1 слайд. Итак, мы продолжаем изучение классицизма – художественного направления, признававшего античное искусство высшим образцом, а произведения античности – художественной нормой. От какого латинского слова произошло название этой эпохи? (classicus – «образцовый»)
2-3 слайды. Проведём для начала небольшую разминку. Вам предстоит распределить ключевые слова так, чтобы они соответствовали трём эпохам в истории культуры: Средневековью, Возрождению и Барокко. Затем мы ещё раз выделим ключевые слова для нового направления – классицизма.
4 слайд. Характеризуя эпоху классицизма, мы всегда обсуждаем культ разума. Что побеждает в классицистическом произведении в конфликте РАЗУМА и ЧУВСТВА? (РАЗУМ). Истоки этого культа стоит искать в работах одного французского философа-рационалиста, о котором вы уже знаете. Кого? (РЕНЕ ДЕКАРТА). Какие «высокие идеалы» транслирует искусство классицизма? (благородство, нравственная чистота, стремление к наукам и образованию). Что побеждает в классицистическом произведении в конфликте ЛИЧНОГО и ОБЩЕСТВЕННОГО? (ОБЩЕСТВЕННОЕ). Упорядоченность всего и вся – вот девиз этой эпохи. Сегодня, когда мы многое подвергаем сомнению, трудно себе представить такое общее умонастроение, при котором каждый мыслящий и просвещённый человек верит в рациональное устройство мира. Конечно, это эпоха истинно патриотическая: европейские и русские аристократы разделяют мнение о том, что просвещённый монарх, в руках которого сосредоточена абсолютная власть, способен привести государство к процветанию. Конечно, при поддержке верных подданных. В какую геометрическую форму складываются приведённые на слайде слова? (ТРЕУГОЛЬНИК, ПИРАМИДА).
5 слайд. Рассмотрите иерархическую социальную пирамиду, отражающую устройство общества во Франции в семнадцатом веке и в России – в восемнадцатом. Вот она – своеобразная «пирамидальная» гармония: отношения монарха и подданных гармоничны, и безусловна вера каждого в гармонию с собой. На самом же деле такое гармоничное совместное стремление верноподданных и государя к разумному переустройству общества оказалось, к сожалению, утопией. Однажды Екатерина Вторая в кругу придворных с нескрываемым озлоблением произнесла такие слова: «Худо мне жить приходится, уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать!»
6 слайд. Многие, наверное, помнят особенности поэтики классицизма, то есть совокупность приемов, с которыми вы уже сталкивались на уроках литературы. Кто может пояснить первые три пункта (особенности драматических произведений классицистов: три единства, система персонажей, герой-резонер)?
7 слайд. Что касается строгой жанровой системы, здесь вы, наверняка, помните деление на жанры «высокие», «средние» и «низкие». Для каждой группы жанров предполагались свои языковые средства, свой ОСОБЫЙ СТИЛЬ.
Скажем несколько слов о менее знакомых вам жанрах.
ЭПОПЕЯ: обширное эпическое повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях. ХОРОШИЙ ПРИМЕР: «Франсиада» (La Franciade, 1572) — незаконченная героическая эпопея Ронсара, поэма в духе великих античных классиков, в которой автор возводил род французских королей к легендарному сыну троянского героя Гектора — Франку. В ней с большой полнотой выявились политические позиции Ронсара как сторонника сильной королевской власти, сторонника абсолютизма.
ОДА: попросить в зале дать определение. Ода – торжественно звучащее стихотворение, в котором поэт прославляет героя (часто – монарха) или значимое историческое событие. ХОРОШИЙ ПРИМЕР: М.В.Ломоносов, «Ода на взятие Хотина» 1739 г., посвящённая победе россов в русско-турецкой войне 1735–1739 гг.
МАДРИГАЛ: небольшое стихотворение-комплимент. Изначально мадригалы были музыкально-поэтическими произведениями (мы уже знакомились с ними при изучении эпохи Возрождения), но затем трансформировались в чисто литературный жанр.
ХОРОШИЙ ПРИМЕР: мадригал, написанный А.П.Сумароковым в 1756 г. Он посвятил его Елизавете Осиповне Белоградской, первой русской оперной певице, исполнивший роль Прокрисы в опере «Цефал и Прокрис» (опера итальянского композитора Франческо Арайи, работавшего при русском императорском дворе времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны). Кстати, это была первая опера, написанная и исполнявшаяся на русском языке. Либретто к ней написал сам Сумароков, используя сюжет «Метаморфоз» Овидия. МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ТОЛЬКО ПОСЛЕДНИЕ 2 СТРОЧКИ МАДРИГАЛА.
Любовны Прокрисы представившая узы,
Достойная во всем прехвальныя дочь музы,
Ко удовольствию Цефалова творца
Со страстью ты, поя, тронула все сердца
И действом превзошла желаемые меры,
В игре подобием преславной Лекувреры.
С начала оперы до самого конца,
О Белоградская! прелестно ты играла,
И Прокрис подлинно в сей драме умирала.
ЭЛЕГИЯ: попросить в зале дать определение. Грустное размышление. По мнению некоторых исследователей, классическую любовную элегию создал А.П.Сумароков. Он продолжал традиции В.К.Тредиаковского и, разрабатывая этот жанр, сохранял в нем интонации скорби и печали. В «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков утверждал: писать элегии можно только в том случае, если пишущий уже испытывал те чувства, которые описывает («Коль хочешь то писать, так прежде ты влюбись!»).
Фрагмент элегии Сумарокова:
Уже ушли от нас играние и смехи.
Предай минувшие забвению утехи!
Дай власть свирепствовать жестоким временам!
Воспоминание часов веселых нам,
Часов, которые тобой меня прельщали
И красотой твоей все чувства восхищали,
В глубокой горести сугубит муки те,
Которы ты нашла в несчастной красоте.
Пусть будет лишь моя душа обремененна
И жизнь на вечные печали осужденна;
Пусть буду только я крушиться в сей любви,
А ты в спокойствии и в радостях живи!..
ИДИЛЛИЯ: стихотворение, в котором изображается безмятежная жизнь поселян на лоне природы. К автору идиллии предъявлялись жёсткие требования, вот как их изложил А.П.Сумароков:
Вспевай в идиллии мне ясны небеса,
Зелёные луга, кустарники, леса…
Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыть, стихи читая, суету.
(А.П.Сумароков, «Эпистола о стихотворстве»)
ЭПИГРАММА: стихотворение-шутка, едкая насмешка. Эпиграмме нужны «соль» и «желчь».
Рассмотрим эпиграмму В.К.Тредиаковского, направленную против Ломоносова: (фрагмент):
Не знаю, кто певцов в стих вкинул сумасбродный,
Но видно, что дурак и вертопрах негодный.
Он красотой зовет, что есть язы́ку вред:
Или ямщичий вздор, или мужицкий бред.
Пусть вникнет он в язык славенский наш степенный…
<…>
Когда, по-твоему, сова и скот уж я,
То сам ты нетопырь и подлинно свинья!
Если Ломоносов высмеивал Тредиаковского за намеренно архаизированные формы слов, то Тредиаковский возмущался, что Ломоносов употребляет слишком разговорные, не подходящие для высокого стиля слова.
Итак, мы коротко дали обзор строгой жанровой системе эпохи классицизма. Где её истоки? Конечно, в античности. Разрабатывая систему жанров, классицисты обращались к наследию Аристотеля и к его главному труду – «Поэтике».
8 слайд. Аристотель считал искусство творческим подражанием природе и бытию, считал, что искусство помогает людям познать жизнь. Этот эстетический принцип подражания на языке древних греков называется МИМЕСИС. Подражание не значит копирование. В искусстве должно быть и обобщение, и художественный вымысел. Выше всех форм искусства Аристотель считал трагедию. Он использует термин «ПЕРИПЕТИЯ» как необходимый переход в трагедии от счастья к несчастью. Трагедия, как говорит Аристотель, может нравственно «очищать зрителя через страдание». КАТАРСИС – это состояние облегчения и просветления, возникающее в результате сопереживания произведению искусства. 9 слайд: узнаёте слова? – МИМЕСИС, ПЕРИПЕТИЯ, КАТАРСИС.
10 слайд. В середине 16 в. появляются первые переводы «Поэтики» Аристотеля на итальянский язык. Зарождается классицизм в Италии, своего расцвета достигнет во Франции 17-18 вв.
- Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.
- Изучив поэтику Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения в своих произведениях, опирающиеся на основы рационалистического мышления 17 в.
- Итальянские теоретики классицизма брали на вооружение могущество разума, чтобы построить эстетическую систему, способную служить идеалам гуманизма. Отсюда их требовательность к художнику, к его знаниям, трудолюбию, мастерству.
Вы уже говорили с Татьяной Игоревной о философе-рационалисте Рене Декарте. Его учение подтверждало мысль современников о том, что строгость канонов искусства формирует стойкость мироздания.
11 слайд. Теоретики западноевропейского классицизма:
Никола Буало – французский поэт и литературный критик, теоретик классицизма. В поэме-трактате «Поэтическое искусство» сформулировал ряд канонов и законов поэзии. Трактат написан в стихотворной форме, каждый тезис подкрепляется конкретными примерами из современной поэзии. «П.и.» делится на 4 песни, Буало трудился над ним 5 лет.
В трактате перечисляются общие требования, предъявляемые к истинному поэту:
- талант
- правильный выбор свежего жанра
- следование законам разума
- содержательность поэтического произведения
- языковая простота
- дисциплина мысли, самоограничение, разумная мера и лаконизм
- не стоит увлекаться внешними эффектами, растянутыми описаниями
Художественное произведение должно создаваться не в «припадке вдохновения», а методом строгого логического обдумывания.
Н.Буало заявлял: «Любите разум! Прежде чем писать, научитесь мыслить».
В качестве отрицательных примеров он приводит «разнузданный бурлеск» и преувеличенную образность барочных поэтов.
«Поэтическое искусство» написано по образцу «Науки поэзии» Горация.
Незыблемым, непререкаемым и универсальным авторитетом был для классицистов человеческий разум, а его идеальным выражением в искусстве представлялась классическая древность – античность. Основное требование классической поэтики – следование античным образцам в выборе сюжетов и героев: для классической поэзии (в особенности для трагедии) характерно многократное использование одних и тех же традиционных образов и сюжетов, почерпнутых из мифологии и истории древнего мира.
Поэты-одописцы традиционно заявляли, что они творят в состоянии своего рода умоисступления, «опьянения», особого священного восторга. Но «сходить с ума» требовалось по всем правилам логики.
Строжайшая регламентация, не оставляющая никакого места индивидуальному творческому произволу, составляет вообще одну из существеннейших особенностей поэтики классицизма.
Ещё у итальянских теоретиков начал прослеживаться принцип трех единств: времени, места, действия, почитаемый иногда за решающий в эстетической системе классицизма. Считалось, что зритель не сможет поверить в истинность сценического действия, если оно охватывает время более суток, ибо представление длится всего несколько часов. Предполагали, что доверие аудитории поколеблется благодаря смене мест на одной и той же сценической площадке, а сложная интрига перегрузит ее внимание и воспрепятствует восприятию. В итоге длительных споров теоретики сошлись на том, что время действия должно быть ограничено двадцатью четырьмя часами, и наметилась тенденция к утверждению необходимости сохранить неизменным место действия. Как закон эти положения были сформулированы, однако, не итальянцами, а французским драматургом Жаном де Ла Таем.
12 слайд. Великие творцы западноевропейского классицизма:
- «Отец французской трагедии» Пьер Корнель («Сид», «Андромеда», «Психея»). Принадлежит к плеяде величайших драматургов мира, к «истинным гениям трагедии», как называл его наш Пушкин. В 1636 г. Корнель написал трагедию (или, по его определению, трагикомедию) «Сид», которая стала первым великим произведением классицизма, поразившим зрителей красотой, величавостью, гибкостью стиха. Корнель в этой трагедии раскрывает новый конфликт — борьбу между долгом и чувством.
- Жан-Батист Расин (трагедии «Андромаха», «Федра»)
- Расин изображает тот же классицистический конфликт между долгом и чувством, что и Корнель. Он тоже целиком на стороне долга, разума, добродетели, которые должны обуздать страсти человеческого сердца. Но, в отличие от Корнеля, Расин показывает не победу долга, а, как правило, победу чувства. Это связано с новым взглядом на человека как предмет изображения в трагедии и с изменившимися представлениями о задачах театра. Главная задача театра — моральное воспитание. Но Расин, в отличие от Корнеля, видит нравственность не в гражданских чувствах, а в добродетели.
- Великий баснописец Жан де Лафонтен (басни «Лисица и виноград», «Ворон и лисица»). Лафонтен развил считавшийся «низким» жанр басни, ослабив его нравоучительную направленность и придав ему увлекательный характер. Описав разнообразные типы лицемеров, щёголей, льстецов, педантов, обманщиков, скупцов, невежд и др. и воссоздав множество жизненных ситуаций, Лафонтен в духе классицизма раскритиковал человеческие пороки с точки зрения разума и здравого смысла.
- Жан-Батист Поклен (Мольер) – создатель классической комедии (комедии «Тартюф, ли Обманщик», «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной»). Для Мольера сущность комедии заключалась по преимуществу в критике общественно вредных пороков и в оптимистической вере в торжество человеческого разума.
Два полюса художественного осмысления мира в театре классицизма:
- Трагедия – демонстрация нормы нравственной борьбы человека в процессе самоутверждения личности.
- Комедия – изображение отступления от нормы, показ нелепых и потому смешных сторон жизни.
13-14 слайды. Русские классицисты. Чем знамениты?
ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ | Сподвижник Петра, первый вице-президент Святейшего Синода, идеолог петровских реформ. «Слово похвальное о баталии Полтавской» – эта проповедь сделала Ф.П. знаменитым и положила начало культу Петра и Полтавской битвы. Ярый популяризатор петровской деятельности. |
АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ КАНТЕМИР |
Автор нескольких известных сатир. Самый известный поэт СИЛЛАБИЧЕСКОЙ формы (в каждой строчке – равное число слогов, ударения не важны). В его «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов российских» отстаивал силлабическую систему стихосложения. |
ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ |
Перевёл трактат Н.Буало «Поэтическое искусство». |
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ |
Соглашается со всеми ОСНОВНЫМИ положениями Тредиаковского. Завершает реформу русского стихосложения, разработав силлабо-тоническую систему. Освобождает русскую поэзию от всех ограничений. Популяризатор четырёхстопного и шестистопного ямба. |
АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ СУМАРОКОВ |
«Отец русского театра» (первый русский трагик и первый русский комедиограф), первый либреттист. Как у поэта – широчайший жанровый диапазон. |
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН |
Трансформировал традиции торжественной оды (допустил смешение «высокого» и «низкого» стиля). |
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН |
Главный комедиограф России, «друг свободы», «сатиры смелый властелин». Его «Недоросль» до сих пор пользуется популярностью в силу особенной живости языка и уникального чувства юмора. |
МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ ХЕРАСКОВ |
«Русский Гомер». Опубликовал в 1779 году первую русскую эпическую поэму «Россияда», написанную шестистопным ямбом. Сюжет посвящён взятию Казани Иваном Грозным в 1552 г. |
Слайды 15-16.
Русские писатели-классицисты любили теоретизировать, составлять поэтические трактаты, регламентировать искусство. Поговорим поподробнее о самой важной реформе русского стихосложения – о реформе Тредиаковского-Ломоносова. Её суть: поскольку в русском стихе ударение не закреплено за определенным слогом, то силлабика, пригодная для языка с постоянным ударением, русскому стихосложению не подходит.
Сравним звучание силлабики (слева) и силлабо-тоники (справа):

Слайды 17-18-19 Исторические задачи классицизма. Выводы (всё на слайдах)