Литература
-
Урок внеклассного чтения. Русская природа в музыке и поэзии. "У нас в гостях А.С. Пушкин и П.А. Чайковский" 2008
Путешествие в волшебный мир природы. Пушкин и Чайковский.
-
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского "Гроза" в 10-м классе. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? Трактовка образа Катерины в русской литературной критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев, М.А. Антонович) 2008
Урок-дискуссия по драме А.Н. Островского «Гроза» в 10-м классе. Урок строится как обобщение изученного материала в форме дискуссии. Методом сопоставления разных трактовок образа Катерины в русской литературной критике 1860-х годов учащиеся приходят к собственным оценкам этой героини, развивают критическое мышление и умение аргументированно доказывать свою точку зрения, привлекая текстовый материал.
-
Урок развития речи. Рецензия на произведение живописи 2008
Урок является интегрированным (зарубежная литература + русский язык). Цель урока - обучение составлению рецензии на произведение живописи, приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций, совершенствование творческих способностей учащихся.
-
"Звучащая книга поэта" (урок внеклассного чтения в 8-м классе по творчеству ненецкого поэта Л.Лапцуя) 2008
Освоение традиционной культуры в образовательном процессе играет важную роль в развитии науки и практики нравственного воспитания подрастающего поколения. Обращение к традиционной культуре - один из вернейших способов сохранения нации. Становится важным личностный охват учителем русского языка и литературы традиционной культурой своих учеников в школах с полиэтническим составом.
-
Урок литературы в 8-м классе "Зорко одно лишь сердце" по сказке Антуана де Сент- Экзюпери "Маленький принц" 2008
Урок направлен на формирование коммуникативных и презентационных компетентностей школьников. Включает использование мультимедийной презентации, просмотр отрывка мультипликационного фильма, работу в группах.
-
Урок по повести А.Платонова "Сокровенный человек" в 11-м классе 2008
В ходе урока обучающиеся постигают важнейшие особенности платоновского героя, определяют специфику пространственно-временной организации текста. Ученики обращаются к важнейшим этическим категориям, философским размышлениям автора, которые были для него вечной загадкой, вечной мукой.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция С.Есенина в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу…") 2008
Урок по творчеству С.А. Есенина содержит материал для постижения своеобразия его поэтического мира на примере одного стихотворения. Анализ стихотворения ведётся на трёх уровнях, и исследовательская работа позволяет выполнить всесторонний анализ текста. На уроке использованы компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождается презентацией PowerPoint, включающей 14 слайдов с портретами, иллюстрациями, теоретическими сведениями.
-
Урок литературы в 11-м классе "Воланд и его свита в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»" 2008
На уроке литературы для учащихся 11-го класса по теме «Воланд и его свита в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» используются групповые формы работы учащихся, большая дополнительная информация. Учащиеся учатся сравнивать и анализировать информацию, полученную из различных источников, высказывать своё мнение по поставленной проблеме. На уроке показываются видеофрагменты и презентация, выполненная учащимися.
-
Урок по литературе. 8-й класс. "Жанры литературы и их многообразие" 2008
Работа по овладению новыми литературными жанрами как вид "обратной связи с учеником".
-
Урок-портрет, посвященный творчеству И.Талькова "И поверженный в бою, я воскресну… И спою…" 2008
Тема "Поэты-барды" предлагается учащимся для самостоятельного изучения через реферативную деятельность (реферат по творчеству выбранного поэта-барда). Для подготовки учащихся к работе над рефератом проводится нетрадиционный урок, который представляет собой литературно-музыкальную композицию. Такая форма урока вызывает эмоциональный интерес к бардовской песне.
-
Урок-анализ на тему "Образы главных героев романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»" 2008
Внеклассное чтение. Романом В.Гюго "Собор Парижской Богоматери ". Цель урока - приобщить учеников к творчеству Виктора Гюго, сформировать умение анализировать эпическое произведение; развить самостоятельность суждений. На уроке используется презентация Power Point.
-
"Двенадцать" А.Блока — поэма ветра и пути 2008
Представлен конспект урока по теме "Двенадцать" А.Блока - поэма ветра и пути".
-
Викторина "Знаток стилистики" 2008
Различные формы проведения урока: "Своя игра" (с применением мультимедийной презентации), "Лингвистический КВН", викторина и др. На примере изучения повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
-
Разработка урока по творчеству Максимилиана Волошина 2008
Урок-путешествие по творчеству М.А.Волошина.
-
Урок-исследование по теме "Личность и творчество А.П. Чехова" 2008
Статья на тему "Творчество А.П. Чехова".
-
Урок-турнир по произведениям А.Вампилова "Старший сын" и "Утиная охота" в 11-м классе 2008
Урок-турнир по произведениям А.Вампилова "Старший сын" и "Утиная охота".
-
Урок литературы в 10-м классе "Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок…" (Обличение самодурства и произвола властей в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Медведь на воеводстве") 2008
"Власть и государство" в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. Формирование у учащихся умения критически оценивать современную действительность на примере произведений классика.
-
Урок-игра по пьесе Н.В. Гоголя "Ревизор" в 8-м классе 2008
Урок-игра по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Учителю урок-игра поможет подготовить ребят к домашнему сочинению.
-
Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках литературы в старших классах как одно из условий формирования личности 2008
Самостоятельная работа учащихся – наиболее сложный вид учебной деятельности. Особое значение приобретают подготовленные учителем задания, направленные на самостоятельный анализ художественного произведения. При такой организации работы необходимо соблюдать следующие условия: обязательное наличие направляющих заданий самого разного характера, разнообразие форм заданий – индивидуальных, групповых, фронтальных.
-
Урок по литературе. М.Ю. Лермонтов "Смерть поэта". Мечты о вольности 2008
Поэзия Лермонтова отличается ярко окрашенной активностью. Она мятежна и беспокойна по духу. Лирический герой Лермонтова — не заурядный представитель века, а человек, идущий впереди и порой чувствующий себя одиноким. Одиночество его было исторически неизбежным, часто порождало грусть и тоску, окрашивающую многие стихотворения поэта.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2008
Урок литературы в 10-м классе по теме "Базаров и его родители" построен в режиме применения технологии развития критического мышления. Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На каждой стадии используются разнообразные приемы: стадия вызова — прием "верных – неверных суждений"; стадия осмысления — прием "перекрестная дискуссия"; рефлексия — установление причинно-следственных связей.
-
Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — итог его творчества" 2008
Итоговый урок в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он построен таким образом, чтобы дети приняли в нем активное участие. Этой цели служат следующие методы и виды деятельности: поисково-исследовательская работа, групповая, выступления с сообщениями, пересказ сказок и беседа по содержанию, умение делать выводы. Работая над содержанием, учащиеся должны раскрыть художественное своеобразие сказок, отметить художественные средства выразительности, определить, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и что разделяет.
-
Урок по литературе Красноярского края (с использованием ИКТ) 2008
Урок по литературе Красноярского края с использованием информационно-компьютерных технологий. Рассказ И.И. Пантелеева «Чужой». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством красноярского писателя, выделить и сформулировать тему, идею и основную проблему рассказа, создать условия для участия учащихся в диалоге по прочитанному произведению; выстроить диалог с писателем на основе художественного текста.
-
Мультимедийный урок литературы в 7-м классе "Цветы чужого сада" (японская лирическая миниатюра в русской поэзии) 2008
Цель представленного урока – постараться понять, почему европейцев всегда привлекала японская культура, философия и найти главные отличительные черты японской поэзии от русской. Выбранная система вопросов и заданий постепенно и ненавязчиво подводит учеников к логичным выводам. В ходе урока использованы переводы и произведения русских поэтов.
-
"Слова, всё слова! Дел не было!.." (Урок по теме "Тип «лишнего человека» в романе «Рудин»" И.С. Тургенева) 2008
Задача урока – проанализировать образ главного героя романа Дмитрия Рудина, в лице которого дано художественное обобщение той части дворянской молодёжи 30–40-х годов, которая жила большими социально-философскими идеями и принимала самое активное участие в их разработке.
-
Урок литературы в 10-м классе "Иван Флягин – грешник или праведник?" 2008
Тема праведничества является сквозной в русской литературе XIX–XX веков. Урок-диспут позволяет выявить основные черты характера человека-праведника, каковым является Иван Флягин.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-музыкальная композиция "Русский солдат" 2008
Внеклассная работа по литературе для учащихся 6–9-х классов представлена в виде литературно-музыкальной композиции «Русский солдат». Эффективна данная постановка для просмотра в течение месячника «Защитники Отечества», недели литературы, во время празднования дня Победы.
-
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски (ИД) (на примере изучения главы из романа И.Гончарова "Обломов" – "Сон Обломова") 2008
Поэтапное построение урока литературы с учетом возможностей интерактивной доски на примере изучения главы из романа И.Гончарова «Обломов» — «Сон Обломова». С помощью ИД можно осуществлять технологию сотрудничества, так как урок может выстраивать не только учитель, но и учащийся. С самого начала урока активизировать деятельность учащихся можно с помощью «мозгового штурма». Динамичность работе на уроке придает то, что написанное не надо стирать или писать заново, достаточно прикоснуться к записи и передвинуть её в другую колонку. Контрастное выделение текста на доске привлекает внимание учащихся, а точная формулировка понятия дает им возможность оттачивать свое речевое мастерство.
-
Внеклассная работа по литературе. Литературно-драматический клуб 2008
Статья посвящена внеклассной работе по литературе в средних и старших классах. Литературно-драматический клуб является одной из форм реализации творческого потенциала, креативности учащихся. В статье представлена технология коллективного составления сценария, даны рекомендации для проведения литературных праздников.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в среднем профессиональном учебном заведении (методические рекомендации) 2008
Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа "Война и мир", осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8–10-х учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые в данном конспекте.