Цели урока:
- обучение составлению рецензии на произведение живописи;
- совершенствование умения составлять отзыв о произведении искусства;
- формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся, культуры устной и письменной речи;
- развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;
- приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций;
- развитие, совершенствование творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- мультимедийная доска;
- подготовленные слайды, отражающие творчество великих художников эпохи Возрождения;
- презентация эпохи Возрождения;
- записи лютневой музыки эпохи Возрождения;
- учебники Н. Пашковской для 10-11 классов;
- тесты произведений Данте, А. Пушкина, А. Фета, В. Гроссмана.
1. Мотивация учебной деятельности.
Добрый день, ребята, добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня у нас не обычный урок, потому что мы будем анализировать произведения живописи, слушать произведения известных поэтов, и в то же время это урок развития русской речи, поскольку мы с вами будем учиться составлять рецензию на произведение живописи.
2. Актуализация знаний об аннотации, отзыве
1. Выберите из предложенного перечня особенностей текста те, что относятся к типу речи рассуждение:
а) словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков;
б) рассказ о каком-то событии в его временной последовательности;
в) в композиции принято выделять тезис, доказательство, вывод;
г) имеет коммуникативное намерение – доказать.
2. Выберите термин, соответствующий данному определению
“Краткая характеристика книги, статьи, излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку”.
а) отзыв;
б) эссе;
в) статья в газете;
г) аннотация.
3. Какому термину соответствует данное определение
“Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего”.
– Какова связь этого задания с темой урока?
Приступая к выполнению заданий, помните о цели урока. Для успешной работы необходимо помнить о сосредоточенности, целеустремлённости, взаимоуважении, темпе работы.
4. Повторение жанровых особенностей отзыва.
Работа в группах с учебником Н. Пашковской:
- что такое отзыв,
- структура отзыва,
- цель отзыва,
- адресат отзыва,
- формы отзыва.
Общие выводы демонстрируются ученицей на мультимедийной доске в виде слайдов.
5. Объяснение нового материала.
Рецензия
Работа над отзывом и рецензией как оценочными высказываниями, с одной стороны, позволит обогатить ваш словарный запас и грамматический строй речи средствами выражения оценки. С другой стороны, обучение отзыву и рецензии даст возможность совершенствовать умение употреблять средства выражения оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания.
Владение жанром рецензии требует глубокого осмысления материала, его критической оценки, доказательности, логичности, способствует развитию чтения и говорения, повышению вашей речевой культуры и интеллектуальному развитию.
- Рецензировать – критиковать, оценивать, разбирать, ценить достоинство.
- Рецензия: оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение.
Исследование жанровые особенности рецензии (слайды)
Сопоставление рецензии с жанром отзыва.
Учитель. Сопоставим отзыв и рецензию для выявления преемственности в работе над ними.
На столах у детей следующий материал для сопоставления.
Отзыв | Рецензия | |
Особенности жанра | Развернутое высказывание эмоционально-оценочного характера о произведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв | Развернутое критическое суждение о произведении искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы |
Цель | Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении | 1) Дать аргументированное истолкование
и оценку идейно-художественного своеобразия
произведения. 2) То же, что в отзыве |
собенности подхода | Автор отзыва объясняет свой интерес к
произведению личными пристрастиями, а также
общественной значимостью поднятых в
произведении проблем, их актуальностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. |
В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства ее выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т. д.). |
Построение | I. Повествование о читательских
пристрастиях автора сочинения, истории его
знакомства с данным произведением, процессе
чтения и т. п. Тезис, в котором кратко
формулируется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. П. |
I. Обоснование повода для
рецензирования (новое, “возвращенное” имя,
новое произведение автора, творчество автора —
заметное явление литературы, полемика вокруг
творчества автора, актуальность проблематики
произведения, юбилей автора и т. д.). Максимально
точное указание на 1-е издание произведения.
Тезис-предположение об историко-культурной
ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, “рассказ в рассказе” и др.), другие композиционные особенности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике. |
1 группа – что общего между отзывом и рецензией.
2 группа – отличие отзыва от рецензии.
Выводы.
Ребята сегодня мы будем писать и отзыв, и рецензию. Предметом нашего анализа будет известная картина Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”.
Слово учителю литературы.
ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель. Эпоха Возрождения стала эталоном для последующих поколений человечества. Мы и сегодня в XXI столетии обращаемся к её классическим образцам, к философии гуманизма, признавшей человека высшей ценностью, призывавшей соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Сегодня на уроке работает группа искусствоведов, которые очень скрупулезно исследовали эпоху Возрождения и подготовили красочную наглядную презентацию.
Презентация эпохи Возрождения, подготовленная учащимся проецируется на smart-доску.
Учитель. В период Возрождения коренной переворот происходит в различных сферах человеческой деятельности, но, в первую очередь, в искусстве. В живописи, как и в философии, и в литературе, появляются новые темы, связанные с идеалом земного счастья. На рубеже XV-XVI столетия жили и творили гениальные итальянские художники Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, в искусстве которых человек изображён исполненным чувства собственного достоинства, решительности и уверенности в своих силах.
Группа искусствоведов знакомит с жизнью и творчеством Рафаэля Санти, представляя его самые знаменитые работы: “Мадонна с младенцем”, “Мадонна де Фолиньо”, “Святое семейство”, “Сикстинская мадонна”.
Учитель. “Час, который провёл я перед этой Мадонной, принадлежит счастливым часам жизни. Гений чистой красоты был с нею. Он лишь в чистые мгновения бытия слетает к нам, и приносит откровения, благодатные сердцам”, - вспоминал Василий Жуковский. Приходит мысль, что эта картина родилась в минуту чуда: занавес раскрылся, и тайна неба явилась глазам человека.
Группа искусствоведов описывает картину Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”, которая появляется на smart-доске.
Учитель. Разные поколения, разные люди усматривали в Сикстинской Мадонне своё. Одни видели в ней религиозное содержание, другие – скрытую нравственную философию, третьи – ценили художественное совершенство. Но три эти аспекта не отделимы друг от друга. В этом образе Божьей Матери соединились черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью. Ею давно восхищаются, о ней сказано много прекрасных слов, у неё масса почитателей, надеюсь, и среди вас.
Чтение стихотворений Данте и М. Буаноротти о “Сикстинской Мадонне”.
Учитель. Эпоха Возрождения оставила глубокий след в творчестве А.С.Пушкина, посвятившего образцам Ренессанса множество лирических стихотворений. А духовная красота Рафаэлевской Мадонны вдохновила русского поэта на создание одноименного стихотворения.
Сообщение учащихся “Рафаэль и Пушкин” (слайд Рафаэль и Пушкин)
Чтение учащимися стихотворений А.С. Пушкина “Возрождение” и “Мадонна”
Учитель. Как мало средств нужно было живописцу, чтобы произвести нечто такое, чего нельзя истощить мыслью. Рафаэль писал не для глаз, но для души, которая, чем более ищет, тем более находит. Образ Сикстинской Мадонны стал значимым и для поэтов школы “чистого искусства”:
Ф. Тютчева, А. Фета, А. Григорьева, Я. Полонского и других.
Чтение стихотворения А.Фета “Аве, Мария…”
Учитель. В современную нам эпоху ХХ столетия творчество мастеров эпохи Возрождения никого не оставляет равнодушным. В годы Второй мировой войны, во время коренных, переломных испытаний для нашей страны образ Мадонны стал духовным маяком среди кровопролития, смерти, агрессии, жестокости. К ней взывали матери, отправившие своих сыновей защищать честь и свободу своего государства, юные девушки, мечтающие о семейном счастье, солдаты, не теряющие надежду вернуться целыми и невредимыми с линии фронта. Русский прозаик ХХ столетия Василий Гроссман вспоминает один из эпизодов собственной биографии, описывает свою встречу с “Сикстинской мадонной”.
Чтение наизусть прозаического фрагмента из произведения В.Гроссмана “Сикстинская Мадонна”
Учитель. Образ “Сикстинской Мадонны” стал святыней для многих поколений людей, поклоняющихся ее чистой девственной красоте, божественной тайне, скрытой в ее глазах, устах, робких движениях, смиренному движению навстречу роковым событиям в человеческой истории. Ребята, ваша задача сегодня на уроке передать собственное впечатление о светлом образе Сикстинской мадонны, составив отзыв-статью в газету, отзыв-письмо, отзыв-запись в дневник, рецензию на произведение искусства.
Словарная работа. Отзыв о …; рецензия на….“представлять”, “рассматривать”, “состоять из”… Я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д.
Учащиеся делятся на группы и пишут работы:
- отзыв-статья в газету,
- отзыв-письмо,
- отзыв-запись в дневнике
- рецензия.
На столах схемы анализа произведения живописи
Анализ произведения искусства (живописи)
А. Общие данные
- Автор
- Название картины
- Дата, место создания
- Размеры
- Материал и техника
В. Анализ
1. Форма:
- (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
- (композиция, её особенности)
2. Содержание
- сюжет, тема (идея, цель)
- эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
- мотивы, символы.
3. Стиль, направление
- характерные форма и черты
- почерк художника, своеобразие
С. Оценивание
Личное мнение:
- связь формы и содержания (особенности стиля)
- актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками).
- значение произведения, ценность для мировой культуры)
Чтение работ и рецензия на них.
Итоги урока.
Домашнее задание: написать рецензию на любимую картину.