Литература
-
Турнир знатоков литературы 2008
Урок-соревнование между двумя командами по литературе рассчитан на учеников 6-го класса, разработан на основе учебника, автор Т.Ф. Курдюмова. Урок ставит цели: проверить знание текстов произведений, привить любовь и интерес к изучению литературы, повторить полученные знания на уроках литературы.
-
Открытый урок. Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака "Во всем мне хочется дойти до самой сути…" в 11-м классе 2008
Литературная гостиная по лирике Б.Л. Пастернака. Ученики входят в сложный мир пастернаковского стиха, учатся понимать его музыкальность и живописность.
-
Проектный метод на уроках литературы. А.С. Пушкин. "Капитанская дочка", 8-й класс 2008
Данный проект проводится в 8-м классе в рамках предмета литературы с установлением межпредметных связей с русским языком, историей, информационными технологиями. Самостоятельные исследования восьмиклассников помогают приблизить к себе «дела давно минувших дней», осознать гуманизм и историзм автора, насладиться изящной пушкинской прозой.
-
"Только для детей". Урок внеклассного чтения или внеклассное мероприятие по повести Г.П. Михасенко "Кандаурские мальчишки" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в рамках программы «Литературное краеведение» для учащихся 5–8-х классов. Данное мероприятие можно проводить как внеклассное, что позволяет стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, знакомиться с биографией и творчеством сибирского писателя Г.П. Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность.
-
Урок изучения нового материала в 7-м классе "Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»" 2008
Образы Ивана Грозного, Кирибеевича и купца Калашникова. Урок посвящен творчеству М.Ю. Лермонтова. Использование исторического материала обеспечивает более глубокое понимание смысла поэмы. Произведение заставляет размышлять над вечными проблемами долга, чести и справедливости.
-
Интегрированный урок (иностранный язык + литература) по теме "Перевод как форма постижения поэтики художественного произведения" 2008
Основные цели урока — развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности (чтения, говорения); познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие поэтики художественного произведения; умений и навыков анализа художественного текста; лингвистического мышления; создание положительной мотивации к изучению второго иностранного языка и литературы.
-
Урок внеклассного чтения (литература, 9-й класс). Тема: "Талант человечности" (по повести А.Алексина "Безумная Евдокия") 2008
А.Алексин обладает талантом видеть мир глазами юности. Юный человек всегда на рубеже. Куда шагнуть? Бывает много и неверных шагов. Нужно учиться делать нравственный выбор. "Жить только собой — это полбеды... Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы", — утверждает А.Алексин.
-
Русский символизм и его истоки 2008
Материал урока изучается в 11-м классе согласно содержанию программы по литературе. Целью данного урока является познакомить учащихся с особенностями русского символизма. Актуальность урока заключается в том, что при изучении нового материала учитель старался задействовать практически все органы восприятия (слух, зрение). Кроме того, использование на уроке музыкальных произведений и репродукций картин способствует эстетическому развитию учащихся.
-
"Благородное сердце Васи". Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева "Рыцарь Вася" 2008
Данная работа рекомендована учителям – словесникам в качестве методической разработки урока. Быть добрыми, мужественными, самоотверженными, не озлобляться, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен – такие нравственные уроки писатель даёт детям. Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог.
-
Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды" 2008
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды».
-
Современные педагогические технологии в работе учителя 2008
Современный учитель должен изучить разнообразные педагогические технологии, применять на практике их элементы. Уроки планируются на основе принципов личностно-ориентированного обучения: личностное целеполагание; выбор; продуктивность обучения; ситуативность; рефлексия.
-
"Искра Божья". Развитие творческого мышления — путь к познанию Мира и саморазвитию личности ( педагогическое исследование ) 2008
Работа посвяшена деятельности учителя по созданию образов на основе ассоциаций и объяснению этих образов, что должно способствовать развитию творческого мышления. Таким образом, учитель приводит учащихся к пониманию идейного содержания и авторского замысла, открывает новые смыслы. Важно с самого начала установить отношение ученика к изучаемому материалу, пробудить его душу, создать целостный обобщённый образ.
-
Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки" 2008
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека.
-
Занятие по методу проекта "Путешествие на коралловый риф" 2008
Занятие проводилось с детьми с глубоким нарушением интеллекта. Оно было построено в соответствии с психофизическими особенностями учащихся. Так как у детей низкая познавательная активность, в занятие были включены элементы занимательности, игры, как один из путей активизации внимания и мыслительной деятельности ученика; технологии В.Ф. Базарнова — для снятия утомления, поддержания здоровья и интереса к занятию. А хорошо подобранная и изготовленная собственными руками наглядность способствовала лучшему усвоению новых знаний.
-
Мастер-класс "Заучивание наизусть" 2008
Восприятие стихотворений даётся через сопоставление с живописью; большое внимание уделяется развитию связной речи, памяти, образного мышления, творческого воображения, умения видеть и слышать красоту родного языка, передавать полученные настроения и чувства в собственных рисунках.
-
Урок литературы в 9-м классе "Я не хочу печалить вас ничем…" (Любовная лирика А.С. Пушкина) 2008
Поэзия Пушкина - "песнь торжествующей любви". Урок можно провести как литературно-музыкальную композицию.
-
Внеклассное мероприятие по физике, музыке, литературе "Литературное кафе физиков-лириков" 2008
Внеклассное мероприятие, цель которого помочь развитию самостоятельной деятельности учащихся в поиске дополнительной литературы; развитию творческого потенциала; культуры речи, театрального мастерства; развитию кругозора; повышению интереса к новому предмету.
-
Урок литературы в 5-м классе на тему "Родная природа в творчестве русских поэтов" 2008
Данный урок является уроком обучения анализу поэтического текста. Используя межпредметные связи с искусством, групповую и фронтальную работу, учитель учит видеть прекрасное, чувствовать слово и понимать его роль в создании художественного образа.
-
Тема урока: "Красота и богатство лирики Есенина" 2008
Цель урока: через анализ стихотворения показать сложность внутреннего мира художественного произведения; понять чувство Есенина к родной стране и осознать жгучую боль от ощущения собственной непонятности, ненужности.
-
Тема урока: "И.А. Крылов "Лебедь, щука и рак" 2008
Статья представляет собой урок, на котором учащиеся знакомятся с биографией и баснями И.А. Крылова.
-
Урок литературы в 10-м классе "Вечные вопросы". Рассказ В.Крупина "Мария Сергеевна" 2008
Автор данного произведения пытается вновь ответить на такие извечные вопросы, как: Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Быть или не быть? Своим произведением он утверждает: чем больше будет в мире людей, похожих на героиню рассказа, тем очевиднее будет победа добра над злом. Главное – оставаться всегда человеком!
-
План-конспект урока по литературе "Загадка женской души" (по очерку Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") 2008
Конспекта урока по литературе для учащихся 10-го класса «Загадка женской души» (по очерку Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Урок – открытие по прочитанному очерку. Цель – урока показать неразрывную связь капитала с преступлением; указать на бунт женской души против мертвящей обстановки купеческого быта; раскрыть трагедию, загадку женской души.
-
Урок-путешествие по повести Пэля Пунуха "Борька в тундре" 2008
Методическая разработка урока-путешествия по литературе для учащихся 7-го класса по повести Пэля Пунуха «Борька в тундре» формирует читательские интересы и способности учащихся среднего звена при работе с произведениями, связанными с родным краем; развивает читательское воображение, применяя для этого вопросы и задания, стимулирующие сопоставление учащимися жизненных и художественных впечатлений; знакомит учащихся с биографией Пэля Пунуха и его литературными произведениями.
-
Урок чтения "Все весны дыханием согрето" 2008
Структура урока чтения, его содержание создают условия для проявления познавательной творческой активности учащихся. Дети учатся воспринимать настроение поэтического произведения, «переводить» словесное выражение в конкретное представление.
-
Урок чтения в 10-м классе на тему "Где и как спастись?" (по повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана") 2008
Целью даной статьи является привлечение внимания школьников к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры, знакомство с новинками современной литературы.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».
-
Разработка урока литературы. Андрей Платонов. Рассказ "Фро" 2008
Работа над текстом рассказа строится как аналитическая беседа учителя с классом. Большое внимание при анализе текста рассказа уделяется теме духовного роста героини Фро. Ученики приходят к выводу, что утраченная гармония жизни восстанавливается ею тогда, когда Фро «впускает» в свое сердце соседского мальчика, страдание и одиночество которого раньше она не слышала. Мотив любви к «дальнему», к человечеству в целом вступает в диалог с евангельской заповедью «любви к ближнему».
-
Поэтическая встреча "Она ни в чем не виновата…" (Н.Н. Гончарова в творчестве Николая Доризо) 2008
Представленный материал – литературная гостиная «Она ни в чем не виновата», посвященная Наталье Николаевне Гончаровой. Потребность восстановить справедливость в отношении кого-то оклеветанного, оболганного, непонятого в литературе – вот главный долг, который и заставил автора взяться за перо, работать в архивах. Долг же учителя литературы – познакомить современного школьника с творчеством замечательного поэта и его отношением к Пушкиным.
-
Урок "Поэтические индивидуальности XIX–XX вв. Федор Тютчев и Николай Заболоцкий". Стихотворение "Последняя любовь" и цикл "Последняя любовь" 2008
Данный урок позволяет учащимся обратиться к теме любви в творчестве поэта, когда они уже имеют представление об особенностях его художественного мира, что обеспечит более глубокое восприятие и его любовной лирики. Кроме того, обращение в связи с этим к поэзии Ф.И. Тютчева дает возможность не только вспомнить изученную в 10-м классе тему, но и глубже постигнуть поэтические индивидуальности Заболоцкого и Тютчева в их соприкосновении.
-
Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой 2008
Данный материал содержит основные факты жизни и творчества писательницы, адресован учителям башкирского языка и литературы, предмета "Культура Башкортостана". Предлагаемое тестовое задание можно использовать на уроках для обобщения и систематизации знаний по данной теме.