Цели:
- дать учащимся представление о дооктябрьском творчестве В.В. Маяковского; познакомить с фактами биографии В.В. Маяковского;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение.
Ход урока:
- Слово учителя.
- Проверка домашнего задания. (Сообщения учащихся о начале творческого пути В.В. Маяковского)
- Чтение и анализ стихотворений.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Эпиграф к уроку:
Жизнь и стихи Маяковского так тесно слиты, что без преувеличения можно сказать, они дополняют и комментируют друг друга. В этой синтетичности человеческого и поэтического образа Маяковского заключается его сила, в этом секрет его власти над читателем Лев Кассиль |
Слово учителя:
Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством В. В. Маяковского — самобытной, яркой личностью.
Сам поэт так писал о себе: «Я — поэт, этим и интересен".
Вы и раньше встречались с произведениями Владимира Маяковского: в начальной школе с его стихотворением «Что такое хорошо и что такое плохо». Позднее в 7 классе вы знакомились с его стихотворением «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
Я знаю — город будет
Я знаю — саду цвесть.
Маяковский отталкивается от реального жизненного факта. Маяковский умел увидеть в фактах сегодняшнего дня поэзию будущего. Здесь показана влюбленность поэта в нашу действительность, широта его интересов, безграничная вера в победу сил социализма.
Вот что пишет о Владимире Маяковском его мать в своих воспоминаниях: «Володя с 4 лет полюбил книги. Он часто просил меня читать ему. Если я была занята и не могла читать, он расстраивался и плакал... Читала я ему сначала сказки, затем — басни Крылова, стихотворения Некрасова, Лермонтова и других поэтов. Читала я ему ежедневно».Теперь он сам читает много и легко заучивает наизусть стихи. Кроме чтения книг Володя очень любит рисовать.
Сообщение ученика
Позже, когда Володя поступал весной 1902 года в Кутаисскую гимназию и все больше увлекается рисованием, сестра Людмила ведет его в студию художника Краснухи. Здесь происходит такой веселый случай: пока сестра показывает художнику рисунки Володи, он успевает на клочке бумаги нарисовать карикатурный портрет бородача-художника и его мастерской. Художник смеется и соглашается давать Володе уроки рисования.
В гимназии Володя учится очень хорошо, идет первым учеником.
В это время в России наступают беспокойные дни — война с Японией. Из России приходят невнятные, но злые слухи. Володя впервые узнает новое слово, которое произносят шепотом - «прокламация».
«Прокламации вешали грузины, вешали казаки. Мои товарищи — грузины, я стал ненавидеть казаков»,- напишет позже Маяковский.
Подошел 1905 год. Теперь Володе не до учения, посыпались двойки. Вокруг уже назревали события, полные новизны и совсем не похожие на те, что описаны в гимназическом учебнике истории.
Володя втягивается в политическую жизнь. Он участвует в школьных забастовках, уличных демонстрациях. Он азартно вглядывается во все происходящее, роется в книжках, читает их запоем, от корки до корки, берется за брошюры и книги по политическим и экономическим вопросам, изучает Маркса, Энгельса, Бабеля в школьном марксистском кружке. Он готовит себя к политике. Мечтает стать политическим оратором.
Вскоре Маяковский боевое крещение. При разгоне демонстрации в память убитого большевика Баумана Володе «попало большущим барабаном по голове».
Потом он шутил: «Я испугался — думал, сам треснул».
Постепенно Маяковский втягивается в настоящую революционную работу. В 1908 году он вступает в Российскую социал-демократическую партию большевиков (ведь Володя кажется старше своих 15-и лет: крепнущий бас и высокий рост помогают ему скрыть свой возраст), и становится пропагандистом. Теперь он зовется товарищем Константином — подпольная партийная кличка.
Сообщение ученика об арестах.
Подполье, аресты, тюрьмы то и дело прерывали учение. Из гимназии он давно выбыл, ушел, не проучившись года из художественного Строгановского училища. Теперь, выйдя из тюрьмы, он остро чувствует, что ему не хватает образования: «Я неуч. Я должен пройти серьезную школу»
Со стихами опыты плачевные. Взялся за живопись, Учился у Жуковского. Потом отправляется к художнику- реалисту Келину.
«Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».
В 1911 году на похоронах художника В.Серова над гробом выступает.
Позже Маяковский знакомится с Давидом Бурлюком — поэтом, художником, мечтателем о новом искусстве, Ему-то Маяковский и читает свои стихи.
Маяковский, весь уйдя в стихи, пишет: «Бурлюк относится к течению в искусстве к футуризму, который имел место в России...
Сообщение ученика о футуризме.
Да, хотя Маяковский принимал участие в вечерах футуристов, подписал их манифест, но его позиция отличалась от футуристических. Его произведения выделялись большими социалистическими проблемами, общим пафосом и гуманистическим сочувствием к людям, страдающим в мире.
Что же толкнуло Маяковского к футуристам?
- Ему нравился «бунт» футуристов против мещан и обывателей, и Маяковский определил свою задачу как поэта: «Хочу делать социалистическое искусство».
- Дореволюционное творчество Маяковского, по его признанию, было периодом «овладения словом, поиска своего стиля, своей формы выражения». Ведь среди футуристов были поэтически одаренные люди (Хлебников) с обостренным чувством слова. Творчество Маяковского — это поиск образной силы слова, глубина смысла.
О принципиальном различии поэзии футуристов и Маяковского писал А.Фадеев: «Маяковский любил поиграть со словом. Даже в самых крупных вещах видна эта могучая игра со словом. Но никогда в своих вещах Маяковский не подчинял идейное содержание пустой игре со словом. Наоборот, в том и состояла его огромная сила и мощь, что он умел совершенно неожиданной игрой слов наиболее точно, совершенно, подчеркнуть ту или иную мысль, создать образ».
- Маяковский искал в слове его глубинный смысл, тайную образность.
- Маяковский связал себя с футуризмом только организационно.
- При чтении стихов Маяковского должны работать мысль и воображение.
Читаем стихотворение «Ночь»
- С помощью какого художественного приема построено стихотворение? (Все стихотворение построено на метафоре).
- Назовите приметы дня в стихотворении? (Приметы дня: «багровый-солнце», «белый — свет дневной», «зеленый — городская зелень», «дукаты — монеты».
В городе зелени вспыхнули огни фонарей, рассыпающихся как монеты
В черных окнах вспыхнули огни, и стекла похожи на желтые карты)
Читаем стихотворение «А вы могли бы ?» 1913г.
- Как построено это стихотворение? (Стихотворение построено на смелых сопоставлениях). Какова их роль в произведении? (В раскрытии его идейного содержания)
«Я показал на блюде студня косые скулы океана»
«На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ»
- Чем необычны эти сопоставления? (Эти сопоставления необычны, даже парадоксальны, но чем необычнее эти сопоставления, тем ярче подчеркивают они контрастность сугубо будничного, прозаичного прошлого и мечты поэта, устремленной к прекрасному «океану» жизни).
- Попробуйте определить главную тему творчества поэта? Так уже в одном из первых стихов Маяковского намечена главная тема его творчества: «Я» и «Мир» - главное «Я» поэта... А мир — это те, кто никогда не поймет поэта, кто навсегда окажется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют, подобно флейте.
- Где в стихотворении звучит противопоставление поэтической чуткости и эстетической глухоты? ( Звучит в последних строчках: А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?)
-
Беседует ли Маяковский в стихотворении с читателем? (В своих произведениях Маяковский беседует с читателем - «А вы можете жить в этом мире?» Многие стихотворения Маяковского построены как разговор с читателем).
Это стихотворение показывает, что даже в первых своих произведениях Маяковский выступает как поэт самобытный, оригинальный.
У него всё зримо, предметно.
Поэт говорит о самых обычных вещах, но в стихотворениях они окрашиваются в новые тона, становятся значительнее и интереснее.
«Я сразу смазал карту будней, плеснувши краску из стакана...»
Читаем стихотворение «Послушайте!» 1914 г.
- Каким предстает перед читателем лирический герой В. Маяковского? (Лирический герой стихотворения — человек одинокий в жестоком мире буржуазии. Его окружает пошлость и обыденность, но он не радуется пошлости, он ищет «поэзию» в обычном. Ему нужна цель в жизни, его путеводная звезда. Ведь человек не может жить без идеала, без мечты во что - то доброе, светлое, то есть без звезды).
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт? (Но может в окружающем героя мире ничего кроме сытости и богатства не нужно?! И герою страшно за людей. Он как будто говорит: «Люди, не оставляйте ваших звезд, верьте в них, зажигайте их... Звёзды не сами появляются на небе, их зажигают, потому что они нужны людям. Звёзды освещают путь человека». Звезда — метафора. Поэт использует прием градации. Градация — это постепенное нарастание и высказывание интонаций. Прием анафоры — повторение одинаковых слов в начальных строках стихотворений. Повторение слов более 5 раз - автор хочет передать свою торопливую, как бы прерывающуюся от волнения речь. Здесь беспокойство, нетерпение и трепетное ожидание).
Читаем стихотворение «Нате!» 1913 г.
-
Почему поэт резок в выражение своих чувств? (Предельная резкость мыслей, выражающая возмущение, негодование поэта, его ненависть, презрение к душевно опустошенным людям, не понимающим искусства, сделала его предметом праздного любопытства. Ему хочется встряхнуть этих людей, пробудить их от спячки своим дерзким словом.)
-
Использует ли в этом стихотворении поэт метафоры? (Метафоры — переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Да, колоритные и смелые метафоры, Маяковский — король метафор. Какой доброжелательной фантазией нужно было обладать, чтобы создать такие образы )
-
Проследите изменение мироощущения Маяковского на примере этих трех стихотворениях . (В стихотворении «А вы могли бы?» основное место занимают страдания поэта; враждебный мир еще только намечен. А в стихотворении «Нате!» - главное уже, разоблачение мещан. Ничтожные людишки торжествуют, хохочут; здесь уже протест поэта приобретает резкий социальный смысл. Но, конечно, в 1913г. Маяковский считает себя еще убежденным, вольнотворящим футуристом. Ни один журнал, ни одно издательство не печатает его).
Итоги урока:
Начинается война 1914г.
Большинство поэтов пишут свои патриотические произведения. Маяковский не стал исключением. Его стихотворение «Война объявлена» произвело фурор как среди солдат, так и среди простого населения. Не осталось ни одного человека, кого бы не затронули глубокие чувства, вложенные в «жестокую правду».
Поэт бросает вызов обществу, отрицает все его устои «долой вашу любовь, так как это предопределенная любовь...»
Домашнее задание.