Внеклассное мероприятие "Имена героев в песнях"

Разделы: Литература, Классное руководство, Патриотическое воспитание, Классный час «Поговорим о главном», К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: 6

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Слайд №1

Урок литературы.

Имя урока: «Что в имени тебе моем?».

Тема урока: Имена героев Вов в песнях.

Презентация

Слайд №2

Цель: воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Познакомить детей с героическими страницами истории нашей страны.
  • Понять и донести до учащихся значение песен о героях Вов как символа памяти и патриотизма.
  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, дух нации, любовь к Родине через песни, о подвигах наших соотечественников, совершенных в годы Великой Отечественной войны; гордость за величие наших предков.
  • Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли.
  • Помочь детям в социализации, в осознании себя частью истории.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

Оборудование:

  • портреты героев ВОв,
  • презентация, гитара,
  • карточки с текстами песен.

Предварительные задания:

  • учащиеся получают тексты стихотворения Владимира Агапова для заучивания наизусть;
  • тексты с сообщениями.

Ход урока

Эпиграф к уроку

Дорожите именем своим,
Имена даются не случайно,
В них простая маленькая тайна,
Дорожите именем своим.
Владимир Агапов

1. Приветствие

2. Погружение в тему

Значение имени человека может подразумевать разные аспекты, среди них: некоторые имена имеют конкретное значение. Например, Виктор означает «победитель», Михаил — «подобный Богу». Считается, что имя влияет на путь развития человека, определяет его сильные и слабые стороны, имя связывает человека с семьёй, друзьями и знакомыми, с малой и большой Родиной. Другими словами, имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни, а тем более, какое значение в нем заложено.

Презентация

Слайд №3

Слово учителя: Эпиграфом к нашему уроку сегодня я взяла слова Владимира Агапова – композитора и поэта.

Дорожите именем своим,
Имена даются не случайно,
В них простая маленькая тайна,
Дорожите именем своим.

- Послушаем продолжение этих строк.

(читают дети)

Ах! Как много ласковых имён
У мальчишек наших и девчонок!
Вечером и утречком спросонок
Слушайте их звучный перезвон:

Никита, Машенька, Максим,
Сколько знает каждый — сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте:
Дорожите именем своим!

Учитель: Да, действительно, у человека подчёркивается значимость имени как отличительного признака, имя человека отличается от других, имя человека единственно и неповторимо

Сегодня вы приготовили значение своих имен, давайте их послушаем.

(учащиеся рассказывают значение своего имени)

- Как вы считаете, совпадают значения ваших имен с Вашими внутренними качествами, характерами? (Учащиеся высказываются)

Учебная ситуация №1. Погружение в урок с именами героев ВОВ.

Учитель: Сегодня мы поговорим о пяти именах, именах Героях Вов - ЗОЯ, АЛЕКСЕЙ, КАТЮША и ВИКТОР.

- И в конце урока мы должны тоже убедится в том, что имена героев и их значение помогают увидеть их мужество, силу духа и жертвенность во имя Родины и Победы.

Слайд № 4

И начнем мы с имени Зоя, что в переводе с греческого означает «жизнь».

Значение имени обычно трактуют как «наполненная жизнью».

(Приложение №1) – тексты песни и аудиозапись песни.

(тексты песни лежат на столах у учащихся)

Сообщение ученика о Зое Космодемьянской (Приложение №1)

- Предлагаю прослушать песню про Зою Космодемьянскую и в тексте выделить ключевые слова, которые доказывают связь происхождения имени с характером девушки-героя.

Тишина. Ни огонька, ни звука.
В полутьме деревья тихо спят.
В тыл врага без шороха и звука
Партизанский уходил отряд.

Шли и старики, и комсомольцы,
Над рекой туманился рассвет,
С ними уходила добровольцем
Девушка семнадцати лет.

Девушка в поношенной кубанке
Обрывала связи, жгла мосты,
И отряд гордился партизанкой –
Комсомолкой Зоей из Москвы.

Это было зимнею порою.
Отступая, враг поджег село,
И повесили фашисты Зою
По утру, лишь только рассвело.

Умерла... Но ты среди народа,
Ты героем вечно будешь жить.
И клянемся, дорогая Зоя,
За тебя врагам мы отомстить.

Учитель: Ребята, найдите в тексте слова, с помощью которых можно дать характеристику Зое.

(уходила добровольцем, обрывала связи, жгла мосты, отряд гордился)

- О чем они говорят? (о скорейшем желании победить врага, об упорстве, о бесстрашии)

- Да, Зоя хотела жить, как хочет жить каждый человек, и она знала, что эту жизнь у нее могут отнять.

- Из содержания песни, скажите, какую боль, горе и страдания принес нашей стране враг? (поджигали села, вешали молодых, наполненных жизнью людей.

- Какое слово в последнем куплете имеет отношение к имени Зоя? (Жить)

Вывод: Мы с вами увидели, что значение имени полностью соответствует словам и поступкам ЗОИ, ей, также как и нам, тоже хотелось ЖИТЬ, любить, радоваться, и кроме того, несет еще и обобщённый характер, так как таких как Зоя из Москвы, молодых ребят и девчат, было много.

Учебная ситуация. № 2. Песня «Катюша»

Слайд № 5

На доске написано имя ЕКАТЕРИНА.

Игра «Слова из слова»

- Составьте как можно больше слов из этого имени. (3 минуты)

(Приблизительные слова, они же заранее на доске после обсуждения слов, которые подобрали дети: рана, танк, кара, тиран, ракета, танкер, трение, тиран и др.)

- Какие бы вы опорные слова выделили из этого списка? (примерные ответы ребят – танк, рана, кара, ракета)

- Ну а из этих 4-х слов, какое бы вы оставили? (Кара)

- Почему? Ведь в песне «Катюша» говориться только о бойце на дальнем пограничье? Давайте с этим разберёмся.

Сообщения учащихся на тему «История создания песни Катюша»

Учитель: Ребята, мы увидели, что такое мощное орудие как «Катюша» способно, действительно, покарать врага беспощадно, с одной стороны, и, и с другой стороны, обладать способность терпеливо и трепетно ждать своего любимого, с чистой и непорочной душой.

- Эту песню пели много десятилетий, исполняли Лидия Русланова, Георгий Виноградов, Эдуард Хиль, Анна Герман, Дмитрий Хворостовский. Настало время послушать эту песню, и я предлагаю посмотреть флэш-моб ваших современников.

(Приложение № 2).

Вывод: Имя в песне соответствует чистоте, непорочности, способно покарать врага, и любимо многими поколениями.

Слайд №6

Учебная ситуация № 3. Песня «Баллада о матери»

Внимание на экран (Приложение №3 клип «Баллада о матери»)

Беседа с классом.

Кого в классе зовут Алексеем? (Поднимают руки. Если нет, называют знакомых в школе.

- А кто знает, что обозначает это имя? (ответ «Защитник»)

- Да, защитник. Недаром поставлен памятник нашему русскому солдату по имени Алёша.

- Конечно, клип больше посвящён всем матерям, которые, как сказал Константин Симонов «умеют ждать, как никто другой).

- Ребята, кто сидел в зрительном зале? (В.В.Путин)

- Да, война вошла в дом и судьбы многих людей, не пощадила и семью В.В.Путина. Песню «Баллада о матери» В.В.Путин считает своей любимой песней о Вов.

Сообщение ученика (Приложение №3)

Вывод: Понимая разумом, что все живые давно вернулись, а сын ее наверняка где-нибудь в безымянной братской могиле, мать слепо верит в чудо. Вдруг придет, постучит в окно? Вдруг он жив, и где-то в госпитале, и скоро вернется? Годы идут, но сына все нет, и матери остается только прокручивать в памяти отрывки из киноленты – там, где Алексей все еще жив, где он – герой, где он – ЗАЩИТНИК и никогда сердце матери, до самой ее смерти, не примирится с мыслью о его смерти, даже если реальность будет указывать на обратное.

Учебная ситуация № 4. Песня «Жил в Ростове Витя Черевичкин»

Имя Виктора, что в переводе с латинского означает «победитель». История нашего Виктора начинается в городе Ростов-на-Дону.

Слайд № 7

Перед тем, как начать разговор про Витю, я бы хотела вам показать результаты соц-опроса, который мы ребятами нашей школы провели накануне. И вот что он нам показал.

(Здравствуйте, уважаемые друзья. Мы провели с ребятам в нашем сельском поселении небольшой социальный опрос, знают ли наши жит ели имя Вити Черевичкина, героя из Ростова-на-Дону, которого расстреляли фашисты.

- Здравствуйте, вам знакомо имя героя Великой Отечественной войны Вити Черевичкина? Да- 2 жителя, 18 – не знают)

Учитель (Сообщение о Вите Черевичкине): Да, 28 ноября 1941 года в Ростове немцы расстреляли по подозрению в связи с подпольщиками Витю Черевичкина.
Отец Виктора работал кузнецом-калильщиком на «Ростсельмаше», а мать – дворником. Когда немцы вторглись на территорию Советского Союза, отец и старший брат мальчика отправились на войну. Витя с матерью и двумя сестрами остался в Ростове.

Когда он учился, он мечтал быть лётчиком, хотя учился на слесаря.

Мальчик жил со своей семьей на улице 28-й Линии. Сейчас там висит памятная табличка.

Витя, как и многие в те времена, разводил домашних голубей. 22 ноября 1941 года, во время первой оккупации Ростова, фашисты издали указ об уничтожении этих птиц. А птиц этих активно использовали военные в период боевых действий. Голуби могли доставлять важные письма и служить ориентиром для авиаударов по наземным целям.

- Предлагаю просмотреть небольшой фильм о юном герое, который так и называется «Витя Черевичкин - юный герой первого освобождения Ростова. (Приложение №4)

Слайд № 8-12

Сообщение учащихся (см. Приложение 4)

Вывод: Виктор – победитель, и по поступкам этого юного героя мы в этом убедились.

Учитель: В заключение вы сейчас, ребята, пройдёте небольшой тест из 11 вопросов по приобретённой информации о Вите Черевичкине.

Слайд № 13

(ссылка тест: https://don24.ru/test/test-o-vite-cherevichkine.html)

Учитель: Дорогие ребята, я предлагаю послушать песню в моём исполнении под гитару, которая так и называется «Жил в Ростове Витя Черевичкин» и этой песней закончить наш урок, посвящённый героям Вов, имена которых до сих пор живут в песнях.

(Песня учителя или ученика под гитару) текст песни (Приложение №4)

Итог урока: Мы сегодня увидели, что значение имен героев истинно соответствует их характерам и даже судьбам. Мы узнали значение и происхождение имён всех наших одноклассников и героев Вов. Мы должны с гордостью носить наши имена, ведь ничего не красит человека так, как его имя, но и человек должен красить своё имя хорошими поступками и делами.

Домашнее задание: анализ песни (по выбору).

* * *

Предмет – литература, 6 класс.

Имя урока: «Что в имени тебе моем?»

Тема: Имена героев Вов в песнях.

(на примерах песен «Катюша», «Тишина. Ни огонька, ни звука», «Баллада о матери», «Жил в Ростове Витя Черевичкин»)

Продолжительность урока – 45 минут.

Необходимое оборудование для урока:

  • Компьютер
  • Тексты песен
  • Мультимедийный проектор
  • Гитара
  • Интернет (учебный сервис LearningApps.org) для теста

Авторский медиапродукт:

  • презентация по теме «Что в имени тебе моем?»
  • исполнение песни под гитару.

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, диалогический, исследовательский.

Деятельность учащихся: индивидуальный опрос, выступления.

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.

Схема кадров презентации (последовательная модель)

№ кадра

Содержание

1

Имя и тема урока.

2

Цели и задачи урока.

3

Работа с эпиграфом и значением имён.

4

Учебная ситуация №1.Работа с именем Зоя.

5

Учебная ситуация №2.Работа с именем Катюша

6

Учебная ситуация №3.Работа с именем Алексей

7

Результаты опроса населения

8-12

Учебная ситуация №4 Работа с именем Виктор

13

Ссылка на тест

Урок по теме: "Имена героев Вов в песнях" является уроком внеклассного чтения после изучения цикла тем, посвящённых в 4 четверти военной тематике.

Данный урок проводится как урок с использованием ИКТ, презентационного материала, живой музыки. Целесообразность этого состоит в том, что подача материала подобным образом более интересна, чем использование одного учебника. Появляется возможность видеоконтентов в процесс обучения, которые является хорошим средством мотивирования учащихся к учебной деятельности. Происходит развитие наглядно-образного мышления за счёт повышения уровня наглядности, возникает возможность экономии учебного времени и выполнения за счет этого большего количества учебных заданий.

Предполагается, что урок сможет способствовать формированию следующих УУД:

  • личностных: стимулирование проявления интереса к новому содержанию учебного знания, развитие умения фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях, эмоциональный мотив, позиционный мотив, развитее стремления к получению высокой оценки;
  • регулятивных: следовать заданной цели, осуществлять самопроверку по эталону, корректировать самооценку, видеть и исправлять указанные ошибки, адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
  • коммуникативных: деятельность в рамках сотрудничества, умение общаться, слышать и слушать;
  • познавательных: анализ объекта с целью выделения признака, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждения.

Данный урок проводится для класса, в котором обучаются дети средних возможностей, но среди них можно выделить группу сильных учащихся.

Краткая характеристика класса

В классе 20 человек 10-11 лет. Все дети заинтересованы в изучении литературы. Большинство ребят общительны и активны на занятиях. Один из учащихся имеет психологические трудности с высказыванием своего мнения (замкнутость, стеснительность), ему сложно выступать перед группой, он предпочитает выполнение индивидуальных заданий. Но в парах работает активно. Еще один мальчик не всегда сосредоточен, на занятиях может отвлечься, но, несмотря на это, быстро включается в работу и легко схватывает материал, может дать ответ на вопрос, на который большинство класса не смогут ответить. Что касается социальной сферы, трое детей из неполных семей. В целом, атмосфера в классе доброжелательная.

Урок разделен на 4 учебные ситуации.

Сначала погружение учащихся в урок, дается установка на урок и производится мотивирование к учебной деятельности. Затем идёт работа по каждой учебной ситуации.

Учебная ситуация №1:

  • знакомство с именем героя песни;
  • прослушивание песни «Тишина. Ни огонька, ни звука»;
  • работа с текстом;
  • беседа по содержанию песни;
  • вывод.

Учебная ситуация №2:

  • знакомство с именем героя песни;
  • игра «Слова из слова»;
  • сообщения учащихся на тему «История создания песни Катюша»;
  • просмотр флеш-моба;
  • беседа по содержанию песни;
  • вывод.

Учебная ситуация №3:

  • просмотр клипа «Баллада о матери»;
  • беседа по клипу;
  • сообщение ученика о судьбе родных В.В.Путина в годы Вов;
  • вывод.

Учебная ситуация №4:

  • знакомство с именем героя песни;
  • работа по соц-опросу;
  • просмотр «Витя Черевичкин - юный герой первого освобождения Ростова»;
  • выступления учителя и учащихся с сообщениями;
  • работа с тестом;
  • песня под гитару;
  • вывод.

Домашняя работа заключается в выборе песни для анализа (по схеме).

Анализ результатов урока.

Дети были заинтересованы и активны на протяжении всего урока. Различные виды деятельности способствовали быстрому усвоению материала. На этапе рефлексии дети положительно оценили урок. Индивидуально все работали активно и творчески. Цель урока была достигнута. Атмосфера в классе была благоприятной.