Цель:
- познакомить учащихся с фактами биографии и с жизненными взглядами выдающегося человека современности Д.С. Лихачева;
- показать учащимся, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, стоять на правильных жизненных позициях;
- воспитание патриотического чувства, гражданственности.
Оборудование:
- Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О праздновании 100-летия со дня рождения Д.С. Лихачева»,
- мультимедиа проектор для показа презентации Power Point,
- музыкальный центр.
Редактор1: Добрый день, дамы и господа, дорогие гости! Мы приветствуем вас на внеклассном мероприятии, посвященном академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву.
Презентация. Слайд № 1,2.
Редактор 2: Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся ученый современности, филолог, историк, философ культуры. Академик, которого назвали своеобразным символом русской интеллигенции.28 ноября 2006 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося ученого Лихачева. В связи с этим событием Президент России В.В. Путин подписал Указ «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева.
Вальсируют пары в бальных платьях , музыка песни «Как 3,4,5.
Редактор 1: Открываем наш альманах. Первая страница называется «Сокровенный сердца человек». Эпиграфом являются слова Д.С. Лихачева «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить».
Редактор 2: На протяжении почти всего столетия с 1906 по 1999 год – жил в России Д.С. Лихачев. Родился в столице, в Петербурге 28 ноября 1906 года в интеллигентной семье. Читал книги, ходил в театры, учился в лучших школах, с детства дружил с интересными, талантливыми, образованными людьми. Через его жизнь прошли не только 1917 год, не только войны, Первая мировая, Великая Отечественная, и ленинградская блокада, но и тюрьма, Соловки, Беломорканал…
В 1923г. Лихачев окончил трудовую школу и поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук. В 1928г. окончил университет, защитив 2 диплома – по романо-германской и славяно-русской филологии. В 1928г. за участие в научном студенческом кружке Лихачев был арестован и сидел в Соловецком лагере. В 1931-32гг. находился на строительстве Беломорско-Балтийского канала и был освобожден как ударник. В 1934-38гг. работал в Ленинградском отделении издательства Академии Наук СССР. В 1941г. защитил кандидатскую диссертацию.
Слайд № 6,7,8,9
Блокада.
С осени 1941 по весну 1942г. Лихачев семьей находится в блокадном Ленинграде. В воспоминаниях Лихачева вся чудовищность блокады предстает в своей жестокой правде, с продиктованными нечеловеческими условиями жизни, нечеловеческими же поступками людей. От гибели в блокаду семья Лихачевых во многом спаслась благодаря жене Зине, выстаивавшей страшные очереди за продуктами. И все же в блокаду умирает его отец. О его смерти Лихачев оставил проникновенные, полные печали строки. «Я не плакал об отце. Люди тогда вообще не плакали. Но пока был жив отец, как бы он слаб ни был, я всегда чувствовал в нем какую-то защиту. Со смертью отца я почувствовал страх перед жизнью. Что будет с нами? Хотя отец ничего уже давно не мог сделать, не мог даже придумать выхода из положения, я чувствовал себя первым, ответственным за жизнь семьи в ещё большей мере, чем раньше». Годы блокады для Лихачева – это и работа в Пушкинском доме, и подготовка первой книги «Оборона древнерусских городов» (1942). В 1942г. Лихачев вместе с семьей эвакуируется по Дороге жизни из блокадного Ленинграда в Казань.
Под крылом Казани.
Лихачев: Из Ленинграда в Казань с эшелоном Академии наук мы выехали по «Дороге жизни» 24 июня 1942 года, пережив самую страшную зиму 1941-42гг. Наша семья состояла из шести человек. Все мы едва волочили ноги. Ехали до Казани дней десять. Казань поразила: нормальный город с нормальным рабочим людом, приветливым и заботливым. Нас встретили грузовики. Перевезли в здание университета в актовый зал и бывшую университетскую церковь. Дни проходили в бесконечных поисках еды, получения пайков, справок, в различных регистрациях, но жестока к нам была только сама процедура получения всего этого, жители же Казани старались нам помочь, особенно когда видели, как трудно нам перейти улицу, подняться даже на ступеньку ожидать очереди.
В августе мы все постепенно стали оживать, были раза два в кинематографе, в музее, в переехавшей в Казань части Московского зоологического сада. Нам дали комнату на две семьи – нас и семью математика Никольского поселили на улице Комлева на третьем этаже Дворца труда.
Все свободное время я проводил в читальном зале университетской библиотеки.
Летом следующего года на каждую семью, особенно пострадавшую в блокаде. Казанский университет дал путевку в дом отдыха в Шеланге. Я свез туда свою мать. В Казани мною было написано несколько статей для исторического журнала «Звезды», собран материал для докторской диссертации и написаны книги «Национальное самосознание древней Руси» и «Новгород Великий».
Русский народный танец. Слайд № 10,11
Редактор 2: II страница нашего альманаха называется «Уроки патриотизма и гражданственности». Эпиграф: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества.» Д.С. Лихачев.
Редактор 1: Лихачев – ученый, преподаватель, публицист. Список его трудов – основных – занимает не одну страницу, и это в общем естественно для ученого, всю свою долгую жизнь посвятившего любимому делу. Жизнь академика Лихачева слилась, сплавилась, срослась с жизнью русской культуры. Он был не просто исследователем древнерусской культуры и даже не просто хранителем духовных ценностей – он был их голосом, их переводчиком на язык приземленной повседневной жизни. Слайд № 12.
Редактор 2: Его работы глубоки и серьезны. Большинство из них – новое слово в науке. Лихачев проявил себя как блестящий просветитель, стремящийся не просто расширить исторический кругозор читателя, но и привить ему любовь к своему Отечеству. Дмитрию Сергеевичу принадлежит множество журнальных статей, посвященных разным проблемам литературоведения, краеведения, истории, культуры.
О необходимости знать и любить историю своей страны, ее культуру говорится во многих статьях Лихачева, обращенных к молодежи. Этой теме посвящены его книги «Земля родная « и «Письма о добром и прекрасном», специально адресованные молодому поколению.
Слайд № 13
Редактор 1: Откроем просветительскую книжку – «Письма о добром и прекрасном». С первых же строк слышишь тихий, неторопливый и все же внутренне взволнованный голос пожилого человека. Он знает, что любое обращение его к молодым будет звучать поучением – он постарается поделиться опытом прожитой жизни. «Мои статьи, - пишет он ,- имеют не проповедническую цель, а является определенным поступком в борьбе за сохранение культуры».
Борьба за сохранение культуры – главное содержание жизни академика Лихачева. Сменялись политические эпохи, но отношение власти к исторической науке, памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. И каждая работа ученого – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к «доброму и прекрасному».
1 ученик: Самое большое.
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое , как я уже говорил, начинается с мелочей , зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит сбою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.
Слайд № 14.
Редактор 2: В своем последнем сборнике «Раздумья о России» Д.С.Лихачев объединил работы, посвященные наиболее актуальным, с его точки зрения, проблемам: истории культуры России, ее месту в истории мировой цивилизации, мифам о ней, её национальным особенностям и наиболее характерным чертам. В предисловии к этой книге Д.С.Лихачев писал: «Я не проповедую национализм, хотя и пишу с болью о родной для меня и любимой России. Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах ее истории. Читатель, думается, в конце концов поймет, в чем суть такого нормального взгляда; в каких чертах национального русского характера скрыты истинные причины нынешней трагической ситуации, а какие дают надежду на оптимистический взгляд в ее будущее, веру в ее неиспользованные пока возможности».
2 ученик: Русский язык.
Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!.. Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формулируются языком.
Русский язык – это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIХ веке лучшую в мире литературу и поэзию. В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив.
3 ученик: Пушкин – это наше все.
Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко- украинской, Гете – немецкой, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской? Пушкин – это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. Во всем он создал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь… «Пушкин – это наше все», - сказал о нем один из его современников. И он был прав, потому что преобразующая и возвышающая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные мгновения нашей жизни.
Слайд № 15
Редактор 1:В годы своей научной зрелости Д.С.Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым. И только в восемьдесят лет, на закате жизни он получил небывалое общественное признание. Об этом и расскажем на странице третьей « Общественная деятельность Лихачева». Эпиграф: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель.» Д.С.Лихачев.
Беседа с Д.С.Лихачевым:
-Дмитрий Сергеевич, в чем вы видите смысл жизни?
-Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря:
не для мелочей, не для собирания мебели и
устройства своей квартиры, не для покупки машин.
Он дается для какой-то огромной, великой цели.
Нужно продолжать накапливать в жизни добро,
накапливать все то, что способствует созиданию. И
тогда человек будет счастлив, тогда он будет
сознавать, что он живет не зря.
Слайд № 16,17,18.
Редактор 2: Почетный гражданин Санкт-Петербурга Д.С.Лихачев в самых разных жизненных обстоятельствах являлся образцом подлинной гражданственности. Он высоко ценил не только свою свободу, включая свободу мысли, слова, творчества, но и свободу других людей , свободу общества. Отличительной чертой самого Дмитрия Сергеевича Лихачева также являлась активная гражданская позиция. Он не мог стоять в стороне от многих проблем, волновавших его земляков.
Редактор 1: Дмитрий Сергеевич никогда не ограничивался «кабинетной» научной работой. С 1950-х годов он боролся за спасение деревянных храмов Русского Севера, за сохранение исторического облика наших городов. Он размышлял о творчестве Пушкина, Достоевского, Пастернака – и действенно помогал увековечению их памяти, создания музеев.
Редактор 2: В 1960-е годы он стоял у истоков движения в защиту исторических памятников, а в 1980-х возглавил Российский фонд культуры.В эпохе М.С. Горбачева Д.С. Лихачев был избран народным депутатом СССР и на I съезде депутатов 30 мая 1989г. выступил с проникновенным словом о культуре и нравственности, завершив его призывом к Горбачеву и депутатам: «Судьба отечества в ваших руках, а она в опасности». С 1983 по 1999г. – Лихачев – Председатель Пушкинской комиссии Академии Наук СССР.
Редактор 1: С течением времени авторитет Лихачева приобретает международную известность. Большой резонанс имели выступления Дмитрия Сергеевича на международных съездах славистов, на конференциях, в научных обществах и университетах ряда зарубежных стран. Действительный член Академии Наук СССР с 1970г. Лихачев избирается иностранным членом академий – Болгарской, Венгерской, Сербской, Национальной академии Деи Линчеи (Италия), членом-корреспондентом Австрийской, Британской, Геттингенской академий, почетным доктором университетов Бордо, Будапешта, Оксфорда, Софии, Цюриха, Эдинбурга.
Редактор 2: Научная и общественная деятельность Д.С.Лихачева была широко отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Лихачев – лауреат Государственных премий, обладатель российских и зарубежных орденов. В 1984г. имя Лихачева присвоено малой планете № 2877, открытой советскими астрономами. Признание заслуг, звания и многочисленные премии и награды Д.С.Лихачева закономерны и заслужены.
Беседа академика Д.С. Лихачева с литературоведом К.Шиловым.
К.Шилов: Дмитрий Сергеевич, считаете ли вы по-прежнему, что ХХ1 век будет веком гуманитарным?
Д.Лихачев: Да. Должен быть! Если он не будет гуманитарным, то тогда вообще конец всему. Потому что техника, бешеное развитие промышленности сведут нас в могилу… А противостоит необузданной технике гуманитарная культура. Россия – страна великой гуманитарной и гуманистической культуры. Поэзия, художественная проза, градостроительство, живопись – все это удивительно по богатству, разнообразию, нравственной сути. Россия могла бы быть такой счастливой страной.
К.Шилов: Как все-таки воспитывать на мировой культуре «компьютерных» детей ХХ1 века с плейерами и видеотехникой?
Д.Лихачев: Как бы ни хороша была техника, но раскрывать искусство надо через душу. Это должен сделать живой человек. Даже книга не может дать необходимого ощущения красоты, свободы, духовности. Детям очень важно изучать искусство и читать литературу, потому что литература дает возможность прожить несколько жизней вместо одной.
К.Шилов: Вот уже в нескольких интервью Булат Окуджава имел мужество подчеркнуть, что дело своей жизни он сделал, что, в общем, выполнил свое земное предназначение. Можете ли вы присоединиться к его итоговой формуле?
Д.Лихачев: Нет , я так сказать о себе , что выполнил свое предназначение, не могу. В конце концов я даже не знаю, какой у меня долг! Но я иду – по велению своего сердца, по велению души.
К.Шилов: Дмитрий Сергеевич, пусть в заключение прозвучат имена «главных» людей в вашей судьбе, тех, без кого не было бы академика Лихачева.
Д.Лихачев: Этих людей сотни, если и тысячи. Замечательно, что они были очень разными. Добро разнообразно и весело, зло скучно и терзает носителя зла.
Слайд № 19,20
IV страница: «Современники о Лихачеве». Эпиграф: «Давайте будем помнить об этих корнях» Д.С. Лихачев.
Редактор 1: Д.С.Лихачев продолжал свое служение и не мог его оставить до последних дней. Уйдя из жизни 30 сентября 1999 г. ,он остался и в памяти тех, кто его знал лично, и его многочисленных читателей и зрителей «великим островом русской культуры».Близко знавшие его люди, ученики, сотрудники почитают и любят его как человека доброго, мудрого, чуткого, интеллигентного.
Редактор 2: «В облике Дмитрия Сергеевича чувствовалась доброта, озарявшая его тонко очерченное лицо, проступавшая в мягкости его голоса. Подобное впечатление на меня производил ещё только один человек – Андрей Сахаров».
Родрик Брейтвейт – председатель Совета Московской школы. Политических исследований, Почётный профессор Бирмингемского университета.
Редактор 1: Он разделил с Россией все испытания, сохранив при этом в себе то, что и является, по существу, главным национальным достоянием: абсолютную порядочность в любых условиях; внутреннюю независимость вопреки внешней несвободе, то есть, проще говоря, природное человеческое достоинство». В.А. Гусев –директор Государственного музея.
Слайд № 21 «Портрет Д.С. Лихачева»
Мы закрываем последнюю страницу и обращаем ваше внимание на еще одну статью Д.С. Лихачева.«Раздумья о Родине». Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что вмещается в одном слове – Родина?
Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, и великие открытия, и культура, которой аплодирует весь мир. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей.
Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней,- бедный народ.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях!
Учащиеся исполняют песню о Родине.
Литература:
- Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- Д.С.Лихачев «Раздумья о России»
- Д.С.Лихачев «Земля родная»
- Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2006
- Журнал «Казань» №7-8, 1999
- Журнал «Нева» №9, 2002
- Журнал «Звезда» №11,2006