашему краеведческому музею его приемная дочь Светлана, жившая последние годы в Балашихе. Темин знаменит, прежде всего, тем, что запечатлел победные знамена Великой

Отечественной, и был очень отважным и рисковым человеком. Первая выставка его работ была в нашем музее в 1995 году, а в январе 2009 года в честь 65-летия Победы экспонаты выставлены второй раз.

Виктор Тёмин был участником четырёх войн. Ему, единственному из фотокоров, посчастливилось запечатлеть боевые победные знамёна: у озера Хасан, у реки Халхин-Гол, на взорванных дотах “линии Маннергейма”, на Электрическом утёсе в Порт-Артуре.

Вместе с танковым корпусом генерал-лейтенанта Кривошеина он вошел в Берлин, снимал последний бой в парке Тиргарден, что в двухстах метрах от рейхстага, и вместе с Романом Карменом, несмотря на стрельбу, запечатлел Знамя Победы. Но как доставить снимки в Москву? Еще со времен тревожных событий на Дальнем Востоке он хорошо знал Жукова, у которого всегда был наготове самолет ПО-2. С большим трудом Темин добрался до самолета и вместе с летчиком Вештаком долетел до штаба фронта. Тут же по прибытии позвонил напрямую Жукову, попросил побыстрее отправить самолет. “Жди звонка”, — сказал маршал. А уже через десять минут сам позвонил: “Все указания даны. Лети”.

По приказу командования в Польше Темину предстояло пересесть в ночной бомбардировщик и на нем следовать в Москву. Но Темин знал, что будет потеряно время. По его просьбе летчик запросил по радио у своего командования разрешение лететь в Москву. В ответ — молчание. Тогда Темин взял ответственность на себя и приказал пилоту лететь прямиком в Москву. Тот подчинился, хотя и не знал ежедневно менявшегося пароля для перелета границы СССР. Пришлось дать радиограмму в Ставку Верховного Главнокомандующего и просить о пропуске самолета. Ответа не было. Сунулись пролететь на авось, но зенитчики взяли машину в такие шоры, что по прилете в ней оказалось 62 пробоины. Через полчаса пришел приказ и запрос с земли: “Где находитесь?” Темин прикинул, что самый близкий к редакции аэродром — Центральный. Но ПВО не дало посадки. Пришлось давать новые радиограммы. Когда все же сели на полосу Центрального аэродрома, Темин увидел много генералов, встречающих самолет. Он выскочил на трап, пробежал по нему, обронив как бы невзначай: “Сейчас выйдет”, а сам отыскал редакционную машину и в 3 часа 10 минут вошел в кабинет главного редактора “Правды”.

3 мая 1945 года “Правда” напечатала приказ Верховного Главнокомандующего о взятии Берлина и три снимка Виктора Темина “Знамя Победы над рейхстагом”, “Митинг танкистов генерала Кривошеина у колонны Победы” и “Пленные немцы через Бранденбургские ворота возвращаются обратно в Берлин”. И в тот же день 3 мая, в семь утра, Темин улетел в поверженный Берлин, прихватив с собой несколько тысяч номеров “Правды”. В германской столице он тут же бросился к Жукову, чтобы объясниться. Жуков взял газету, развернул ее. Его нахмуренные брови раздвинулись. Он даже улыбнулся.

— За свою работу ты достоин звания Героя, — сказал маршал. — Но за то, что ты угнал самолет...

Эти слова повисли в воздухе, и Жуков неожиданно отчеканил:

— Получишь орден Красной Звезды.

И пожал Темину руку.

На этом военные приключения Темина не закончились. Он отправился в Маньчжурию, а затем, после разгрома Квантунской армии, получил приказ лететь в Токио  на подписание акта капитуляции. 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского авианосца “Миссури” собралось около 200 журналистов. Наших, советских, разместили метрах в 70 от стола, на котором должен был подписываться акт о капитуляции. Темин пришел в отчаяние. У него не было телеобъектива, а это означало,  что съемка обречена на провал. Тем временем три цепи американской охраны, взявшись  за руки, преграждали путь нажимавшей толпе корреспондентов. Темин тут же вручил американцам две баночки черной икры и встал в их цепь. Потом неожиданно вырвался и побежал вверх. За ним не стали гнаться, ибо охране надо было вновь сомкнуть цепь и сдерживать напор озверелой фотопрессы. Короче, Темин пробрался к площади, что была занята крупнейшими информационными агентствами США. Он вытащил из сумки последний запас икры и водки, показывая, что после съемки неплохо было бы выпить за победу. Американские фотокоры встретили его дружески, но в этот момент появились офицеры и показали Темину, что если он не послушается их, то они выбросят его за борт. И надо же было случиться так, что в момент спора мимо проходили делегации союзных стран, в том числе и представитель Советского Союза генерал-лейтенант Деревянко, который хорошо знал Темина. Он все понял и тихо сказал: “Следуйте за мной”, а когда навстречу ему вышел адмирал Макартур, представил Темина: “Это личный фотограф Сталина”. За эти съемки Темин был награжден орденом Красной Звезды. Весь мир опубликовал именно его снимки.

2 вариант. Рассказ ученика о полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее. (Презентация. Слайд № 20).

Слово учителя. Есть ли такие одержимые люди не в литературе, а в жизни? Конечно, есть. Мы вам расскажем о замечательном человеке, благодаря которому была прекращена холодная война, полярном летчике Викторе Михайловиче Перове, семья которого проживает на территории Балашихинского района, а правнуки учатся в нашем лицее.

Рассказ ученика. Для выступления на городской краеведческой конференции я написал реферат, который называется “Человек, влюбленный в небо”. В нем я рассказываю о своем прадеде Викторе Михайловиче Перове. Еще в детстве я заинтересовался, почему меня назвали Михаилом и почему в нашем роду мальчиков называют Викторами и Михаилами. Папа сказал мне, что это в честь нашего предка, который был известным летчиком, очень сильным и мужественным человеком, и в роду должны поддерживать эту традицию. Когда я приезжал к прадедушке, он мне рассказывал о себе, а на плакатах, которые висели в его комнате, я видел прадеда-летчика. Прадед дарил мне модельки самолетов, сделанные собственными руками. Ему нравилось, что я с интересом слушаю. Когда я научился читать, я решил по книгам узнать, чем же прославился мой прадед. В своей работе я коротко рассказываю о его детстве и юности и более подробно о его подвигах в Арктике и Антарктике. При написании работы я опирался на рассказы папы, книгу прадеда “От Арктики до Антарктики”, статьи из газет и журналов.

Я узнал, что мой прадед родился в 1917 году в Чарджоу Туркменской ССР. В 1920 году семья Михаила Григорьевича Перова, торгового представителя республики, переехала в Ташкент, в 1924 в Иран, а в 1927 году в Москву. Перовы жили в Никольском на 2 линии, дом 9. В Никольском он закончил 7 классов, а потом продолжал учиться в Москве. В 1936 году Коммунистической партией был объявлен призыв подготовить 100000 пилотов. И Перов после заводской смены стал учиться в школе ОСОВИАХИМ. Прадед в первые же дни войны ушел на фронт. В одном из боев самолет потерпел крушение и после госпиталя Виктор был направлен в полярную авиацию. Об этом мне рассказывал папа.

Я начал изучать жизнь прадеда с книги “От Арктики до Антарктики”. Ведь в ней он рассказывает о самом интересном для нас, мальчишек, – о своих полетах в Арктике и Антарктике, о спасении людей, об известных летчиках П. Москаленко, И.Мазуруке, Г.В.Сорокине.

Во-первых, я узнал, за что он получил свой первый орден Ленина. Это было так. Летом 1956 года в рамках Третьего Международного геофизического года проводилась высокоширотная Арктическая экспедиция по исследованию пролива между Гренландией и Шпицбергеном силами ученых СССР, Швеции и Норвегии. Программой работ была предусмотрена высадка международной группы ученых на ледовый купол Северного Шпицбергена, и для выполнения этой задачи придан был вертолет МИ-4, которым командовал пилот-испытатель Р.И.Капрелян. Когда все работы были выполнены, вертолет по дороге к ледоколу потерпел крушение, и пятеро ученых остались на куполе северного Шпицбергена. Перов спас полярников и за это ему вручили орден Ленина.

Также я узнал, за что он получил второй Орден Ленина. Летом 1957 года сформировался авиационный отряд Третьей Комплексной антарктической экспедиции. Планы Третьей КАЭ были грандиозные: нужно было произвести полеты на полюс относительной недоступности и сбросить государственный флаг СССР. Авиаторы должны были помогать ученым и строителям в создании двух новых станций “Восток” и “Советская”, удаленных от Мирного вглубь континента на 1100-1200 км, и обеспечивать тракторные поезда горючим на всем пути от поселка Мирный. Прадед в пути следования вел дневник, который я прочитал. В нем он описывал невиданные им ранее места, нравы людей, повадки рыб и любимое им небо.

Немало трудностей пришлось преодолевать летчикам. Когда подошли к Мирному, начали выгружать самолеты, но не так, как планировал Перов, а одновременно и Ли-2, и Ил-12 и к ночи не успели, а наутро подул сильный порывистый ветер и собирать самолет в такую погоду не представлялось возможным. Но все эти трудности были преодолены. Об этом я рассказываю в своей работе.

В Антарктиде летчики выполняли важное правительственное поручение. Они пошли к полюсу относительной недоступности. Сначала на малой высоте сбросили Государственный флаг Советского Союза на станции советская. Еще через 3 часа подошли к полюсу относительной недоступности тоже сбросили государственный флаг, засвидетельствовав наше первенство.

А Орден Ленина прадед получил вот за что. 11 сентября в Мирном была получена телеграмма с арктической станции “Мусон” о том, что с бельгийской станции “Король Бодуэн” вылетел в неизвестном направлении самолет и пропал. Попытки бельгийцев найти пропавших собственными силами ни к чему не привели. В этот момент в Мирном свирепствовала пурга, а днем обещали временное улучшение погоды. Не дожидаясь приказа начальника арктической экспедиции Толстикова, Перов решил воспользоваться улучшением погоды и вылетел на спасение бельгийцев, находящихся в 3100 километрах. Сначала нашли брошенный вертолет, потом одного из полярников, затем начали искать остальных. Об этом я подробно рассказываю в своей работе. Решили, как гребенкой, прочесывать каждые 10 километров. 7 часов безрезультатных поисков. Заправили последний запас горючего, оставалось только на обратный путь. Каждый имел свой сектор обзора, за которым следил неустанно. Наконец через несколько часов полета где-то между горой Сфинкс и горой Трилинген заметили темное пятно-палатку. Начали приземляться. Полярники были спасены. Бельгийское правительство наградило весь экипаж, командира корабля и начальника экспедиции высшей наградой Королевства Бельгии – Орденом Леопольда Второго. Советское правительство – Вторым Орденом Ленина. Бельгийские ученые, желая увековечить этот подвиг, дали одной из вершин в “Горах Бельгии”, открытых бельгийцами, имя Перова и отметили на карте. Под влиянием героических событий в Антарктиде была написана детская книга писателя Сергея Алексеева и Богдана Чалого “Самолет летит с Мирного” Эти же авторы написали сценарий художественного фильма “Закон Антарктиды”, главную роль играл актер Всеволод Сафонов.

О моем прадедушке и его друзьях написано много книг и статей. Но мне очень хочется посмотреть картину художника Игоря Рубана “Экипаж Перова спасает членов  бельгийской Антарктической экспедиции”, которая сейчас находится в Музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. В заказниках Манежа находится бюст Перова работы польского скульптора Збержицкого.

После Антарктики Перов опять на северной трассе, летает на самолетах Ил-12, новом Ил-18, осваивает Ан-12. Участвует в снаряжении экспедиции “Север-12”. В 1972 году В.М. Перов увольняется по состоянию здоровья. За время своей службы он не разбил ни одного самолета, но спас жизни многим. Занимается в географическом обществе, комитете “Аляска – Сибирь”. Умер прадед в 2005 году. В мае мы поедем классом в Санкт-Петербург. Я хочу побывать в музее Арктики и Антарктики. Тогда я дополню свою работу новыми материалами.

9. Слово учителя.

О таких одержимых людях есть немало стихов, им посвящают поэмы.

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения Сергея Острового “Размышление”.

Случалось, когда уходил я в путь,
Люди твердили мне:
“Кому на роду суждено утонуть,
Тот не сгорит в огне!”
Потом просили запомнить впредь:
“Уж если пришла беда –
Кому на роду суждено сгореть,
Того не возьмет вода!”
А я-то, простак, жил-поживал.
Шагал себе напрямик.
Одолевая в пути перевал,
Отчаянно жить привык.
А я-то кидался в огонь не раз,
Печалился о воде.
Так разве они в мой тревожный час
Оставят меня в беде?!
Я падал с коня. Я был на коне.
Ни в чем не жалел души.
И все-таки лучше сгореть в огне,
Чем прозябать в тиши!

Использованная литература

  1. www.nordost.ru
  2. www.rg-rb.de/2005/19/tem.shtml
  3. www.journalist-virt.ru/mag.php?
  4. ia-bal.mosoblonline.ru/news/1362.html
  5. Программа персональной выставки В. Темина “Репортаж эпохи” в Казани, 1968.
  6. Перов В. От Арктики до Антарктики. – М.: Вестник Воздушного флота, 2003.