Вид урока: интегрированный, урок обобщения изученного материала.
Тип урока: урок-собеседование; интерпретации поэтического текста.
Цели урока.
- Сравнить творческую манеру Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
- Проследить, как изменяется образ дуба в лирике Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
- Развивать монологическую речь учащихся.
- Совершенствовать умение анализа образа.
- Выявить в творчестве поэтов традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.
- Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы.
- Помочь школьникам осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого и Н. Кашпурова.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить с главными темами творчества Н.А.Заболоцкого и И.Кашпурова; дать обзор их поэзии, остановившись на двух произведениях;
- проверить с помощью компьютера знания учащихся по русскому языку, литературе;
- отработать умения анализа текста художественных произведений;
Воспитательные:
- прививать интерес к языку;
- воспитывать любовь к прекрасному, уважение к творческому наследию соотечественников;
- воспитывать чувство гордости за свою малую родину;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности;
Развивающие:
- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
- развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
- закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения текстового документа.
Здоровьесберегающая:
- соблюдать правила и нормы при работе на компьютере
Оформление, наглядность.
- Портреты Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
- Репродукции картин с видами дуба.
- Распечатанные на весь класс тексты стихотворений Н.Заболоцкого и И.Кашпурова.
- Мультимедийные ПК
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней язык.
Ф.И.Тютчев
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Природа - это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу. Об этом очень ярко сказал великий русский поэт Ф.И.Тютчев.
(Читаем эпиграф)
Учитель Природа России - неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, композиторов, художников. У художника - краски, у писателя - живописца - слово. Словом писатель старается создать картину. Мы мысленно представляем эту картину, мы слушаем звуки природы, мы проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой и радостью или легкая грусть. Все можно выразить словом. Но главное - надо уметь читать, видеть, слышать, понимать. И сегодня мы будем учиться видеть, слышать и понимать, и тогда красота природы, поэзии и живописи откроется нам.
Учитель. Посмотрите за окно и вспомните стихотворение А.С.Пушкина. "Осень". Сколько красок, чувств и переживаний заключает оно в себе!
К какому поэтическому жанру мы его относим? Что такое пейзаж?
Учитель. Дома вы прочитали стихотворения русских поэтов о родной природе, о дубе. Попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может волновать и удивлять нас.
(Сообщение о Кашпурове. Чтение стихотворения "Дуб")
Иван Кашпуров "ДУБ"
1 Я видел дуб.
Огромный дуб.
Над рыжей кручею Кубани
Стоял он,
Гордый солнцелюб,
В осеннем ярком одеянье.
Гроза и буря сотни лет
Его сломить пытались вместе.
А дуб - один! - шумел в
Ответ листвою жесткой, как
Из жести.
И сам в волну,
Как поплавки,
Ронял он желуди устало,-
И по течению реки
Дубрав немало вырастало.
2 Я видел дуб.
Он сотни лет,
Все глубже корни простирая,
Держался крепко на земле,
Макушкой небо подпирая.
Но вот в весенний свой разлив, река,
Хмелея ночью черной,
Подмыла берег, оголив
Витые жилистые корни.
На миг притихло все кругом,
И дуб огромный, ахнув глухо,
В корнях сжимая глины ком,
В Кубань бушующую рухнул...3 Я видел дуб.
Тот дуб река
Несла, казалось, без усилий.
А на обоих берегах
Дубки - сыны его -
Толпились.
Они, расслабнув от тепла, стояли в
Крапинках апреля. Кубань
Размашисто текла, шипя и буйствуя
На мелях...Весна, весна!
Кругом звучит
Хорал высокий обновленья,
И простираются лучи зари
Над новым поколеньем!
(Сообщение о Заболоцком. Чтение стихотворения "Одинокий дуб")
Н. ЗАБОЛОЦКИЙ "ОДИНОКИЙ ДУБ"
Дурная почва: слишком узловат
И этот дуб, и нет великолепья
В его ветвях. Какие-то отрепья
Торчат на нем и глухо шелестят.Но скрученные намертво суставы
Он так развил, что, кажется, ударь -
И запоет он колоколом славы,
И из ствола закапает янтарь.Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
Учитель. Вы прослушали стихотворения, о чем они?
- Что вам понравилось, какие картины запомнились?
- Что объединяет эти стихотворения? (Вниманию предстает пейзаж)
- Что описывают поэты? (Дуб)
- Одинаковы ли по настроению стихотворения?
Обратимся к стихотворению Ивана Кашпурова "ДУБ"
- Какие картины рисует поэт? (Рисует картины дуба в разное время года)
- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)
- Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить дуб и какую роль они играют? (Сравнения - как поплавки, ронял он желуди устало, листвою жесткой, как из жести - показывают силу, передают живую душу природы; эпитеты - в осеннем ярком одеянье, витые жилистые корни, рыжей кручею Кубани - рисуют красочные образы; олицетворения- стоял он, гордый солнцелюб; река, хмелея ночью черной; ахнув глухо, в корнях сжимая глины ком; дубки - сыны его- толпились; они, расслабнув от тепла - помогают понять живую душу природы.
- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже переживает трудности, борется, весной в природе происходит обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту)
- Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека?
Следовательно, мы - часть природы, а значит, прав был прав Тютчев (эпиграф)
А теперь посмотрим, как по-своему описывает дуб другой мастер художественного слова - Николай Заболоцкий
Каким представляется поэту одинокий дуб? Какие слова, выражения подтверждают это? (Дурная почва, узловат, нет великолепья, отрепья, торчат, глухо шелестят .)
Сравните описание дуба у Заболоцкого с картиной И. Шишкина "Среди долины ровныя ..." (Могучий, красивый, величавый дуб на картине; старый, корявый, некрасивый - в стихотворении .)
Какие слова и выражения (олицетворения, метафоры) показывают нам, что речь идет не только о дубе? (Скрученные суставы, развил, запоет, важен, спокоен - как о человеке .)
Как вы думаете, почему дуб в стихотворении Н. Заболоцкого стал таким? Что сгубило его красоту? ("Дурная почва" - трудная, изломанная жизнь.)
Что помогло дубу не погибнуть, а остаться воином? (Внутренняя стойкость, душевная сила, мужество.) Почему он остался важен и спокоен?
Какой аллегорический смысл вкладывает Н. Заболоцкий в стихотворение о дубе? (Это стихотворение не о дубе, а о человеческой жизни).
Сопоставьте поэтический смысл стихотворения "Одинокий дуб" с цитатой из стихотворения "Завещание".
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...
Какие ассоциативные связи вы заметили? (Человек и природа нераздельны, человека рождает природа, а после смерти он опять становится природой.)
В стихотворении отражена вера Заболоцкого в то же, во что верили древние славяне: душа человека после смерти переселяется в дуб, благословенное дерево. А так как дерево у славян считалось символом мироздания, то Заболоцкий учил своего "далекого правнука" понимать природу и оберегать ее, ведь человек и природа - единое целое.
Какие особенности художественной формы стихотворения создают образ дуба и помогают нам найти правильные интонации при чтении этого стихотворения? (Особенности художественной формы стихотворения и, прежде всего, синтаксические конструкции и композиция текста помогают нам представить облик дуба-человека. "Рваный" и уродливый рисунок текста первой строфы есть отражение доминантного образа, поэтому нельзя не обратить внимания ребят на стихотворные переносы, "рвущие строку", создающие дополнительные паузы. Можно подчеркнуть и диалектическое единство рифмующихся слов, в обычной жизни, возможно, исключающих друг друга, никогда не появляющихся рядом. Это "великолепья - отрепья", "спокоен - воин", "равнин - один". Может быть, самые внимательные и одаренные творческим воображением учащиеся заметят, что в стихотворении только один раз используется слово дуб, а во всех остальных случаях пять раз используется местоимение "он". Случайно ли это? Можно обратить внимание и на антитезу второй строфы: дуб молчалив, спокоен, некрасив, но ударь по стволу, и откроется его внутренний мир, его душа, поющая "колоколом славы", его внутреннее богатство, подобное драгоценному янтарю).
Почему же вдруг в 3-й строфе появляется образ воина, окаймленный народной пословицей "один в поле не воин"? (Лирический герой полемизирует с народной мудростью. Воевать ведь можно не только силой, мощью внешней. Внутренняя стойкость и невозмутимость, вера в свою несгибаемость сделали дуб важным и спокойным).
Учитель. Давайте еще раз отметим, что общего в этих столь разных произведениях и чем они отличаются.
Учитель. А сейчас проведем компьютерное тестирование, результатом которого будет самооценка изученного материала.
В строках:
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином: -
используется:
а) антитеза; б) ирония; в) метафора.
2. Пословица, с которой спорит Заболоцкий в стихотворении "Одинокий дуб":
а) "Один в поле не воин";
б) "Один за всех и все за одного";
в) "Одна ласточка не делает весны".
3. Размер, которым написано стихотворение " Листок":
Дубовый листок оторвался от ветки родимой,
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый:
а) анапест; б) амфибрахий; в) дактиль.
4. В строках:
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела: -
используется:
а) аллегория;
б) сравнение;
в) антитеза.
5. Размер, которым написан стих А.С.Пушкина:
Мороз и солнце; день чудесный.
а) анапест; в) ямб;
б) амфибрахий; г) хорей
6. Выберите трехсложные размеры стиха:
а) анапест; в) ямб; д) дактиль
б) хорей г) амфибрахий;
7. Что называется стопой в стихотворении:
а) ударный слог; б) безударный слог;
в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха.
8. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге:
а) анапест; б) амфибрахий; в) дактиль
9. Обязательным тропом в басне является:
а) литота в) метафора
б) гипербола г) аллегория
10. Какой троп отсутствует в предложении: "Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа":
а) гипербола; в) эпитет;
б) олицетворение; г) сравнение
(Самопроверка тестов. Самооценка)
Учитель. Природа является вдохновителем не только поэтов, но и художников.
Что объединяет живопись, музыку литературу? (Это искусство)
Живопись - другой вид искусства. Но и с помощью красок можно передать свое настроение, передать душу природы:
Давайте посмотрим на эти удивительные полотна?
- Какие строки стихотворений Н. Заболоцкого и И. Кашпурова созвучны этим полотнам?
- Какое чувство хочет передать художник зрителю?
Учитель. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять, что природа - неотъемлемая часть жизни любого человека.
Учитель. Итак, к каким же выводам мы пришли за время урока?
- Один и тоже образ можно описать по-разному.
- Цель литературы - не создание копии действительности, а творческое переосмысление окружающего мира.
- Вступать в спор могут не только обычные люди, но и авторы, только полемику они ведут произведениями.
Итог урока. Выставляются оценки. Подводятся итоги урока.
Домашнее задание. Учащиеся получают творческое задание: написать сравнительный анализ стихотворений и оформить свое сочинение в форме текстового файла или презентации.