Урок – творческая мастерская по литературе в 8-м классе по теме "Мир вещей в рассказе М. Осоргина «Пенсне»"

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А.Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста.

Задачи:

Обучающие:

  • Рассмотреть художественные приёмы создания образа вещного мира в рассказе;
  • Провести анализ создания образа главного героя на основе ассоциативных представлений;
  • Выявить нравственный и философский смысл рассказа.

Развивающая:

  • развивать мышление и воображение на основе коллективной творческой работы.

Воспитательная:

  • воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.
  • Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
  • Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора; понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Тип урока: приобретение новых знаний и умений

Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок. Начинается урок.

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!

Сегодня у нас необычный урок. Здесь и сейчас – творческая мастерская! Вам предстоит работать в группах. Вы настроились на работу, ребята? Тогда начнем!

2. Мотивация. Целеполагание

На экране картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)

- Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?

- Это вещи. И в рассказе, который мы будем сегодня читать, у них свой собственный мир.

- А как называется рассказ? Что вы видите на экране?

На экране пенсне. Дети называют.

- А что такое пенсне?

Пенсне (из фр. pince-nez от pincer — защемить и nez — нос) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины. Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке.

- Носят ли сейчас пенсне? Почему?

«Пенсне» - рассказ писателя М.А.Осоргина. Что это за писатель?

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю Михаилу Андреевичу Осоргину. (Портрет на слайде)

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.

Открывается тема урока (на доске): Мир вещей в рассказе М.Осоргина «Пенсне»

Формулирование целей урока (совместно с обучающимися):

  • Проанализируем рассказ «Пенсне»;
  • Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.
  • Сочиним собственные рассказы о жизни вещей.

- Прочитайте правила работы в группе на экране (слайд презентации).

- Выберите названия для своих групп.

(Дети заранее поделены на 3 группы по 4 человека, путем обсуждения они выбирают название команды и капитана команды).

  • I команда – «Часы», капитан…
  • II команда – «Почтовая марка», капитан…
  • III команда – «Шляпа», капитан...

3. Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне» (фронтальная работа)

– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)

- Что значит «риторический вопрос»?

(Вопрос, не требующий ответа. Это фигура речи).

- В чём нас хочет убедить рассказчик?

(Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом»).

- Какие вещи приводит в пример автор?

(Часы, печка, письмо, ножницы, кресло, книги, шляпа, пальто и т.д.)

- Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

(Рассказ подготовленного по индивидуальному заданию ученика «История пенсне»)

4. Физминутка

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

5. Групповая работа. Работа с художественными средствами

(Каждая команда получает карточки для работы и путем обсуждения выдает общий ответ. Ответ дает капитан команды).

А) Соотнести термины

Эпитет

Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления

Олицетворение

Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета другому

Метафора

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

Б) Назовите предметы, которые выполняют эти действия:

  • Кричат – (ножницы)
  • Мыслит – (печка)
  • Шагают, хворают, кашляют – (часы)
  • Сидит, с точностью копируя старого толстого дядю – (кресло)
  • Передразнивает своего владельца – (шляпа)
  • Дышат, ораторствуют, перекликаются (книги)

Какой приём использует автор? (олицетворение)

В) Какой предмет у Осоргина получает определение

  • Демократический – (стакан)
  • Интеллигент - (термометр)
  • Суетливая сплетница – (почтовая марка)

Назовите приём – (эпитеты)

6. Мини-проект «Роль метафоры и олицетворения в рассказе «Пенсне»

Выступление обучающегося (подготовил С.Ревякин, 8 класс)

Объект моего исследования - рассказ М.А. Осоргина «Пенсне».

Предмет исследования: художественные средства (метафоры, олицетворения) в тексте рассказа.

Цель исследования: рассмотреть в тексте рассказа, как «живут» предметы.

Гипотеза: вещам в рассказе присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора, имеют политические убеждения, социальный статус.

На основании чего возникают эти качества?

  • «часы шагают, хворают, кашляют» (часы тогда были только механические, в большом механизме, особенно если настенные, могла громко щёлкать секундная стрелка) – сходство звуков и действий.
  • «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров) – ассоциации по сходству звуков, действий.
  • «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
  • «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать» - сходство очертаний.

Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

- «шляпа передразнивает своего владельца»,

- «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»

- «чайник – «добродушный комик»,

- «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

- у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:

  • «демократический стакан»,
  • «реакционная стеариновая свечка»,
  • «интеллигент-термометр»,
  • «неудачник из мещан – носовой платок»
  • «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

Вещам присущи человеческие качества - это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний - есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат).

Главный герой рассказа Осоргина - пенсне. Автор наделяет его характером, душой. Это делает пенсне похожим на подростка, который сбежал из дома, никого не предупредив, но после нескольких дней отсутствия вернулся усталым, душевно разбитым, раскаявшимся в своём побеге.

Таким образом, гипотезу считаю доказанной: вещам в рассказе присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора, имеют политические убеждения, социальный статус.

7. Творческая мастерская

Идея рассказа - это заставить читателей фантазировать,

Рассказ учит наблюдательности, отбросить логику, и тогда жизнь станет намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.

Вы получили творческое домашнее задание в группах: включить фантазию и написать рассказ о вещи, предмете.

1 группа – «История чехла для мобильного телефона»

Я расскажу об одной своей вещичке, которую я беру в руки по сто раз на день – о чехле для мобильного телефона. Он должен находиться на телефоне или рядом с ним.

Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер без всякого успеха, а утром, собираясь в школу, могу найти его без проблем.

Однажды случилось так, что я разговаривала по телефону в саду, а чехол положила в карман и потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он его нашел, я даже и не знаю.

В таких случаях я задумываюсь: а не живут ли вещи своей жизнью? Всё возможно.

2 группа – «История потерянной перчатки»

Удивительная история произошла с моей сестрой. Осенью мама купила ей перчатки. Но вскоре левую перчатку она потеряла. Вторую она положила дома. Прошло много времени, сестра купила новую пару перчаток.

Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была всё это время и как вернулась к хозяйке?

Перчатка висела на ветке, одинокая, потерянная, всеми забытая. Что же с ней случилось, какие приключения она пережила? Об этом мы никогда не узнаем!

3 группа – «Рассказ старого учебника»

Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на своем веку. За всю свою жизнь я успел познакомиться со многими ребятами.

Например, когда я жил у Нади, мне всегда было уютно и хорошо, потому, что она редко доставала меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои странички тогда были чистыми, белыми, а обложка – яркой и цветной.

Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он носил меня в школу в большом красивом рюкзаке, где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того чтобы мы не терлись друг о друга и у нас не отрывались корешки, мальчик с самого начала учебного года одел нас в яркие нарядные обложки. Мы чувствовали себя модными и красивыми.

А затем в моей жизни настала черная полоса. Я попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я только не испытывал! Это было ужасно! Андрей изрисовал мои вкладыши с репродукциями картин, брал меня грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из меня листки и делал самолетики.

Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки меня никому не дают, только в читальном зале можно пользоваться. И правильно, мне так спокойнее.

8. Итоги урока

- Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое?

(Обсуждение в группах, ответ представителя каждой группы)

Делаем выводы:

Все предметы, описанные Осоргиным, реальны.

  • Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
  • Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.

- Верите ли вы в то, что вещи живут своей, особенной жизнью?

(Индивидуальные ответы)

Подведение итогов и выставление оценок.

Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что умеете дружно трудиться,
И знание точно уж вам пригодится.