Цель урока: продолжить знакомство с поэзией А.С.Пушкина и музыкой П.И.Чайковского; показать связь через восприятие природы живописи, музыки и поэзии; воспитать желание и умение всматриваться и вслушиваться в родную природу.
Оборудование: Портреты А.С.Пушкина и П.И.Чайковского; репродукции картин И.И.Левитана; музыка П.И.Чайковского; альбомные листы, краски, кисти, цветные карандаши; выставка книг об А.С.Пушкине.
Ход урокаС именем Пушкина, наверное, у каждого человека связано первое знакомство с поэзией. Хотелось бы услышать, как вы впервые познакомились с творчеством Александра Сергеевича? (Ответы учеников)
Со временем приходит более глубокое понимание творчества талантливого поэта. И, наконец, мы доживаем до такого состояния, когда осознаем, какое неоценимое наследие оставил этот гений человечеству.
Второе имя, которое будет звучать на уроке – Петр Ильич Чайковский. Что вы знаете о нем? (Ответы учеников).
Почему же сегодня у нас именно эти два человека? Вы узнаете, какое место в творчестве Пушкина и Чайковского занимает природа.
А.С.Пушкин впервые очень близко ощутил настоящую природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину. Послушайте стихотворение Пушкина “Послание к Юдину” (читает ученик). Ребята, обращайте внимание на язык стихов, мою речь. Записывайте красивые обороты речи, средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения.
О, если бы когда-нибудь
Сбылись поэта сновиденья!
Ужель отрад уединенья
Ему вкушать не суждено?
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено,
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в тенистый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят.
(Флора – богиня цветов, Помона – богиня плодов).
Понятно, что поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? (С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них).
Сегодня мы постараемся услышать эти звуки и почувствовать настроение композитора. Другой вопрос: а как связаны между собой живопись и поэзия? (То, что мы слышим, мы можем изобразить в рисунке).
Попробуем это сделать и мы. Будем слушать музыку, стихи и одновременно рисовать. Посмотрим, что у нас получится в конце урока.
Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы. Отправимся в путешествие по стихам Пушкина о природе и музыкой Чайковского с его альбомом “Времена года”. Не забывайте записывать средства художественной выразительности.
Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют...
Настал черед и музыки. Послушайте пьесу Чайковского “Подснежники”. Можете сделать наброски рисунков. (Звучит пьеса “Подснежники”). Приложение 1
Что вы заметили общего в стихотворении Пушкина и музыке Чайковского? (Ясность, прозрачность)
Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок охраняет.
Что вам понравилось в этом стихотворении? Если бы вам дали краски, какую картину природы вы бы нарисовали, прослушав его? (Ночь, на небе звезды, луна освещает сады и старый замок).
Послушаем, как эта тема раскрыта у Чайковского и продолжим рисовать (звучит “Баркарола”). Приложение 2
Июнь. Длинные, летние дни, прозрачные вечера, нежная голубизна неба, чистота кучевых облаков. Природа в рассвете сил. И в музыке вы слышите такое же спокойствие, величавость, неторопливость.
Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Как вы думаете почему? Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою нежною, блистающей смиренно.
Вслушайтесь, какое настроение навевают стихотворение и музыка. (Отрывок из стихотворения “Осень” читается на фоне “Осенней песни” Чайковского). Приложение 3
...Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
“...Унылая пора! Очей очарованье!” Почему Пушкин называет осень унылой порой? (Дожди, сорванные листья, ветер...)
На доске представлены репродукции картин известного русского художника Левитана. В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине “Осень. Сокольники”)
Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – “унылая пора” и “очей очарованье”. Сможете перечислить признаки осени, которые очаровывают? (Деревья, плачущие желтыми листьями; тропинки, порытые разноцветными листьями; широкий простор...)
Почему красу осени Пушкин называет прощальной? (Природа засыпает, чтобы проснуться весной).
Какие картины подтверждают это? (“Золотая осень”, “Осень. Слобода”).
Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. Такие же звуки мы слышим в пьесе Чайковского “На тройке”. (Звучит пьеса “На тройке”). Приложение 4
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче... погляди в окно:Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Какая же тема прозвучала сегодня на уроке? Верно, тема природы, Родины. Вы почувствовали, как поэзия и музыка выражают одни и те же мысли переживания. Какие мысли и чувства возникли у вас? Как вы думаете, почему Чайковский и Пушкин так образно, нежно писали о Родине, один музыкой, другой стихами? Потому что Родина для них – самое дорогое, сокровенное. Они помогают нам увидеть ее неповторимую красоту, ее величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. И за это мы им бесконечно благодарны.
А теперь, ребята, пока ассистенты собирают и развешивают ваши рисунки, прочтите, какие слова, выражения вам запомнились, понравились. Вы их сможете включить в свое сочинение.
Пришла очередь и рисункам. Как вы считаете, отразили они тему урока? Какие рисунки вам больше всего понравились? Почему?
Дома, ребята, вы напишите сочинение или закончите рисунок на тему “Мое любимое время года”.