Цели:
- показать взаимосвязь русской и зарубежной литератур в раскрытии темы любви и гражданственности;
- выявить новаторство писателей в создании художественных образов; через анализ раскрыть черты « нового героя» в русской и зарубежной литературах Х1Х века;
- показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории;
- развивать навыки сопоставительного анализа прозаических произведений и умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи;
- развивать устную речь учащихся;
- вызвать эмоциональный отклик при анализе произведений, помочь учащимся ощутить гражданский пафос произведения.
Подготовительная работа:
- прочитать роман И.С. Тургенева « Накануне» и новеллу Ф. Стендаля «Ванина Ванини»;
- изучить критическую статью Н.А. Добролюбова « Когда же придет настоящий день»;
- найти лексическое значение слов « гражданственность», « роман», « новелла».
Индивидуальная работа:
- выступление о жизни и творчестве Ф. Стендаля;
- наизусть монолог о родине из новеллы « Ванина Ванини»;
- выступление об истории создания романа « Накануне».
Учитель.. Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. Но урок необычный, так как разговор пойдет сейчас сразу о двух произведениях: новелле Фредерика Стендаля « Ванина Ванини» и романе И.С. Тургенева « Накануне». Это писатели с мировым именем, писатели одной эпохи. Разница в написании произведений - 50 лет. Тем не менее оба автора затронули в своих произведениях темы, которые остаются и по сей день актуальными как в русской, так и в зарубежной литературах. Это темы любви и гражданственности. Как же герои выдерживают проверку любовью? Можем ли мы говорить о них , как о людях высокой гражданственности ? Совместимы ли великое дело, дума о родине с личным счастьем ? Используя приемы сопоставительного анализа, раскрыв черты характера основных героев произведений, мы попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы. Дома вы должны были найти значения слов « роман», « новелла». Послушаем ответы.
Ученик. Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. Чаще всего в новелле изображается один – два эпизода из жизни одного или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом. Жанр сложился в эпоху Возрождения, широкое распространение получил в 19 – 20 веках. Роман - жанр повествовательной литературы , раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Характерна разветвленность сюжета , отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.
Учитель. Вы, конечно же, понимаете, что нельзя хорошо изучить произведения, не зная жизненный путь писателя, не имея представления о его взглядах , принципах.. Об И.С. Тургеневе мы многое уже знаем. Мы изучили роман « Отцы и дети», ознакомились с циклами « Записки охотника» и « Стихотворения в прозе». Сейчас я попрошу в нескольких словах ознакомить нас с основными жизненными вехами Ф. Стендаля.
Ученик. Фредерик Стендаль ( Анри - Мари Бейль) родился в небольшом французском городке Гренобле в 1783 году. Детство писателя совпало с великими историческими событиями французской буржуазной революции. В 1799 году Стендаль отправился в Париж, чтобы поступить в политехническую школу, но попал в действующую армию Наполеона. В качестве военного чиновника наполеоновской армии он побывал в Италии, Германии, Австрии ; в 1812 году присутствовал при Бородинской битве и был в Москве. После падения Наполеона Стендаль, отрицательно относившийся к режиму Реставрации, к Бурбонам, уехал в Италию, где сблизился с передовыми людьми страны, республиканцами – карбонариями, встретился и подружился с Байроном, был в связях с тайной национально – освободительной организацией. Умер в Париже в 1842 году. Знаменитые произведения : романы « Красное и Черное», « Пармская обитель», новелла « Ванина Ванини».
Учитель. Итак, писатели не были знакомы. Хотя русский И.С. Тургенев, мы знаем, очень долго жил во Франции, на родине француза Ф. Стендаля. Тургенев имел широкий круг знакомств. С кем именно ?
Ученик. И.С. Тургенев поддерживал тесные отношения с Ги де Мопассаном, Эмилем Золя.
Учитель. Да, Тургенев и Стендаль никогда не встречались, лично не были знакомы и не переписывались, но тем не менее обоих писателей волновали одни и те же вопросы. После краха наполеоновской армии во Франции Бурбоны вновь пытались вернуть страну к нравам Средневековья, и многие свободомыслящие французы жаждали энергичных действий. Чувствовал это и Стендаль. Он видел, как нужны сейчас стране личности отважные, наделенные пламенной душой, незаурядным умом, высоким чувством гражданского долга. Где мог видеть Стендаль таких героев ? Кто мог стать прототипом Пьетро Миссирилли ?
Ученик. Таких героев он видел среди карбонариев в Италии, где провел многие годы своей жизни. Результатом всего этого явилась в 1829 году новелла « Ванина Ванини».
Учитель. Вспомним жизнь И.С. Тургенева. Ведь его также волновал вопрос: кто придет на смену дворянам – декабристам ? Из каких общественных слоев появятся новые люди ? Как приступят они к освобождению крестьян ? Его Рудин пополнил галерею « лишних людей».
Лаврецкий из « Дворянского гнезда» слишком много думал о собственном счастье. Базаров также не оправдал себя. Кто же он - новый герой ? Этот герой предстал перед нами в романе 1860 года « Накануне».
Выступление учащегося об истории создания романа.
Еще в 1855 году сосед Тургенева В. Каратеев ,отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю в полное распоряжение рукопись автобиографической повести. Главным героем ее был молодой болгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил в Московский университет. Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за освобождение от турецкого ига. В начале 1853 года Катранов с женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов, но внезапная вспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось ехать на лечение в Венецию, где он простудился и скончался в 1853 году. Вплоть до 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись с нею, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Между тогдашними русскими такого еще не было.
Учитель. Ребята, мы сейчас сказали, что и во французской, и в русской литературе ощущалась потребность в новом герое : герое дела, с высоким чувством гражданского долга. Как вы понимаете слово « гражданственность»?
Ученик. Я думаю, гражданственность - это бескорыстное служение отечеству, когда все твои деяния направлены на благо страны, народа; осознание долга перед родиной; осознание причастности себя к общественному , когда личное и общественное уравниваются; ты не ощущаешь себя счастливым, если твоя страна в опасности , народ не свободен и т.д.
Учитель. Скажите, для чего писатели очень часто вводят в произведения тему любви?
Ученик. Я думаю, они испытывают героев. Может быть, писатели хотят выразить в произведениях свои взгляды на любовь.
Учитель. Итак, при всей самостоятельности развития русской и зарубежной литератур, мы не можем не отметить их взаимосвязи: писателей волновали одни и те же актуальные проблемы, они обращались к одним и тем же темам. Кого из героев представляют нам авторы в начале произведений?
Ученик. Писатели представляют нам в начале произведений главных героинь Ванини, Елену.
Учитель. Какими они предстают перед нами? Довольны ли они своей жизнью ? Обществом, которое их окружает?
Ученик. Они не довольны жизнью. Ванина презирает общество пустых бесполезных аристократов. Елене скучно (в ней « смутная тоска»; ей была чужда своя семья… она ощущала бессознательную потребность в новой жизни : «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела_ куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда.»)
Учитель. Почему же недовольны они жизнью? Чем они отличаются от других ?
Ученик. Обе героини отличаются умом. Ванина пренебрегла Ливио Савелли , с восхищением говорит о молодом карбонарии ; она предпочла пустому аристократу смелого человека из народа. Вспомним, что в начале романа Елена стоит перед выбором: на место ее избранника претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновник Курнатовский . Но Елена выбирает молодого революционера Инсарова, человека с твердым характером, с высокой целью.
Учитель. И Ванина Ванини, и Елена – незаурядные личности, умные, наделенные широким кругозором … Елена могла бы отдать свою любовь и Берсеневу, и Шубину. Она предпочла Инсарова. Почему? Ведь мы не можем отказать Берсеневу ни в эрудиции, ни в порядочности? Что не устраивало героиню в них? (в Берсеневе - нерешительность, в Шубине – непостоянство, легкомыслие. Она отдает свою любовь тому, кто сможет наполнить ее жизнь смыслом). Ванина избирает Пьетро, хотя Ливио был одним из самых блестящих молодых людей, носил княжеский титул. Чем же похожи Инсаров и Миссирилли?
Ученик. И Пьетро, и Дмитрий - целеустремленные герои. В жизни Пьетро одна цель - объединить и освободить дорогую Италию. Только ради этого он живет. В жизни Дмитрия цель – освободить родную Болгарию от турецкого ига. В героях отсутствуют противоречия между словом и делом .
Учитель. Можем ли мы утверждать, что это люди высокого гражданского долга?
Ученик. Да, это люди высокого гражданского долга.
Учитель. Но в героях есть различия. Скажите, кто из них двоих стоит ближе к народу, чувствует эту кровную связь с народом, опирается на народ?
Ученик. Пьетро далек от народа; путем заговоров и кучкой карбонариев освобождение Италии было не реально. Инсаров ближе к народу: « И я, и нищий, мы за одно…» В разговоре с Еленой говорит, что ему сейчас не до личной мести, когда народ не освобожден.
Учитель. В сердцах героев произведений разгорается любовь, все ярче и ярче. Это испытание пройдет каждый. Для Пьетро и Инсарова любовь была проверкой их общественной ценности. Как ведут себя герои, полюбив?
Ученик. Пьетро очень похож на Дмитрия - у него также загорались глаза при слове родина, - он также готов пожертвовать своим счастьем ради общего блага (в последнем разговоре с Ваниной). Инсаров вначале сознательно отталкивает от себя Елену. Этот человек высокого гражданского долга : он не может думать о своем счастье, когда страна в опасности. Родина для него священна. Он подчинил себя идее освобождения Болгарии всего без остатка, в нем нет колебаний и сомнений. Это цельный характер. Он бежит от любви.
Учитель. Но в Пьетро в одно мгновение были колебания: что выбрать – Ванину или Родину? Когда?
Ученик рассказывает наизусть монолог Пьетро о родине.
«Что такое родина? Ведь это не какое-нибудь живое существо, к которому мы обязаны питать признательность за благодеяния и которое станет несчастным и будет проклинать нас, если мы изменим ему. Нет, родина и свобода- это как мой плащ: полезная одежда, которую я должен купить, если только не получил ее в наследство от отца. В сущности, я люблю родину и свободу потому, что они мне полезны. А если они мне не нужны… зачем мне покупать их, да еще за столь дорогую цену? Ванина так хороша и так необычайна! За ней будут ухаживать, она позабудет меня. У какой женщины бывает только один возлюбленный? Как гражданин, я презираю всех этих римских князей, но у них столько преимуществ передо мною! Да, если я уйду, она позабудет меня, и я навсегда ее потеряю.»
Учитель. Однако в конце новеллы автор полностью оправдывает своего героя, мы забываем его колебания. Подтвердите цитатами из текста.
Ученик. «Дорогой друг, я глубоко сожалею, что вы полюбили меня. Не вижу в себе достоинств, которыми я мог бы заслужить такую любовь. И поверьте, лучше нам обратиться к другим, более священным чувствам. Оставим заблуждения, когда-то ослеплявшие нас. Я не могу принадлежать вам. Постоянные неудачи преследовали все мои начинания- быть может, оттого, что я находился во власти смертного греха… Не одну лишь свободу Италии возлюбил я- мною владела иная страсть.»
Учитель. Оба героя выдержали испытание любовью. Их дух трагической героики, восхищение подвигом несгибаемых борцов, без остатка отдающих себя делу народа, пронизывает оба произведения от начала до конца. Как же поступают наши героини?
Ученик. Ванина. Она не смогла понять Пьетро. Слишком сильно повлияло на нее аристократическое общество, в котором она выросла, ее черты характера - гордость и эгоизм, хотя Ванина сделала много полезного: ухаживала за ранеными, изыскивала деньги для дела, даже была на приеме у министра. Часто ее волновал вопрос: Родина или я? Елена стала не просто женой, но и другом, единомышленником, сознательным участником дела. Она пошла на разрыв с семьей, родиной, любовь стала для нее школой идейного воспитания. Елена не способна была на предательство.
Учитель. Почему же с самого начала произведений можно было догадаться том, что Пьетро и Ванина не обретут счастья и что Елена Стахова пойдет дальше героини Стендаля?
Ученик. Даже говоря о внешности Ванины, автор подчеркивает ее необычайную гордость; часто в ее глазах мы видим оскорбленную гордость :холод в ее речи, в словах, когда Пьетро восторженно говорит о своей родине.
Ученик. И.С. Тургенев же показывает, что уже с самого начала для Елены характерна была жажда добра, бескорыстие. Она близка к народу, а у Тургенева, как мы помним, народ – источник всех ценностей – и духовных, и материальных.
Учитель. Елена, в отличие от Ванины, полюбив, смогла стать единомышленником мужа; она посвятила себя делу освобождения Болгарии. В ней есть и бескорыстная любовь, и высокое чувство гражданского долга. Да, Ванина во многом уступает Елене Стаховой. Но все же Стендаль назвал свою новеллу ее именем. Почему?
Ученик. Ванина, я думаю, для Стендаля не менее значительна, как личность, чем Пьетро Миссирилли. Это цельный характер, сильный. Она понимает обреченность борьбы карбонариев, как понимал и сам автор. Но она не способна была оценить тех жертв, на которые способен был пойти Миссирилли. Непреодолимая стена отделяла их – это социальное положение. И, конечно же, у них оказалось разное понимание долга и верности.
Учитель. Как складывается судьба Елены после смерти Инсарова?
Ученик. Роман заканчивается неожиданной смертью Инсарова и исчезновением следов Елены на земле. Судьба Елены напоминает мне судьбу Ю. П. Вревской из «Стихотворений в прозе».
Учитель. Обрели ли полное счастье Инсаров и Стахова?
Ученик. Нет. Они не могут избавиться от постоянного ощущения непростительности своего счастья, от страха расплаты за любовь. Инсаров: «Скажи, не приходило ли тебе в голову, что эта болезнь послана нам в наказание?» Елена: « Кто знает, может быть, я его убила ?».
Учитель. Какой вопрос ставит Тургенев в конце романа? Что он хочет всем этим сказать? Вспомните, о чем спорят Берсенев и Шубин в начале романа?
Ученик. Совместимо ли великое дело с личным счастьем?
Учитель. Этот вопрос Тургенев ставил и в романе « Отцы и дети». Тургенев не дает прямого ответа, но, в отличие от Чернышевского и Добролюбова , он считает, что в душе каждого человека идет борьба эгоистических ( т.е. личных) и общественных начал. Поэтому, хотя Елена после смерти Инсарова и не сворачивает с избранного пути, но можно почувствовать, что ее участие в этой борьбе приобретает для нее иной смысл. Какой?
Ученик. Как расплата за вину, как искупительная жертва.
Учитель. Как вы думаете, почему роман назван « Накануне»?
Ученик. Жизнь в Москве Дмитрий не считает настоящей. Он постоянно живет накануне настоящей жизни, когда Родина его будет свободна и он приобретет счастье.
Учитель. Почему Тургенев сделал Инсарова не русским?
Ученик. Тургеневу важен был сам новый герой, цельность его характера, способность на дело.
Учитель. Почему произошел разрыв Тургенева с « Современником»?
Ученик. Тургенев был « принципиальным врагом революции». Он мечтал о союзе всех сил страны и о примирении всех партий на основе общей идеи. Добролюбов же провозгласил Инсарова чуть ли не революционером и сказал, что « русские Инсаровы» борются с « внутренними турками», т.е. с консерваторами, с либералами. Добролюбов бил по убеждениям самого Тургенева, т.к. Тургенев по взглядам был либерал.
Учитель. Какие приемы используют писатели для полного раскрытия тем, характеров.
Ученик. В новелле Стендаля герои критически анализируют свои поступки (Стендаль вошел в мировую литературу как мастер психологического реализма); для произведения характерна острота диалога ; язык новеллы лаконичен, точен.
Тургенев - мастер психологического портрета (вспомним « Отцы и дети»). Это ярко проявляется при описании внешности героев, например, при описании Елены: в ней «было что - то электрическое, порывистое, что даже отталкивало иных». В романе присутствует излюбленная тургеневская символика: например, внешность Елены напоминает птицу, готовую взлететь. Автор в произведение включает дневник героини.
Учитель. Мы с уверенностью теперь можем сказать, что эти произведения - гимн красоте и величию дерзновенных освободительных порывов человеческого духа. И это придает всему содержанию и романа, и новеллы широкий общечеловеческий смысл.
Домашнее задание: прочитать повесть Николая Помяловского « Очерки бурсы».