Урок литературы в 6-м классе. Тема: "Духовная литература. Молитва "Отче наш". А.С. Пушкин "Отец людей, Отец Небесный…". Религиозная и светская литература"

Разделы: Литература


Задачи урока:

  • Показать различие произведения духовной литературы и произведения светской литературы, имеющего религиозные мотивы, различный характер образности и духовности.

1. Лексико-семантическая работа.

Слайд 3 (а) - Выясняем по словарю, что такое молитва (б) (обращение к Богу с помощью слова, жеста, поведения).

Слайд 4 - Даём задание подобрать однокоренные слова и устойчивые выражения (на доске записываем) (молва, молиться, умолять, замолвить слово, слово молвить, моление...).

Слайд 5 (а) - Спрашиваем, что обозначает корень "-мол-". Таким образом выясняем, что молитва обязательно связана со словом произнесённым. И слово это, по-видимому, является просьбой. (б) молвить

2. Сообщение учителя. Слайд 6

Молитва есть беседа или разговор верующего с Богом. Молитва бывает спонтанная (своими словами) и ритуализированная (закреплённая церковной традицией). Для верующих Бог вездесущ, его присутствие - постоянная данность. Потому и беседа с Богом ведётся постоянно: утром и вечером, перед вкушением пищи и после него, молятся за живых, за усопших, перед началом какого-либо дела и по завершении его. В молитвах звучит благодарение Богу, просьба о помощи, о прощении, о благословении для себя и для других.

Слайд 7 + картинка. Откуда берутся те молитвы, которые используются в церковной службе и в обиходе верующих?

Слайд 8 Многие тексты молитв взяты из Священного Писания, из евангелий. Вот, например, главная христианская молитва, которая называется Господнею, или "Отче наш". Её текст есть как в Евангелии от Луки (11, 1-4), так и в Евангелии от Матфея (6, 9-13).

Слайд 9 Считается, что молитву эту Иисус Христос дал на Масличной горе. В память об этом там теперь выстроена церковь. По стенам она выложена плитами с текстом молитвы на шестидесяти языках, в том числе и на старославянском.

Слайд 10 Вид Масличной горы.

Слайд 11 Обратим внимание, что на русскую землю эта молитва пришла в то время, когда была крещена Русь, в 988 году. Именно с тех пор в неизменном виде закрепилась она не только в текстах церковнославянских, в церковных книгах, но и в сознании многих поколений. Именно такой существует до сих пор.

Слайд 12 Прочитаем ученикам текст молитвы на старославянском (приведён в учебнике).

Отче нашъ иже еси на небесахъ, да святится имя Твое, да придет царствие Твое: да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь, и остави намъ долги наши, якоже и мы оставляемъ должникам нашымъ, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

3. Фронтальная беседа

Слайд 13 (а) Почему Бога мы называем Отцом? (б) Творец мира; Отец всего человечества.

Слайд 14 (а) Как должен относиться к Богу человек, верующий, что Он наш Отец? (б) Любить людей как своих братьев, детей одного Отца, ввериться Отцу небесному и искать Его помощи, во всех обстоятельствах доверять Отцу, оказывать любовь, соблюдая Божьи заповеди.

Слайд 15 Текст молитвы

Слайд 16 О чём эта молитва? О чём просят верующие Отца Небесного?

Слайд 17

4. Работа со стихотворением А.С. Пушкина "Отец людей, Отец Небесный".

Слайд 18 Читать лучше полный его текст. (Обратим внимание учеников, что в хрестоматии дан только отрывок.)

Повторное чтение сопровождается вопросами.

Слайд 19 (а)

Я слышал, в келии простой
Старик молитвою чудесной
Молился тихо предо мной...

(б) Почему Пушкин называет эту молитву чудесною?

Только потому, что она дана Иисусом?

Она творит чудеса? Какие же?

Слайд 20 (а)

...Перед крестом
Так он молился. Свет лампады
Мерцал впотьмах издалека.
И сердце чуяло отраду
От той молитвы старика.

(б) Какое же чудо совершается на глазах поэта? (в)Обретение сердечной чистоты сознающим слабость своего духа человеком.)

Слайд 21 (а) Чем же отличается молитва Господня от стихотворения Пушкина, ведь поэт точно передал содержание? (б) Есть лирический герой.

5. Работа с другими произведениями.

Слайд 22 Прочитаем другие молитвы и стихотворения (стр. 165-168)

6. Итог работы

Слайд 23 (а) Вывод урока: (б) Что такое молитва? Чем молитва отличается от стихотворения?

Слайд 24

7. Домашнее задание

  1. Выразительное чтение стихотворений А.Хомякова, П.Вяземского, К.Р. (великого князя Константина Константиновича Романова).
  2. Выяснить авторскую позицию в стихотворении.
  3. Попробовать сочинить свою молитву Отцу Небесному.

8. Оценки за урок

Приложение.