Тема урока: «В.А.Осеева «Хорошее»
Цель: умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока:
- воспитательная – воспитывать такие качества, как доброта, понимание, внимание к людям;
- развивающая – развивать навыки смыслового чтения;
- образовательная - формировать навык работы с текстом.
Формирование УУД:
Познавательные:
- уметь извлекать информацию из текста;
- уметь делать выводы на поступках главных героев;
- уметь делать выводы в результате совместной работы;
- уметь находить ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь высказывать своё мнение
Регулятивные:
- уметь оценивать своё мнение в соответствии с поставленными задачами;
- уметь определять цель своей деятельности на уроке;
- уметь анализировать контроль над собой и осуществлять взаимоконтроль.
Личностные:
- уметь оценивать поступки людей в соответствии с определённой ситуацией
Формы организации: индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
2. Эмоциональный настрой на урок
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Покажите, какое у вас настроение?
3. Актуализация знаний учащихся
Перед вами пословица.
Прочитайте пословицу про себя, затем шепотом, а потом вполголоса:
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- К какому разделу нашего учебника можно отнести данную пословицу? («Я и мои друзья»)
Давайте вспомним произведения, изученные нами, в этом разделе.
На доске учитель заполняет «Бортовой журнал»:
| Название произведения | Чему учит произведение |
«Два пирожных» |
|
«Волшебное слово» |
|
- Что объединяет все эти рассказы? (Все рассказы о детях, которые учат чему-то хорошему).
- Давайте, вспомним, а чему они нас учат? Назовите основные качества человека, на которые авторы обращают ваше внимание.
| Название произведения | Чему учит произведение |
«Два пирожных» |
Вовремя прийти на помощь |
«Волшебное слово» |
Вежливости, доброте |
4. «Открытие» темы урока
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом из этого раздела.
- Имя автора, написавшего этот рассказ вам хорошо известно.
- Попробуйте, догадаться, кто это?
Я прочитаю несколько высказываний, а вы подумайте о каком авторе идет речь?
В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в детских домах и колониях для правонарушителей. Все сказки и рассказы этого писателя о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.
Догадались? Как зовут автора?
В.А.Осеева. (Фамилия автора и портрет прикрепляется на доску).
- А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай-ка!».
Я вам покажу иллюстрацию к рассказу и прочитаю отрывок, а вы мне – название произведения Валентины Осеевой.
Слайды: «Волшебное слово», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Сыновья».
– Что объединяет все эти рассказы? (Данные рассказы о детях очень поучительные, которые учат уважать людей, заботиться о них, приходить на помощь в каких-либо жизненных ситуациях, всегда говорить правду).
- Как сказать одним словом, чему учат эти рассказы? (Хорошим и добрым поступкам)
- Давайте подберём синоним к слову «хорошо».
Хорошо – здорово, неплохо, классно, круто, славно и т.д. (прикрепляются на доску таблички с подбором синонимов).
На доске: В.А.Осеева «Хорошее»
- Назовите тему урока (В.А.Осеева «Хорошее»).
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением В.А.Осеевой «Хорошее».
(Учитель дописывает название в «Бортовой журнал»)
| Название произведения | Чему учит произведение |
«Два пирожных» |
Вовремя прийти на помощь |
- Что мы должны узнать на уроке? Определим учебную задачу? (Будем учиться понимать, что хотел сказать автор).
Работа с текстом до чтения (просмотровое чтение)
Слайд : Рассмотрите иллюстрацию к произведению, прочитайте опорные слова. По названию произведения, автору, опорным словам и иллюстрации предположите, о чем пойдет речь в рассказе. (Предположения учащихся оформляются на облаках вокруг солнца, которые в дальнейшем прикрепляются на доску).
- Как вы думаете, что может произойти в тексте с таким названием?
- А что может произойти дальше?
- Чем закончится произведение?
Знакомство с текстом.
- Прочитаем рассказ и проверим чье предположение более точное?
- У каждого ученик имеются листы с текстом. Читать будем до остановок с карандашом в руках. Если вам встретится незнакомое слово вы его подчеркнете, а потом мы их выясним лексическое значение. (Чтение с остановками)
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
– Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
- Подумайте, что будет дальше? (ответы детей)
– Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
– Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
- Предположите, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему? (предположение ответов детей)
– Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
- Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке? (ответы детей)
– Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
– Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
4 остановка
- Предположите, что ответила мама Юре? (ответы детей)
– Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
- Ребята, мы прочитали текст. Давайте вернемся к нашим предположениям, о чем должна была идти речь в рассказе? Чье предположение оказалось более точным?
- О чем это произведение? (Этот рассказ о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки)
Словарная работа. Какие слова вы подчеркнули? Объяснение непонятных слов.
- Как зовут главного героя этого произведения? (Юра)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
Физкультминутка
Работа с текстом учащихся во время чтения.
Самостоятельная работа
Прочитайте еще раз данный рассказ самостоятельно. При чтении данного текста, вы должны будете читать и думать. После прочтения рассказа, ответьте на вопрос, что мы узнали из текста о мальчике?
Верный вопрос, отметьте +
- У Юры есть сестрёнка
- У Юры есть братик
- У Юры есть няня
- У Юры живёт в доме кошка
- У Юры собака
- Что из текста вы узнали о главном герое рассказа «Хорошо»? (У Юры есть сестренка, няня, в доме живет собака). Оцените свою работу при помощи смайликов для самооценки.
Работа в парах: Вспомните правила работы в парах.
Посовещайтесь и ответьте на вопросы.
1. Укажи цифрами, в каком порядке встретился Юра с другими персонажами рассказа.
| Мама | Няня |
Собака |
Сестра |
2. Каким ты представляешь себе Юру? Подчеркни слова, которые тебе могут помочь. Расскажи о нем.
Учится в школе, ходит в детский сад, заботливый, ленивый, мечтательный, злой, грубый, добрый, честный, справедливый, храбрый.
Проверка самостоятельной работы. Оцените работу в парах при помощи смайликов.
Выборочное чтение.
- Какое желание появилось у Юры однажды утром? Найдите в тексте и прочитайте.
(И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать).
А теперь давайте разделимся на группы. В каждой группе нужно выбрать: секретаря, который будет записывать результаты, хозяйственника, который обеспечивает необходимыми канцтоварами (бумага, письменные принадлежности), выступающий.
Работа в группах, каждая группа получит свое задание.
Первая группа должна найти и подчеркнуть карандашом в тексте всё, о чём мечтал Юра.
Вторая группа должна найти как Юра отвечал на просьбы сестренки, няни, Трезора. Соединить стрелками правильные ответы .
| Убери посуду, Юрочка. | Пошел вон! Не мешай думать! |
Погуляй со мной, Юра! |
Уйди, я сейчас занят! |
Дай мне попить, Юра! |
Уйди, не мешай думать! |
Убери сама – некогда мне! |
Третья группа: найдите в рассказе, как близкие реагировали на Юрины слова.
В данное задание впишите пропущенные слова, которые нужно найти в тексте:
- Обиделась ____________________ отошла.
- Покачала головой ____________________________.
- Закрыл______________ пасть, полез в кусты.
Отчет групп. Оцените работу в группах. (смайлики)
Итоги работы с текстом после чтения.
- Как вы думаете, какие чувства испытывали сестренка, няня, Трезорка? (Ответы учащихся)
- Что вы теперь можете сказать про мальчика? Какой он? Слайд:
- Юра – глупый и злой мальчик;
- Юра - очень умный и мечтательный мальчик;
- Юра - хочет делать хорошее близким, но его нужно научить этому.
- Как вы думаете, что автор хотела сказать о Юре? (Ответы учащихся)
- Кто рассказал Юре, как сделать что-то хорошее? Найдите в тексте и подчеркните совет, который она дала.
- Как вы думаете, Юра поступит так, как советует мама? Объясни свое мнение. Выбери вариант ответа. Продолжи предложение.
Слайд:
- Я думаю, что Юра поступит так, как советует мама, потому что ………
- Я думаю, что Юра не поступит так, как советует мама, потому что ………..
- Почему Юра не заметил простых дел? (Думал о себе, а не о других).
- В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Объясните смысл название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
Чтение по ролям
- Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Кто должен читать слова после автора: «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
Итог урока
- Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой.
- Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
- Какая пословица подходят к этому рассказу?
Слайд:
- Не мил свет, когда друга нет.
- Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
- Вежливости открываются все двери.
- Чему учит нас это произведение? (до заполнения бортового журнала)
Заполнение журнала
| Название произведения | Чему учит произведение |
«Два пирожных» «Волшебное слово» «Хорошее» |
Вовремя прийти на помощь Вежливости, доброте Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях |
- Как информацию, полученную на уроке вы можете использовать в жизни? (Ответы детей)
- Как бы вы поступили на месте мальчика Юры? (Ответы детей)
- Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (хорошо, радостно, весело, тепло).
- А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (когда небо голубое, светит солнце)
- К нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное, доброе солнышко.
- Оно так и называется «Доброта».
- А теперь давайте посмотрим на лучики нашего солнца. Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день? Оторвите лучик и запишите на нем.
(Показывают каждый лучик: вежливые слова, хорошие поступки, уважение к людям , доброе отношение к животным, бережное отношение к природе и т.д. Дальше дети прикрепляют на магнитик лучики солнышка назад к солнышку.)
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
Домашнее задание. Подготовить чтение рассказа по ролям.
Рефлексия
Слайд: Продолжи мысль:
Я хочу поделиться своими мыслями:
- я не буду…
- я узнал(ла) на уроке…
- я научился(лась)…
Самооценка: - Довольны ли вы своей работой на уроке? Какое у вас настроение? Оцените свою работу на уроке. На каждой парте (стоящих отдельно) есть условные обозначения вашей работы на уроке. Каждый берёт смайлик, который соответствует вашей работе на уроке и кладёт на соответствующую парту.