Урок литературы в 8-м классе "Зорко одно лишь сердце" по сказке Антуана де Сент- Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • познакомить учеников с личностью Антуана де Сент – Экзюпери и его философской сказкой;
  • помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь;
  • развивать презентационные навыки, коммуникативные компетентности
  • воспитывать у учащихся ответственность за свои действия;

Оборудование и оформление:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • рисунки из книги с изображением планет,
  • написанные на ватмане афоризмы из сказки,
  • словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

“Мы в ответе за тех, кого приручили”

Знакомство с биографией писателя через компьютерную презентацию.

(Выступление учеников)

Граф Антуан-Мари-Роже де Сент-Экзюпери родился в июне 1900 года во Франции в городе Лионе, в замке Ла Молль. Его родители происходили из старинных аристократических семейств, однако столь родовитое происхождение никак не соответствовало фактическому социальному положению семьи Сент-Экзюпери: отец будущего писателя служил инспектором страховой компании. И когда он умер, его жена осталась с пятью детьми, в том числе с четырехлетним Антуаном, без собственных средств к существованию. На помощь пришли бабушки; только благодаря им дети получили образование, не испытав нужды.

В детстве он был мечтателем, сочинял стихи, рисовал, учился играть на скрипке, но увлекся техникой и машинами. Учился он неровно, в нем проявлялись проблески гения, но заметно было, что ученик этот не создан для школьных занятий. В семье его называли “Король Солнце” из-за белокурых волос, венчающих голову. Товарищи же прозвали Антуана “Звездочет”, потому что нос его был вздернут к небу. В действительности он уже тогда был “Маленьким принцем”, надменным и рассеянным, радостным и бесстрашным. Всю жизнь он сохранял связь со своим детством, он всегда оставался восторженным, любознательным и с успехом играл роль мага-волшебника, как бы в ожидании восторженных возгласов: “Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!” И эти возгласы раздавались.

В двенадцать лет Антуан получает “воздушное крещение” - его поднимает в воздух на своем самолете уже тогда знаменитый летчик, будущий ас воздушных сражений первой мировой войны, Жюль Ведрин. Но, видимо, тогда особого впечатления на мальчика этот полет не произвел. К авиации как основному (или одному из основных) делу жизни его потянуло значительно позже. Даже окончив школу, двенадцатилетний Сент-Экзюпери еще не решил твердо, какой профессии он посвятит свою жизнь.

В юности Антуана влекла еще и архитектура, поэтому он поступает на отделение архитектуры Академии художеств. Но в 1921 году неожиданно для окружающих, он бросает свои занятия архитектурой и записывается добровольцем в авиационный полк, он окончательно выбрал свою дорогу - небо.

Через год Сент-Экзюпери получает звание младшего лейтенанта и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный на парижском аэродроме Бурже. Но всего три месяца спустя, попадает в первую тяжелую аварию, получает серьезные ранения и по выздоровлению демобилизуется.

Начинается, наверно, не самая трудная, но, безусловно, самая неинтересная полоса жизни Сент-Экзюпери: он служит конторщиком на черепичном заводе, а затем торговым агентом небольшой автомобильной фирмы.

Шли двадцатые, тридцатые годы - молодость авиации. На еще несовершенных машинах он овладевал техникой ночного полета. Учился водить гидросамолет, прокладывал новые трассы. Где он только не летал! Побывал и над

Кордильерами, и над Сахарой, не однажды разбивался со своей машиной, не однажды, рискуя жизнью, летел на помощь товарищу.

Военная авиация согласилась зачислить его только в запас. Лишь когда Сент-Экзюпери исполнилось двадцать семь лет, гражданская авиация позволила ему стать летчиком, а затем начальником французского аэродрома в Марокко, а в последствии - в Южной Америке.

В 1931 году он женится на вдове испанского писателя Гомеса Карильо-Консуэло, уроженке Южной Америки. Фантазия этой женщины приводит Антуана в восторг. Но аварии продолжаются: то Сент-Экс чуть не разбивается во время чудовищного падения, то после вынужденной посадки он оказывается затерянным в песках. И, мучимый изнурительной жаждой, в самом сердце пустыни, он испытывает острую потребность вновь отыскать “Планету людей”!

В 1934-1935 годах, по поручениям компании “Эр-Франс”, Сент-Экзюпери едет в Советский Союз в качестве корреспондента газеты “Парисуар”. В те годы он публикует репортажи из СССР. К сожалению, дошедшие до нас отрывки из московских репортажей не позволяют достаточно уверенно судить о точности и глубине его проникновения в нашу сложную, многоплановую действительность тех лет. После возвращения из Советского Союза Сент-Экзюпери дважды едет на фронты гражданской войны в Испании и публикует несколько статей о виденном там.

Стремление летать приводит Антуана де Сент-Экзюпери к приобретению легкого самолета Кадрон “Симун”, на котором он в конце 1935 года предпринимает попытку перелета по маршруту Париж-Сайгон, а в 1938 году - по маршруту Париж-Огненная земля. Обе эти попытки кончаются тяжелыми авариями на первых же этапах: первая - в Ливийской пустыне, вторая - в Гватемале.

Наступает 1939 год. Вспыхивает война. Сент-Экзюпери решительно принимает все возможные шаги, использует все связи, лишь бы добиться назначения на летную боевую работу в действующую армию. И хотя врачи упорно признают, что он совершенно не пригоден к полетам (следствие многочисленных переломов и контузий), он в конце концов добивается зачисления в разведывательную авиагруппу 2/33. В дни вражеского вторжения, после нескольких боев, группу эту отправляют в Алжир и личный состав ее демобилизуют. Он уходит из армии, и теперь уже как гражданское лицо, возвращается во Францию - повидаться с родными, а затем переезжает в Нью-Йорк. Там он пишет книгу “Военный летчик”, снискавшую огромный успех в Соединенных Штатах, а также и во Франции, в то время оккупированной врагом.

Он был зачислен в резерв командования и не знал, разрешат ли ему летать. Ему было уже сорок четыре года, а он упорно и настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом “П-38”, быстрой машиной, созданной для более молодых сердец. В конце концов, благодаря вмешательству одного из сыновей президента Рузвельта, Сент-Экзюпери получил на это согласие. Произведенный в чин майора он сумел присоединиться к дорогой его сердцу разведывательной группе 2/33 (в которую ранее был зачислен), но начальники, тревожась за его жизнь, неохотно разрешали ему полеты. Ему пообещали пять таких полетов, он вырвал согласие еще на три. Из восьмого полета он не вернулся. Он вылетел в 8 часов 30 минут утра, а к 13 часам 30 минутам его все еще не было. Товарищи по эскадрилье, собравшись в офицерской столовой, ежеминутно смотрели на часы. Теперь у него оставалось горючего всего на один час. Ровно через час не оставалось больше никакой надежды. Все долго хранили молчание. Потом командир эскадрильи сказал одному из летчиков: “Вы выполните задание, порученное майору де Сент-Экзюпери”. Итак, 31 июля 1944 года его самолет не вернулся на базу... По прихоти судьбы это задание состояло в аэрофотосъемке объектов вблизи Лиона - того самого города, в котором сорока четырьмя годами раньше родился. Нет, он жил не очень долго и написал не очень много, но и жизнью своей, и смертью, и своими книгами, и письмами, которые потом были опубликованы, он сумел многое сказать людям.

Незадолго до своей гибели Сент-Экзюпери написал еще одну небольшую, совсем не похожую на другие, книжку-сказку “Маленький принц” и сам ее иллюстрировал.

В большинстве произведений Сент-Экса многократно упоминаются самолеты, моторы, их устройство, неисправности, эволюции в воздухе - словом, то, что принято называть “техникой” и рассматривать как тело, в художественной литературе вполне инородное. Но писатель говорит обо всем этом не как инженер, а как поэт: “Пятьсот лошадиных сил, впряженных в мотор, породили в недрах вещества тончайшие токи - холод металла преобразился в бархатистую плоть” - это летчик коснулся рукой стального лонжерона. Кто еще так писал о “мертвой технике”!

Во всех произведениях Антуан де Сент-Экзюпери преследует идею о взаимопонимании между людьми. Главные проблемы, всю жизнь волновавшие Сент-Экзюпери, находили отражение во всех его произведениях - и в прозе, и в публицистике, и даже в сказке. В одном из писем другу он так прямо и заявляет: “Я писал... чтобы сказать моему поколению: вы - обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля

Приложение 1.

(Презентация готовится заранее совместно с учениками, которые будут выступать.

На слайды можно поместить все найденные фотографии, текст, даты.

Знакомство с биографией в такой форме вызывает интерес у учащихся, помогает лучшему усвоению материала, формирует презентационные умения и навыки: монологическую речь, уверенно держаться во время выступления, соблюдать время выступления)

Учитель.

“Маленький принц” занимает особое место в творчестве Антуана де Сент-Экзюпери. Эту сказку он написал в 1943 году в перерывах между боями. Посвятил он её своему другу Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов.

- Вспомните, что называется сказкой?

- Какие бывают сказки?

- К какому виду сказок вы бы отнесли “Маленького принца”? Почему?

В своей сказке писатель обращается к детям. Каждый взрослый когда-то был ребёнком. Только большинство забывает об этом. Сент-Экзюпери находит выход: он посвящает книгу своему другу, “когда он был маленьким”.

- Для кого написано произведение?

- Как ведёт себя автор – герой в этом мире взрослых?

- Почему Маленький принц явился именно автору?

- Какие вопросы волнуют автора?

- Найдите в книге и зачитайте, что он думает о суждениях взрослых?

- Каким вы представляете Маленького принца?

Работа по рисункам.

- На доске вы видите рисунки планет, на которых побывал Маленький принц. Расположите их в том порядке, как он их посетил. Расскажите, что вы узнали о каждой планете.

- Найдите в тексте ответ на вопрос: зачем Маленький принц отправился в путешествие по этим планетам.

- Как вы думаете, можно ли чему – нибудь нам поучиться у Маленького принца по отношению к своей планете?

Работа с текстом сказки.

В каждой главе Маленький принц встречает людей, олицетворяющих какой – либо человеческий порок. Он всё больше убеждается в том, что взрослые и правда поразительный народ.

- Есть ли планета, обитатель которой пришёлся Маленькому принцу по душе?

- Каким образом Маленький принц оказался на Земле?

Читаем главу 16.

- Что видит Маленький принц на Земле? Какой она ему представляется?

По сказке “Маленький принц” создан мультфильм. Давайте посмотрим эпизод “Знакомство с Лисом”.

- Чему научился Принц у Лиса?

- Как вы понимаете слова Лиса, взятые эпиграфом к уроку?

В сказке “Маленький принц” много афоризмов.

- Что такое афоризм?

Работа в группах.

Найти и объяснить значение афоризмов, встретившихся в тексте.

(ученики в группах находят афоризмы, объясняют их смысл друг другу, а затем всему классу).

Когда называется афоризм, учитель прикрепляет подготовленный заранее текст на доску.

Задание на дом

Написать отзыв о сказке “Маленький принц”.

Литература.

  1. Антуан де Сент-Экзюпери “Планета людей”, вступительная статья Норы Галь. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1985 год.
  2. Антуан де Сент-Экзюпери “Южный почтовый”. “Ночной полет”. “Планета людей”. “Военный летчик”. “Письмо заложнику”. “Маленький принц”. вступительная статья Марка Галлая. Москва, “Художественная литература”,1983 год.