Цели урока:
- Дать понять учащимся, как, по Достоевскому, неоднозначна психология человека, что “подлинно доброе и благородное в человеке не исключает в нём стремление к злу и низменных помыслов”.
- Показать, какими художественными средствами достигает этого автор: “двойники” и антиподы в романе, авторские ремарки, портреты героев.
- Помочь учащимся выработать свой вариант поведения при встрече со злом.
- На уроке используются гуманно-личностная технология, технология сотрудничества, технология проблемного диалога.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя
Одни считают гений Достоевского недобрым, мрачным, тёмным, он не сеет “разумного, доброго, вечного”. Другие говорят, что писатель, показывая гнетущую действительность, вызывает самые добрые чувства.
- Какой точки зрения придерживаетесь вы?
- Я хотела бы, чтобы сегодняшний урок помог вам понять, какой же это писатель? Почему почти каждая страница у Достоевского заставляет читателя мучиться и страдать, заставляет его буквально болеть?
Что за этим стоит? “Бессмысленная жестокость” автора? Желание показать, как жесток, подл, низок человек? А может быть то, что психология человеческая неоднозначна? Что в душах людских происходит борьба добра и зла, и, к сожалению, первое не всегда побеждает?
3. Беседа с элементами диспута.
1. Обратимя к одной из потрясающих сцен романа: первый сон Раскольникова. (Достоевский сам часто читал, выступал перед своими читателями). Мы разбирали её, говоря о Раскольникове.
- Что эта сцена открыла нам в Раскольникове? (Всё доброе восстало в Раскольникове против задуманного им преступления).
- Сегодня посмотрим на эту сцену под другим углом зрения. Какие строки вас больше всего потрясли? Почему? Что вы чувствовали, читая эту сцену? ( Пронзительное чувство жалости к “савраске”, к “бедному мальчику”).
- А какова ваша позиция при встрече с откровенным, ничем не прикрытым злом? (А его так много в нашей жизни). Так где вы? Я надеюсь, что среди вас нет Миколок? Вы в хохочущей толпе? Нет! А может быть, броситесь с “кулачками” против всех? Там есть один герой- “седой старик с седою бородой , который осуждает всё это”.
- А каково отношение автора ко всему происходящему? (Скорбь, мука за человека, за то зло, которое он совершает).
2. Но в романе есть ещё один Миколка. Кто он? Вспомните. Случайно ли это? Почему Миколка берёт на себя чужую вину?
- Итак, один совершает зло, другой принимает на себя чужой грех, чистый, невинный сердцем, хочет “пострадать”. Где-то между ними и мечется душа Раскольникова.
3. Вот ещё одна позиция в поединке добра и зла: смириться, пострадать, совершить зло, но по отношению к самому себе.
- Чей это путь? Чья это “правда” в романе? (Сони Мармеладовой).
- Как вы считаете, что есть смирение? Это деятельность или бездеятельность, сила или бессилие?
(В своих письменных работах 14 из вас приняли правду Сони, 8 ей посочувствовали, и только 2 ученика категорически отвергли, приняв правду Раскольникова)
- Мне кажется, что тем самым вы признали её силу. Может быть, подавая пример смирения и милосердия, любимые герои Достоевского (Соня, “положительно прекрасный человек” князь Мышкин из романа “Идиот”), верят в то, что человека преобразует доброта, крепость, любовь. Позиция Сони – это деятельное добро, любовь-жалость, любовь-сочувствие, любовь-сострадание.
4. Итак, Соня и Миколка – “двойники” в романе. Они воплощают добро, может быть, даже и в душе Раскольникова.
- А кто ещё двойники у главного героя? (Лужин, Свидригайлов).
- Как вы встретили Свидригайлова? Каким увидели? На что обратили внимание в его портрете?
- О чём говорят глаза и взгляд героя? (Ему всё безразлично и всё позволено).
- Как оценивают Свидригайлова герои романа?
- Почему Раскольников называет его “ничтожным злодеем в мире”? Согласны ли вы с такой оценкой?
(Дунечка: “был очень терпелив, вежлив”, “хорошо обходился с людьми, и люди его даже любили”; Лужин: “это самый развращенный и погибший в пороках человек”, “он человек хитрый и обольстительный насчёт дам”)
- Что имел в виду Свидригайлов, говоря, что они с Раскольниковым “одного поля ягоды” и что “между ними существует общая точка”? (Свидригайлов совершил много зла и прожил полвека с этим злом. Не раскаивался в совершённом. Вспомним его портрет. Он вообще не задумывался, что считать добром и злом. Он переступал, преступал все нравственные законы. К этому сводится и суть теории Раскольникова.
- Как вы понимаете его слова: “Всем человека надобно воздуху, воздуху-с... Прежде всего”?
(Ю.Карякин считает, что раскольниковское “воздуху” означает прожить и с чистой совестью и с преступлением на душе, то есть с добром и злом).
- Посмотрим, возможно ли это? Почувствовав возможности другой жизни, Свидригайлов начинает совершать добрые дела. Какие? Творит ли он добро искренне? (Да).
- Но почему тем не менее Свидригайлов погибает?
- Мысль писателя о том, что как бы низко ни пал человек, в его душе есть загнанные внутрь зачатки светлого, доброго. Но зло, совершаемое человеком, всегда оборачивается против него, убивая часть его души. Сам человек отвечает за свою несостоявшуюся жизнь.
- Где же источник противостояния злу? Не в собственном ли сердце? С чего начать человеку? (С очищения, с осуждения себя).
- Соня и Свидригайлов воплощают добро и зло в душе Раскольникова. В 6 части герой остаётся с Соней и Свидригайловым – со своим “добром и злом”. А когда “зло” ушло, Раскольников остаётся только с Соней, а дальше “уже начинается история, история постепенного обновления человека”.
5. Автор сострадает любому человеку, даже самому падшему грешнику. Н есть один герой, который вызывает у него непреодолимое отвращение. Как вы думаете, кто это? (Лужин) (ч.2, гл.5, стр.115)
- Как относится к нему Раскольников?
- Как вы относитесь к “новому слову” Лужина?
- Учащиеся читают по тетради.
6. Подвоя итоги сегодняшнего урока, я предлагаю вам последнее задание. Из высказываний Ф.М.Достоевского выберете то, какое, на ваш взгляд, могло бы быть эпиграфом к сегодняшнему уроку и обоснуйте свой выбор.
1. “Здесь Диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей”.
2. “Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей”.
4. Выводы.
“Мир спасёт красота” - кредо Ф.М.Достоевского, его ответ Раскольникову. Писатель открыл двойственность души: люди могут быть одновременно сильными и слабыми, добрыми и злыми. Вспомните, что вы сочувствовали и Мармеладову, и Раскольникову, и Свидригайлову. Но почему? Это сострадание самого писателя. Его доминирующее чувство – боль за любого человека.
5. Д/З. Сочинение-рассуждение “Борьба добра и зла в душах человеческих”
На уроке используются гуманно-личностная технология, технология сотрудничества, технология проблемного диалога.
Приём “закрытой доски”: эпиграф к уроку ребята выбирают на последнем этапе урока самостоятельно, до этого часть доски закрыта