Класс: 6-7.
Предмет: русский язык.
Тема урока: «О чём рассказывает слово «победа» («Семантика победы: значение и восприятие).
Тип урока: лингвоконцептологический.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о концепте «победа» через анализ его смысловых полей, использование лексических и поэтических средств языка.
Обучающая цель (предметный результат):
- Сформировать навык работы с толковыми и этимологическими словарями.
- Научить проводить лексический анализ слова «победа» и создавать словесный портрет концепта.
- Развить умение распознавать сравнения, метафоры, антитезы и понимать их коммуникативное назначение в поэтическом тексте.
- Расширить представления о значениях слова-концепта «победа» и осознать общность духовных ценностей русского и нанайского народов.
- Сформировать умение выражать своё отношение к концепту «победа» в собственном речевом высказывании.
Развивающая цель (метапредметный результат):
- Развивать умение анализировать и интерпретировать поэтический текст.
- Формировать навыки исследовательской работы с языковыми явлениями.
- Развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие языковых средств.
- Сформировать умение работать в парах и группах, анализировать и сравнивать информацию.
Воспитывающая цель (личностный результат):
- Формировать уважительное отношение к духовным ценностям русского и нанайского народов.
- Воспитывать чувство гордости за культурное наследие и осознание значимости концепта «победа» в жизни человека.
Межпредметные связи: русский язык, литература, региональный компонент (литература Дальнего Востока).
Средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Этимологический словарь» Н.М.Шанского.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент
- Прослушайте песню из кинофильма «Белорусский вокзал» и подумайте, почему наш урок начался с неё? Какие чувства вызывает песня и как она связана с темой урока?
- 9 мая в России отмечается всенародный праздник — День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой советский народ боролся за свободу и независимость своей Родины против фашистской Германии и ее союзников. И сегодняшний урок будет посвящен этому событию, только с лингвистической точки зрения.
2. Постановка цели, задач урока
- Попробуйте определить предмет нашего исследования на уроке. Поставьте к этой теме вопросы.
Предмет – слово «победа» Вопрос – что означает это слово? Почему это слово важно в языке и культуре?
- Давайте наметим пути исследования (определить лексическое значение слова, проанализировать стихотворения нанайского писателя А.Пассара и советского поэта Б.Окуджавы). Поможет в этом план лексического анализа слова (на партах). Результаты своей работы мы оформим в виде кластера (собираем его на ватмане, в конце урока вывешиваем на доске).
3. Языковой портрет слова. Установление точного лексического значения и связей слова-концепта с помощью толковых, синонимических, антонимических, словообразовательных и прочих словарей (ядро концепта)
Работаем со словарями, в тетради записываем ключевые слова (работа в парах, заполнение кластера).
- 1 пара работает со словарем С.И.Ожегова.
- 2 пара работает со словарем Т.Ф.Ефремовой.
- 3 пара с этимологическим словарем Н.М.Шанского, составляет словообразовательную цепочку
- Вам нужно из толковых словарей выписать основные значения слова Победа, подчеркнуть ключевые слова, написать их на листах.
Проверка. Лексическое значение слова победа
1-2 пары зачитывают, называют ключевые слова, записывают на листах: успех, достижение.
ПОБЕДА, -ы, ж.
- Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая - праздник победы в Великой Отечественной войне).
- Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате преодоления че-го-н. || прил. победный, -ая, -ое (к 1 знач.).
3 пара. Этимологический словарь. Составление словообразовательной цепочки.
Победа – ст.сл. побъдити ("победить") (прист.сп.) - бъдити ("убеждать") (суф.сп) - бъда (беда).
С точки зрения происхождения слова победа - заимствование из старославянского, где образовано от глагола побъдити – "победить", образованного в свою очередь префиксальным методом от бъдити – "убеждать", исходным для которого послужило существительное бъда (беда). Победа буквально — "убеждение (силой)". Также в древнерусском языке слово имело и противоположное значение «поражение», которое в современном русском языке не закрепилось. Вспомните мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» как его шхуна стала «Бедой». Но из всех испытаний Врунгель выходил победителем.
- Заполняем кластер: успех, достижение, убеждение.
Предлагаю поработать над ассоциативным полем концепта, т.е. над его словесным окружением.
1 группа: соотнести глаголы со словами из 2 столбца:
| Достается Привести Гарантировать Завершилось одержать победу праздновать победу добиться победы верить в победу поздравить привести принести не сомневаться насладиться надеяться на победу |
К победе |
2 группа: из предложенных слов выбрать эпитеты: великая, маленькая, полная, белая, голодная, трудная, блестящая, долгожданная, речная, славная, моральная.
3 группа: найти синонимы и антонимы к слову победа (словарь синонимов).
4. Слово-концепт в народном творчестве: в пословицах, поговорках, фразеологических сочетаниях
1. Cоберите пословицы со словом Победа. 1 и 2 группе по 4 пословице
- Победили на войне — победим и в поле.
- Кто за правое дело стоит, тот всегда победит.
- Победа любит старание.
- Побежден тот, кто чувствует себя побежденным.
- Побеждает тот, кто меньше себя жалеет. ü
- Выстоишь — победишь.
- Храбрость рождает победу
- Друг друга поддерживать — победу одерживать.
- Какие пословицы отражают значение успех в войне, а какие – результат преодоления? Какое еще значение мы нашли?(труд). Почему победа – это труд?(записать на листке)
2. восстановите фразеологизмы (коллективная работа):
- ….не судят,
- Пришел,….,….
- Наука…
- Ковать…
- В каких значениях употребляется победа? Борьба, успех, герой (записать на листках)
- Составьте предложения с одним из фразеологизмов.
3. Послушайте христианскую притчу
Царь ночью вел своих воинов в набег длинной, каменистой дорогой. И теряли силы воины от тяжести пути, и страшились врагов, и стали они досадовать и роптать, но царь сурово заставлял их идти вперед без отдыха и промедления. И утром неожиданно напали они и поразили врагов. И после битвы спросил царь у воинов, когда одержали они победу. И радостно говорили одни – когда мы напали, другие – когда стали бросать копья, третьи – когда стали стрелять из луков. - Нет, – сказал им царь, – мы победили еще ночью, когда сумели одолеть страх и слабость.
- О какой победе говорится в притче? (о победе над собой). А что значит победа над собой?
- Приходилось ли солдатам на войне одерживать победу над собой? А с чем они в себе боролись?
- Какое значение победы иллюстрирует притча? (преодоление) (запись на листке)
- Заполняем кластер
Таким образом, можно сделать вывод: слово «победа» в русском языке, фольклоре отображает силу души народа. Их основной совет – «хочешь победить – трудись, преодолевай себя!»
5. Текстовый портрет слова. Слово-концепт в художественных текстах
- Из чего еще складывается победа? Как это понятие отражено в художественной литературе нанайского и русского народа? (Работа в двух группах)
1 группа.
- подготовьте выразительное чтение, определите основную мысль (Победа – это результат единства, патриотизма и самопожертвования людей разных национальностей, объединенных общей целью – защитой Родины).
- найдите сравнение, поясните его. (Москва, как мать – это столица, сердце страны, мы любим мать и должны защищать ее, любовь к матери – это любовь к Родине, это чувство называется патриотизмом. Москва символизирует Родину, которую нужно защищать, как мать, а любовь к Родине – это высшее проявление патриотизма).
- с каким словом ассоциируется Победа? (счастье, патриотизм) (запишите на листке).
Счастье – победа приносит радость и освобождение.
Патриотизм – победа достигается благодаря любви к Родине и готовности защищать ее.
Единство – победа возможна только при сплоченности людей, независимо от их национальности.
Андрей Пассар
Москва, как мать, нас провожала в бой
В день Октября. Не таял снег на лицах.
Нет у Москвы других – и мы собой
Закрыть должны все подступы к столице.
…………………………………
Мы равноправны были на войне.
Как всем – награда или смерть осколком:
Иль русскому, или нанайцу, мне,
Но мне о том не думалось нисколько.
Мне комсомольский выдали билет,
Он молодое сердце вдохновляет.
Идут полки, гремит оркестра медь.
Страна зовет, на фронт нас отправляет.
С окраин запах дыма чую я –
Там стойбище родное догорает.
Я отомщу – и осветит заря
Победу нашу в сорок пятом, в мае.
А счастье есть! Я поклянусь вам всем!
Нас назовут на марше поименно,
И у Кремлевских поседелых стен
Падут врагов поверженных знамена.
Вывод: в стихотворении подчеркивается равноправие всех участников войны, независимо от их национальности: "Мы равноправны были на войне. Как всем – награда или смерть осколком". Это показывает, что Победа – это общее достижение, в котором участвуют представители разных народов.
2 группа
- Подготовьте выразительное чтение, определите основную мысль (Победа достигается благодаря сплоченности, самоотверженности и готовности солдат отдать свои жизни ради Родины; это произведение передает трагизм войны, но одновременно вдохновляет на борьбу до конца ради общей цели – Победы).
- Найдите рефрен (повтор), какую роль он играет? («А нынче нам нужна одна победа.
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!». Это главные слова песни, которые передают ее тему и идею: тема - рассказ о смертельном бое, идея - призыв сплоченно бороться любой ценой до конца, до счастливого для родной страны конца, то есть до победы. Цена победы – это жизнь солдат, готовых ее отдать ради победы).
- Найдите антитезу, что она значит? (бессилие смерти перед подвигом солдат)
- Найдите метафоры, как они раскрывают идею стихотворения? (сплоченность солдат; масштаб войны).
- С каким словом ассоциируется Победа? (счастье, единение) (запись на листке).
Булат Окуджава «Десятый наш десантный батальон»
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут.
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь:
Уходит в ночь
Отдельный
Десятый наш
Десантный батальон.
Десятый наш
Десантный батальон.Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ.
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет, неутомим.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела...
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
- Стихотворение "Нам нужна одна победа" остается актуальным и сегодня. Оно передает трагизм войны, но одновременно вдохновляет на борьбу за Родину. Победа в этом произведении – это символ единства, мужества и готовности к самопожертвованию ради счастья и свободы Родины.
- Что объединяет эти два стихотворения? Они призывают к единению и напоминают о том, что победа достигается общей трудной ценой; чувство патриотизма.
-Как вы думаете, почему я предложила вам стихотворение нанайского поэта? (все народы воевали, и нанайцы тоже)
Таким образом, Победа в художественной литературе отражается как символ единства, патриотизма и самопожертвования, объединяющий людей в борьбе за свободу и мир. Смысл понятия «победа» одинаков для всех народов нашей страны, сплотившихся, ставших стеной перед лицом зла, фашизма в тяжелейшие годы ВОВ.
6. Результаты
- Закончим составление кластера и ответим на вопрос – тему.
Задания по выбору.
- Составьте ассоциативную цепочку, вставьте на месте пропусков слова: победа - … - … - ……….патриотизм
- Составьте на выбор синквей или даймонд по теме урока
7. Рефлексия
- Понравился урок? Какой он для вас был?
- Оцените урок и свою работу смайликами.
Домашнее задание: напишите мини-рассуждение «А нам нужна одна победа», или сочинение о слове победа.