Урок формирования читательской грамотности у учащихся.
Класс: 6
Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса: Какой была бабушка В.П.Астафьева?
Ситуация чтения (для чего учащиеся читают тексты): Читаю для того, чтобы разобраться, составить представление.
Цель (прописанная через результат). В ходе работы на уроке учащиеся
- определят внешние особенности, черты характера бабушки В.П.Астафьева;
- систематизируют полученный материал о бабушке писателя, оформят в виде кластера;
- составят текст о своей бабушке.
В ходе работы на уроке учащийся сможет продемонстрировать умения
- находить нужную информацию в тексте;
- соотносить информацию;
- формулировать вывод, обосновывать свою точку зрения;
- применять информацию, полученную из текстов, для решения новой учебно-практической задачи.
Организационно-педагогические условия проведение урока
1. Определение темы урока
Знакомство с предисловием книги В.П.Астафьева «Последний поклон». Рассмотрение слайда. Ответ на вопрос. Определение, каким общим словом можно назвать женщин на слайде, кем они могли бы приходиться ученикам.

Формулирование учениками темы урока.
2. Коллективное составление кластера
Прежде чем обратиться к образу героини, учитель задает вопрос, выясняет, какие ассоциации у детей связаны со словом «бабушка». На доске составляется кластер №1 на основе ответов учащихся.
3. Проблемная ситуация
Какой была бабушка В.П.Астафьева? Какой изображает писатель Катерину Петровну Потылицыну?
4. Работа в группах. Анализ фрагментов произведений В.П.Астафьева
Учащиеся в начале урока разделены на 3 группы. Принцип деления - желание детей. Заранее на столах приготовлен раздаточный материал для работы. Определено время выполнения карточки. Учащиеся читают фрагменты. Выполняют задания. Отвечают на вопросы. Выделяют внешние особенности героини, черты ее характера. Обсуждают полученный результат.
Задания для учащихся
1 группа
- Прочитайте фрагмент из рассказа «Монах в новых штанах».
- Найдите слова и словосочетания, помогающие воссоздать портрет героини.
- Определите черты характера бабушки.
2 группа
- Прочитайте фрагмент из рассказа «Фотография, на которой меня нет».
- Обратите внимание на описание окна. Что накладывала бабушка между рамами?
- Определите черты характера Катерины Петровны.
3 группа
- Прочитайте фрагмент из рассказа «Монах в новых штанах».
- Обратите внимание на речь героини. Что в ней особенного? Почему автор так тщательно воспроизводит речь Катерины Петровны?
- Определите черты характера бабушки.
Читательские умения
- Находить и извлекать информацию.
- Формулировать выводы на основе выделенной информации.
- Высказывать собственную точку зрения. Обосновывать свой ответ.
5. Организация дискуссии
Учащиеся представляют результат, который они получили в ходе анализа фрагментов произведений В.П.Астафьева. Заполняется кластер №2 на доске.
Читательское умение
- Высказывать собственную точку зрения. Обосновывать свой ответ.
6. Систематизация материала
Учащиеся соотносят полученный результат с ассоциациями, которые возникли со словом «бабушка» в начале урока. (Кластер 1 и кластер 2). Определяют, одинаковое или разное представление о бабушке у них и В.П.Астафьева.
Читательское умение
- Соотносить информацию
Кластер №2

Выясняют, на какой фотографии изображена бабушка В.П.Астафьева. Объясняют свой выбор.
Читательские умения
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
- Формулировать вывод, собственную точку зрения.
7. Составление мини-сочинения о своей бабушке
Учащиеся пишут небольшое сочинение о своей бабушке. Указывают особенности ее характера, внешности, привычки, увлечения, занятия. После окончания работы ребята представляют сочинение.
Читательское умение
- Применять информацию, полученную из текстов, для решения новой учебно-практической задачи.