Цель: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны и родного края через знакомство учащихся с героическим прошлым жителей Иркутской области в период Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Познавательные: формирование представления учащихся о вкладе жителей Иркутской области в Победу в Великой Отечественной войне, раскрытие значимости исторических фактов и документов эпохи.
- Развивающие: развитие эмоционально-образного восприятия, творческих способностей и интереса к изучению исторического наследия родного края путем привлечения внимания к поэзии иркутских поэтов-фронтовиков.
- Воспитательные: патриотическое воспитание школьников через осознание подвига ветеранов и бережное отношение к историческому наследию своего народа, формирование чувства гордости за героев-земляков и понимание ценности мира и человеческой жизни.
Форма проведения: КТД.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint, запись с воспоминаниями Марка Сергеева о Дне Победы 1945 года и запись стихотворения «Баллада о тополях».
Участники: ученики 6 класса, родители, гости.
Сценарий
Голос за кадром (учащийся) читает стихотворение Валерия Алексеева «На Родине».
Землю сирень устилает порошею,
как в сорок первом году.
Я возвращаюсь в далекое прошлое, (НА СЛАЙДЕ, КРОССЕНС)
юность под вербою жду.
Машет ольха мне приветливо веткой!
В озере тонет луна...
Мы и не знали с тобой, и не ведали,
что через месяц — война.
Я узнаю эту рощицу старую...
А за уснувшим селом,
как вертолет, потерпевший аварию,
мельница машет крылом.
Просмотр видеоролика «Иркутск в 1941-1945 гг.»
Ведущий: В годы Великой Отечественной войны Иркутск находился далеко от фронта. Однако все иркутяне, от мала до велика, обеспечивали победу в тылу.
Ведущий: На заводах и фабриках, у станков и домен, в госпиталях и на полях в борьбе за урожай.
Ведущий: Почти каждое здание города довоенной постройки несёт на себе память той поры.
Ведущий: На заводах выпускали танки и орудия для фронта, в школах размещались госпитали, на железнодорожный вокзал привозили раненых…
Ведущий: На защиту Отечества Иркутская земля отправила более 200 тысяч своих сыновей и дочерей.
Ведущий: Великая Отечественная война — это время, когда народ пережил не только страшные испытания, но и открыл для себя невероятную силу духа и веры.
Ведущий: Вера в победу, вера в Бога и Божью помощь были теми силами, которые поддерживали людей в самые тяжёлые моменты.
ИСТОРИЯ 1. «Старая церковь» Алексеев Валерий Анатольевич
Учащийся читает стихотворение.
Ведущий: Земля Иркутская внесла неоценимый вклад в приближение Победы. Она досталась дорогой ценой.
Ведущий: Из 200 тысяч иркутян, ушедших в армию в 1939-1940 гг. и призванных в годы Великой Отечественной войны, домой не вернулась половина.
Ведущий: Еще более 30 тыс. умерло от ран, полученных во время войны, и болезней в послевоенные годы.
Ведущий: Их никогда не забудут потомки. В 10-томной книге «Память» записаны все имена наших земляков.
Ведущий: Величественным памятником им является и воздвигнутый в 1975 г. в Иркутске мемориал «Вечный огонь».
ИСТОРИЯ 2. «Парень из Иркутска» Седых Константин Федорович
Учащийся читает стихотворение.
Ведущий: Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом.
Ведущий: Бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью.
Ведущий: Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах.
Ведущий: В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.
Ведущий: О чем рассказывают нам письма с фронта?
ИСТОРИЯ 3. «Ты пишешь письмо мне» Уткин Иосиф Павлович
Учащийся читает стихотворение.
Ведущий: С самого рождения человек живет среди звуков: колыбельная и голос матери, шум дождя, шелест листьев, пение птиц, голоса родных…
Ведущий: В войну всё это забывается, и привычными становятся обстрелы, бомбежка, налёты самолётов, танковые атаки, взрывы…
Ведущий: И вдруг среди адского гула неожиданно наступает ТИШИНА…
ИСТОРИЯ 4. «Тишина» Луговской Иннокентий Степанович
Учащийся читает стихотворение.
Ведущий: На шумной улице Байкальской, возле здания Иркутского областного суда, уже 80 лет находится тополиная аллея.
Ведущий: Посажена она была старшеклассниками 21 школы, которая здесь находилась до войны.
Ведущий: Марк Сергеев хорошо знал выпускников, с которыми вместе высаживал тоненькие саженцы тополей июньским утром 1941 года.
Ведущий: Сам Марк Давидович ушёл в армию в 1943 году, воевал с японцами. «Балладу о тополях» он написал спустя 12 лет после окончания войны, посвятив стихотворение памяти своих одноклассников, не вернувшихся с полей сражений.
Ведущий: В 1973 году поэт поделился своим воспоминаниями о том, как он узнал о Победе Советского союза над фашисткой Германией.
ИСТОРИЯ 5. «Баллада о тополях» Сергеев Марк Давидович
Прослушивание запись с воспоминаниями Марка Сергеева о Дне Победы 1945 года и запись стихотворения «Баллада о тополях».
Ведущий: Д.С.Лихачёв писал: «Ощущать себя наследником прошлого — значит осознавать свою ответственность перед будущим».
Ведущий: Все мы должны помнить, что каждый человек несет ответственность за будущее своей страны и должен быть готов защищать её, как это делали предыдущие поколения.
Исполнение песни «Я внук того солдата».
Список литературы
- Антология иркутской поэзии: Стихи. - Иркутск: Издательство журнала «Сибирь» совместно с издательством «Иркутский писатель», 2000.
- Дорогами войны. Как Иркутская область приближала Победу https://aif.ru/society/75_victory/dorogami_voyny_kak_irkutskaya_oblast_priblizhala_pobedu
- Живой голос войны. Иркутские поэты-фронтовики рассказывают и читают о войне https://iodb.ru/2021/05/zhivoj-golos-vojny/
- Маланчина Ю.Я. "Земля Иркутская в годы Великой Отечественной войны". https://school-science.ru/2/5/30062
- Страницы истории. О чем рассказывают письма с фронта https://kr-gazeta.ru/obshchestvo/stranitsy-istorii-o-chem-rasskazyvayut-pisma-s-fronta-/ Читаем книги о войне. Марк Сергеев «Баллада о тополях» https://iodb.ru/2020/05/chitaem-knigi-o-vojne-mark-sergeev-ballada-o-topolyah/?ysclid=m9ihg6h0s1854458587