"Я растил себя поэтом" (Поэтическая концепция Сергея Есенина в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”)
Цели урока:
- образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на “вечные темы”;
- развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла;
- воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе Есенина.
Эпиграф:
Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.
А. Блок
Оборудование урока:
- сборник стихотворений С.А. Есенина;
- презентация (образная система Есенина);
- запись песни С.Есенина;
- литературоведческий словарь.
Ход урока
1. Вводное слово учителя. (Слайды № 1, 2, 3 см. презентацию)
“Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов”, - писал в “Автобиогрфии” Сергей Есенин. Так начинался поэт. Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры?
2. Анализ первых впечатлений от просмотра слайдов.
В чём видел Есенин истоки своей поэзии? Какие тайные силы помогали ему творить самобытные, неповторимые шедевры? Он жадно впитывал в себя многоцветный и многозвучный мир: алые зори, запах черёмухи, звон сосняка, вой вьюги и песни тальянки. “Поющее слово”, услышанное с детства, стало отправной точкой в творчестве Есенина, и не зря он называл себя “младшим братом” А. Кольцова, но в отличие от “старшего брата” не вносил песни в литературу, а растворял их в своей поэзии. Поющие, романсные стихи Есенина врачуют душу, вызывают ответное душевное волнение.
3. Проблемный вопрос.
– Как удавалась поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд? Цель нашего урока – понять, в чём живая сила его строк. И подумать, прав ли А. Блок.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя Сергей Есенин?
Ответы учащихся.
– Сень… Осень… Весна… Весенний…Синий… Россия…
– Да, Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. Но особенно значительны философские размышления поэта о жизни и смерти, о человеческой судьбе, о преходящем и вечном в земном существовании.
Чтение стихотворения учителем.
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.Дух бродяжий, ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
1922
Творческая история стихотворения.
“Есенин рассказывал… что это стихотворение было написано им под влиянием лирического отступления из “Мёртвых душ” Гоголя. Иногда полушутя прибавлял: “Вот меня хвалят за эти стихи, а не знают, что это не я, а Гоголь”. Несомненно, что место в “Мёртвых душах, о котором говорил Есенин, - это начало шестой главы, которое заканчивается словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движение в лице, смех и неумолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О, моя юность! О, моя свежесть!” (С.Толстая-Есенина). “Не жалею, не зову, не плачу…” - итог творчества Есенина, его лебединая песня.
А строки “Всё пройдёт, как с белых яблонь дым” стали афоризмом. Это чудесное стихотворение обладает особой притягательной силой.
4. Анализ стихотворения.
Эстетический уровень.
1. Определите тему и идею стихотворения. (Тема стихотворения – прощание с юностью. Идея – философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего).
2. Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции: а) фольклорная; (Слайд № 4)
б) литературная. Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?
Запись в словарь:
Преемственность – передача, переход чего-либо от предшественника к преемнику.
Самобытность – своеобразие, оригинальность, неповторимость в своём развитии.
Заполните таблицу. Сделайте выводы.
Преемственность | Самобытность |
1. “Холод сердца. 2. “Пламень уст”. 3. “Пышное природы увяданье”. 4. “Охваченный огнём”. 5. “Осеннее золото”. 6. “Розовый флёр”. 7. “Весна – утро жизни”. |
3. В чём особенность построения стихотворения?
Чтобы ответить на этот вопрос, определите смысловую нагрузку каждой строфы.
I – III строфы –прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!).
IV строфа – кульминация ( трагическое звучание вопроса “Жизнь моя, иль ты приснилась мне?”и “розовый конь” как символ несбывшихся желаний). (Слайд № 5) V строфа – заключительный аккорд, который звучит тихо и умиротворённо. Композиция стихотворения – антитеза.
Составление кластера.
4. Определите лирическое движение сюжета.
(От грустных размышлений о быстротечности жизни (“проскакал”) поэт переходит к философскому обобщению, и словосочетание “тихо льётся” передаёт душевное состояние лирического героя.)
5. Найдите в стихотворении символы и объясните их значение. (Слайд № 6)
6. Докажите, что жанр стихотворения – элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы, найдите в строфах ассоциативные цепочки (“…я не буду больше молодым” - сердце перестанет быстро биться; “Не заманит шляться…” - угасает бродяжий дух; “…половодье чувств” - “скупее стал в желаньях” и вывод: “Все мы…тленны”).
Запись в словарь: “Элегия – лирическое стихотворение, окрашенное грустью, печалью, горечью, содержащее размышления о жизни.
Внешняя форма.
1. Определите строфику стихотворения. Каково движение ритма в стопе?
2. Определите морфологический и синтаксический уровни текста.
Какое значение в стихотворении имеют отрицательные частицы? Чем они сменяются в финальных строках? Почему поэт использует все три времени глагола? Какова роль местоимений?
3. Какова роль обращений в стихотворении? Как мы называем такие обращения?
4. Какова роль знаков препинания в стихотворении? Обратите внимание на многоточие в последней строфе.
5. В чём особенность звукописи? Докажите, что в нём два звуковых комплекса, используя ряды слов: белых – яблонь, буду – больше, будь – благословенно; жалею – шляться, бродяжий – реже. Какова роль ассонанса в начале и в конце стихотворения?
6. Чем интересна рифмовка стихотворения? Определите клаузулу. Что передаёт сочетание женской и мужской клаузул?
7. Найдите пример неравносложной рифмы. Какую интонацию вносит эта рифма в стихотворение?
8.Определите размер стихотворения. Почему поэт пользовался именно этим размером, создавая элегию?
- Стихотворение написано традиционным катреном. Катрен — четырёхстишная строфа, заключающая в себе законченную мысль; наиболее распространённая форма рифмовки в катрене - abab.
- За движением ритма можно проследить по числу стоп в строке: 5 – 4 – 5 – 4. Равномерное чередование 5-стопных и 4-стопных передаёт состояние героя. Кажется, что сначала он задаёт себе вопрос, а потом отвечает на него.
- Три глагола – это своеобразная цепочка - от отрицания к утверждению - и к контрасту: “будь” - “умереть”. “Я” – “мы” – два полюса стихотворения. Поэт приобщает свою судьбу к судьбам других людей.
- Риторические обращения придают стихотворению особое звучание; сердце – дух, свежесть – жизнь – это контекстуальные синонимы.
- В стихотворении два звуковых комплекса: б – бл и ж – ш. Весна и молодость, жизнь и движение. В первой строке ассонанс: а – у – а – у – а - у – три открытых и три закрытых гласных – передаёт взволнованность поэта, чувство безысходности, охватившее его. В последней строке: о – и – о – а – э – и – у – и – э. Открытость последнего гласного подчёркивает ощущение свободы поэта от угнетающих его мыслей о смерти.
- Сочетание мужской и женской клаузул передаёт экспрессию, чувства. Мужская клаузула звучит отрывисто – гармонирует с трагическим положением лирического героя. Рифмы равносложные, а чередование рифм делает стихотворение живым, мелодичным и пластичным. Мужские и женские клаузулы то проводят параллель между человеком и миром природы, то несут антитезный смысл.
- “Плачу” - “охваченный” - неравносложная неточная рифма, она придаёт стихотворению рыдающую интонацию. Размер стиха – традиционный лёгкий хорей с пиррихием, что ещё более усиливает напевность элегии.
Внутренняя форма.
1. Как организованы в стихотворении пространство и время?
(Художественное пространство стихотворения то замкнуто: “сердце”, то распахнуто: “страна берёзового ситца”. Тема прощания поэта с молодостью определяет организацию времени. Оно динамично, и образы весны-молодости и осени-старости подчёркивают его быстротечность.)
2. Какие тропы использованы в стихотворении? Расшифруйте их значение. Чем интересна метафора Есенина (Слайд № 7)
3. Каково смысловое значение стилистических фигур?
4. Сделайте лингвистический анализ слов. Докажите, что существительные делятся на две группы: человек и природа. Докажите, что эти два мира пересекаются. Попробуйте выстроить предметный ряд стихотворения. (Сердце – страна – дух – чувства – желанья – жизнь – мир) Сделайте вывод. Какие просторечные слова использованы в стихотворении? Найдите окказионализм, раскройте его значение.
5. Зачем Есенин сталкивает в последней строфе два антонима: “процвесть” и “умереть”?
6. Каковы сквозные образы элегии? Объясните логику построения образной системы стихотворения. (Лирический герой - яблоня – страна берёзового ситца – конь - клёны – листьев медь. Увяданье – сердце – дух бродяжий – свежесть – буйство глаз – половодье чувств – желанья.) Клён – сквозной образ в лирике Есенина. Докажите это утверждение.
7. Найдите в тексте примеры персонификации. (Слайд № 8)
(“Увяданья золотом охваченный…”. Золото – и временной – цвет осени, и личностный признак – цвет волос Есенина. Поэт подчёркивает этим приёмом свою близость миру природы, свою безграничную любовь к родному краю.)
8. Найдите в стихотворении цветопись и определите её роль в раскрытии идейного замысла. (Слайд № 9) Какие картины “рисует” поэт? (Слайд № 10)
9. Как в стихотворении показана связь земного и небесного миров? (Слайд №11) Что вносит этот приём в постижение смысла элегии?
5. Подведение итогов. Работа с конспектом “Поэтическая концепция Есенина”. (Слайд № 12)
Сообщение ученика “Художественный мир поэта”.
6. Обобщение.
Раскройте смысл заключительных строк стихотворения. Можно ли благословлять смерть? Почему у стихотворения нет названия? В последней строфе внутреннее лирическое движение сюжета стихотворения завершается: героем уже владеет не чувство тоски и одиночества, а просветлённая грусть. Таким образом, отталкиваясь от описания природы, поэт поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлению о смысле бытия. Чувства переполняют душу поэта, кажется, эмоции выплёскиваются через край, на самом же деле они заключены в строгую, выверенную форму. В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.
Возвращаемся к эпиграфу урока. Так прав ли А. Блок?
7. Рефлексия.
Составление синквейна.
1. Есенин – многогранный поэт. Ему доступны любые жанры.
2. В небольшом стихотворении поэту удалось передать полемичность размышлений о смысле жизни.
3. Для него жизнь – это не тление, а “половодье чувств”, цветение души.
4. Есенин боится смерти, но примиряется с ней, потому что таков закон природы.
5. Его грусть – лёгкая грусть.
6. Финальные строки - заговор, которым лечат от недугов.
7. Есенин – народный поэт. Его голос – это голос России.
– Изменились ли ваши впечатления о творчестве С.А Есенина после анализа этого стихотворения?
8. Слово учителя. (Слайды №13,14) “Лёгкой походкой” прошел Есенин по русской поэтической стране, по “стране берёзового ситца”, и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское “буйство глаз и половодье чувств”, его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.
– Почему это стихотворение стало песней? (Звучит грамзапись.)
9. Домашнее задание. Сделайте лингвопоэтический анализ стихотворения “Отговорила роща золотая”; проведите аналогии между двумя стихотворениями.