План интегрированного урока по теме "Берлинская наступательная операция 1945 г. в истории и литературе"

Разделы: История и обществознание, Литература

Класс: 10

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок с элементами дискуссии и мультимедийной презентации.

Цели:

  • изучить цели, этапы и итоги Берлинской операции;
  • проанализировать действия Красной Армии;
  • совершенствовать умение работать с историческими картами, документами, видеоматериалами;
  • познакомить учащихся с документальной прозой непосредственных участников Берлинской операции;
  • проанализировать особенности дневниковой прозы как исторического свидетельства;
  • воспитывать патриотизм и уважение к подвигу советских солдат на примере советских воинов - непосредственных участников штурма Берлина Зеленчукского района.

Оборудование урока: фрагменты хроники «Время Победы» режиссера В.Бабича, презентации по истории и литературе, стихотворение В.Тарабрина «Битва за Берлин», раздаточный материал, подборка книг по теме, картина П.А.Кривоногова «Победа», песня «От героев былых времен».

Ход урока

I. Организационный момент

1.1. Приветствие, проверка готовности к уроку

Чтец 1

Пройдя с боями пол Европы,
Освобождая города, -
Шла армия страны – оплота
Надежды, мира и добра…
Встречали нас – Варшава, Краков,
София, Вена, Бухарест.
И Будапешт, встречал, однако,
И вот Берлин - фашистский крест.

1.2. Формирование и корректировка темы урока совместно с учащимися.

Запись в тетрадях темы урока.

Слайд

Исторический блок

2. Актуализация знаний и умений

Слайд

Преподаватель истории

Вопросы для обсуждения и задания

  1. Почему, завершив освобождение советской земли, Красная Армия продолжила свое наступление в Восточной Европе?
  2. Покажите на карте «Военные действия 1944-1945 гг.» (слайд) и назовите европейские государства, которые были освобождены советскими войсками.
  3. Перечислите государства, которые являлись союзниками СССР во Второй мировой войне.
  4. Назовите не менее двух причин, по которым союзники открыли Второй фронт.

3. Изучение нового материала

3.1. Начало Берлинской операции

Преподаватель истории: сегодня наш урок будет несколько необычным. Мы с вами привыкли получать знания, работая с учебниками, историческими документами, с дополнительной литературой. Особенностью этого урока будет изучение Берлинской наступательной операции с использованием фрагментов документальной хроники «Время Победы» режиссера Валерия Бабича.

Освобождая одно за другим государства Восточной и Центральной Европы, советские войска неотвратимо приближались к виновнику Второй мировой войны, Германии. Первыми на ее территорию вступили войска 3-го Белорусского фронта.

Чтец 1. 1 апреля 1945 года. Лондон.

Премьер-министр Великобритании У.Черчилль направил Президенту США Ф.Рузвельту телеграмму, которая заканчивалась словами: « Ясчитаю, что с политической точки зрения нам следует продвигаться в Германию как можно дальше на восток и что в том случае, если он окажется в пределах нашей досягаемости, мы, несомненно, должны его взять».

Чтец 2. Москва.

В Ставку Верховного главнокомандования прибыли командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Г.К.Жуков и командующий 1-м Украинским фронтом маршал И.С. Конев. Сталин задал вопрос: «Так кто же будет брать Берлин, мы или союзники?» «Берлин будем брать мы, - ответил Конев, - и возьмем его раньше союзников».

Вопрос для обсуждения

1. Как вы думаете, почему Берлин был главной целью Красной Армии в 1945 году?

К началу апреля 1945 года положение Германии стало катастрофическим. Рейх находился на последнем издыхании, война шла уже на территории страны. Германия вынуждена была сражаться одновременно на двух фронтах: против союзников и против СССР. Расстояние между фронтами неумолимо сокращалось. Войска вермахта фактически прекратили сопротивление на западе, надеясь заключить сепаратный мир с Великобританией и США и, таким образом, рассорить между собой союзников. По этой причине американская армия и англичане не встречали серьезного сопротивления. А вот на востоке дела обстояли иначе. Зная, что советское командование готовится к взятию Берлина, немецкое командование стянуло против Красной Армии самые боеспособные силы и возвело мощную оборонительную систему как на подступах к Берлину, так и в самом городе.

Слайд: ознакомить учащихся, используя карту «Битва за Берлин» с советским планом Берлинской наступательной операции.

План Берлинской наступательной операции, разработанный Генштабом, предполагал «добить фашистского зверя в его логове» при взаимодействии трех советских фронтов.

2-му Белорусскому фронту под командованием К.К.Рокоссовского была поставлена задача по форсированию р. Одер, а затем, разгромив противника, направить войска для отсечения от Берлина основных сил 3-й немецкой танковой армии на северном направлении от Берлина.

Главный удар по Берлину должен был нанести 1-й Белорусский фронт под командованием Г.К.Жукова. Для выполнения поставленной задачи, необходимо было преодолеть сильно укрепленную оборону немцев на Зееловских высотах.

1-му Украинскому фронту И.С.Конева на южном направлении необходимо было рассечь главные силы группы армий «Центр», нанести удар по Берлину и выйти на р. Эльбу для соединения с войсками союзников.

Вопросы и задания

  1. Назовите командующих Красной Армии, на которых была возложена задача по взятию Берлина.
  2. Пользуясь картой «Оборона Берлина» (слайд), определите, сколько линий обороны было создано немцами на подступах к Берлину.
  3. Покажите место расположения Зееловских высот.

Запись в тетрадях: Берлинская наступательная операция продолжалась 17 дней с 16 апреля по 2 мая 1945 г.

Презентация 1

Слайд: ознакомить учащихся с этапами Берлинской наступательной операции.

Запись в тетрадях:

Основные этапы Берлинской наступательной операции:

  1. прорыв обороны на Зееловских высотах;
  2. окружение и штурм Берлина;
  3. капитуляция Германии.

Слайд: учащиеся изучают, анализируют и делают вывод по соотношению сил противоборствующих сторон.

Просмотр фрагмента документальной хроники «Время Победы» 16 апреля 1945 г.

Вопросы для обсуждения

  1. Какие кадры хроники на вас произвели наибольшее впечатление и почему?
  2. Какую наступательную тактику применили наши командующие при штурме Зееловских высот?

Первый этап Берлинской наступательной операции завершился. Впереди Берлин- столица фашистского государства, логово врага.

Брали мы Берлин не в первой: во время Семилетней войны в 1760 г. и в 1813 году, изгнав французов из столицы Германии. Шла к закату война и в 1945. Город почти окружен, но у Гитлера еще оставалась призрачная надежда отыграться. И примером была Москва 1812 года. Кутузов оставил Москву французам, сохранив русскую армию. Это не привело страну к поражению в Отечественной войне 1812 года. Наполеоновская армия в ходе ряда сражений была изгнана из страны, а Россия заслуженно снискала себе славу победителя.

В 1945 году немцы основательно подготовили Берлин к обороне. Советское командование понимало, что задача по овладению городом предстоит непростая. Перед началом выступления была проведена серьезная разведывательная и инженерная подготовка. Шесть раз была произведена фотосъемка Берлина с воздуха, благодаря чему были подготовлены карты и схемы города. Возведено около тридцати автомобильных мостов и паромных переправ, заготовлены лодки плоты и понтоны.

20 апреля 1945 года, в день рождения А.Гитлера, советская артиллерия нанесла удар по Берлину. К поздравлениям русских присоединились американцы и англичане, совершив массированную бомбардировку столицы Германии.

Просмотр фрагмента хроники событий «Время Победы» 25 апреля 1945 г.

Вопросы для обсуждения

  1. В каких боевых условиях проходили уличные бои в Берлине воинского подразделения Ефима Григорьевича Гриценко?
  2. Какое значение имела встреча союзников на р. Эльбе?

Запись в тетрадях: 25 апреля 1945 года войска Жукова и Конева завершили окружение Берлина.

25 апреля 1945 г.- встреча союзников на р. Эльбе.

Работа учащихся с историческим документом «Из воспоминаний И.С.Конева» (Приложение 1)

Вопрос для обсуждения

1. Какие трудности при взятии Берлина описывает маршал И.С.Конев?

Просмотр фрагмента хроники событий «Время Победы» 30 апреля 1945 г.

Запись в тетрадях: 30 апреля 1945 г. советские разведчики М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили Красное знамя Победы над Рейхстагом.

Вопрос для обсуждения

1. Какой символический смысл несло собой водружение Красного знамени над Рейхстагом?

Слайды (на фоне песни «От героев былых времен»)

Ознакомить учащихся с воинами Зеленчукского района, принимавших участие в штурме Берлина (А.В.Никулина, С.Д.Сероштанов, Д.И.Огарев)

Литературный блок

Преподаватель литературы

1. Перечислите названия книг и фильмов о войне, с которыми вы знакомы.

Много литературных произведений посвящены Берлинской наступательной операции. Например, поэма «Василий Теркин» (показать книгу). В ее главе «По дороге на Берлин» русские солдаты гордятся тем, что им удалось одержать победу над врагом и спасти весь мир от фашизма. Солдаты не по своей воле оставили «раздольный плес» родных рек, чтобы дойти до Берлина.

В стихотворении «Битва за Берлин» Валентина Тарабрина, отрывок которого вы услышали в начале урока, описывается Берлинское сражение от штурма Зееловских высот до капитуляции Германии.

Кроме известных и малоизвестных произведений есть и документальные повествования, дневниковые записи, мемуары участников этой битвы. О последних днях войны писала и Е.М.Ржевская – военный переводчик (показ книги «Берлин, май 1945»).

Знакомство с личностью Елены Моисеевны Ржевской и ее ролью как военного переводчика. Презентация 2

Слайды (биография, награды).

Запись в тетрадях: Елена Ржевская во время войны была военным переводчиком в штабе армии и прошла путь от Москвы до Берлина. Документальное повествование «Берлин, май 1945» сочетает в себе лично пережитое и опубликованные писательницей документы, воссоздали события последних дней войны и взятия Берлина.

Перед вами знаменитая картина П.А.Кривоногова «Победа».

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «конец войне»?

Работа учащихся с фрагментами текстов из книги Ржевской «Берлин, май 1945». (Приложение 2)

Вопросы для обсуждения

  1. Как вы понимаете предложение «Мы искали не просто тело - мы искали конец войне»? (Приложение 3)
  2. Какие эмоции вызывает у вас описание Берлина? (Приложение 4)
  3. Как автор относится к немцам-врагам и мирным жителям?

Словарная работа, запись в тетрадях:

  • дневниковые записи в литературе - это совокупность последовательно датируемых записей (обычно одного лица), фиксирующих внешние события, поступки, мысли, чувства и наблюдения автора;
  • исторические сводки - это документ, содержащий объединенные сведения о событиях определенной эпохи.

Вопрос для обсуждения

1. Почему дневниковые записи важнее, чем сухие исторические сводки?

Творческое задание учащимся (выполняется письменно): используя 5-10 имен прилагательных, напишите ваши ассоциации связанные с Берлином в последние дни войны.

Вывод (формируется совместно с учащимися): книга Е.М.Ржевской – это не только исторический документ, но и размышление о цене победы, человечности и памяти.

Интегрированный блок

Работа учащихся с текстом учебника «Взятие Берлина и капитуляция Германии» (с 426-428).

Вопрос для обсуждения

1. Какие последствия имело взятие Берлина Красной Армией?

Учащиеся подводят итог Берлинской наступательной операции и записывают в тетрадях: Берлинская операция стала триумфом советского военного искусства и символом победы над фашизмом.

Чтец 1

Мы положили миллионы -
В боях, в тылу, в концлагерях.
За то, чтоб был наш мир свободным,
Чтобы фашизм развеять в прах!
Мы знаем цену той победы.
В России всех героев чтут.
Поэтому сквозь годы, Леты:
Москва. Девятое. Салют!

4. Закрепление

Выполнение интегрированного задания (Приложение 5)

5. Рефлексия и подведение итогов

  1. Почему Берлинская операция считается одной из сложных в истории войны?
  2. Как литература помогает понять исторические события?

5.1. Оценка работы учащихся

5.2. Домашнее задание

  1. Литература: подготовить мини-сочинение о роли военных переводчиков в годы Великой Отечественной войны.
  2. История: подготовить развернутый ответ по теме: «Значение Берлинской наступательной операции в Великой Отечественной войне».