Цель:
- Показать развитие темы демонизма в мировой культуре.
- Вызвать интерес к данной проблеме.
- Обучать сопоставительному анализу произведения и его экранизации.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Традиции демонизма в мировой культуре.
Сообщения учащихся на темы:
«Потерянный рай» Мильтона»
«Гете и его искуситель»
«Печальный демон» М.Ю. Лермонтова»
«Демонизм Лермонтова в картинах М.А.Врубеля» (слайд-шоу)
«Нечистая сила в творчестве Н.В. Гоголя» (Фрагмент фильма «Вий», м.ф. «Ночь перед Рождеством»)
3. Идейно-художественная роль сил зла в романе (работа в группах):
3.1. Философская;
3.2. Сатирическая.
4. Историческая и художественная характеристика Воланда и его свиты (работа в группах с демонстрацией фрагментов фильма «Мастер и Маргарита»):
4.1. Воланд и его роль в романе;
4.2. Коровьев-Фагот – возникший из знойного московского воздуха чёрт (небывалая для мая жара в момент его появления – один из традиционных признаков приближения нечистой силы). Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и другие. Лишь в последнем полете Коровьев-Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – «рыцарем с мрачнейшим никогда не улыбающимся лицом», не хуже своего господина, знающего цену людским слабостям и добродетелям.
4.3. Азазелло сочетает в романе способность к обольщению и к убийству. Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием: выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из «нехорошей квартиры № 50» дядю Берлиоза, убивает из револьвера барона Майгеля, возвращает Маргарите подарок Воланда и другие. Азазелло – изобретатель: он дарит Маргарите свой волшебный крем, который делает героиню не только невидимой и способной летать, но и наделяет её ведьминой красотой. В конце романа он предстает перед читателем в своём настоящем обличии: «Сбоку летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменило и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза были одинаковы, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своём настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца».
4.4. Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты. Это чёрный кот огромных размеров, так как именно чёрные коты по традиции связаны с нечистой силой. Перестрелка Бегемота с сыщиками в квартире № 50, его шахматный поединок в Воландом, состязание в стрельбе с Азазелло и другие – всё это юмористические сценки, очень смешные, бытовые, в какой-то мере снимающие остроту житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. В последнем полёте перевоплощается и этот весельчак, хотя не теряет своей основной функции: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла её клочьями по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».
4.5. Гелла – женщина-вампир: «Служанку мою Геллу рекомендую. Расторопна, понятлива и нет такой услуги, которая она не сумела бы оказать». Зеленоглазая красавица свободно перемещается по воздуху, обретая сходство с ведьмой. Она с Воландом всегда: в квартире № 50, в театре Варьете, на великом балу. Её нет только в последнем полете Воланда. Этому есть два объяснения: вампиры – это низший разряд нечистой силы; Гелле не в кого превращаться в последнем полёте, «когда ночь разоблачила все обманы», она всегда пребывает в своем истинном обличии.
4.6. Абадонна – беспристрастный демон Смерти, который никогда не появляется раньше времени и «равно сочувствует обеим сражающимся сторонам». Он не является постоянным членом свиты Воланда, он лишь появляется по его приглашению. Нет его и в последнем полете, потому что ему, как и Гелле, не в кого превращаться.
Сходство и отличие в трактовке образов в романе и художественном фильме.
(Использование слайдов презентации, подготовленной учащимися)
5. «Весений бал полнолуния…» Его роль в романе.
Сравнение сцены бала в романе и художественном фильме.
6. Выводы.
6.1. Воланд – князь Тьмы, который своими корнями уходит в европейскую традицию, опираясь на Мефистофеля Гёте, но отличается масштабами и функциями.
6.2. Воланд – связующее звено между героями романа.
6.3. Воланд не сеет зло, а только обнажает его.
6.4. Свита Воланда прибыла в Москву с инспекцией нравов, чтобы выяснить «изменились ли эти люди внутренне…»
6.5. Силы зла играют в романе две роли: философскую и эстетическую
7. Итог урока.