Урок-презентация учебного проекта по литературе. Тема: "Избранные басни И.А. Крылова"

Разделы: Литература


Цели и задачи урока:

  • обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, полученные в начальной школе;
  • углубить знания о жанре басни;
  • стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность пятиклассников;
  • обучение проектной деятельности;
  • формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет;
  • развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать информацию;
  • развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен;
  • формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе;
  • воспитывать доброту, честность, справедливость.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые образовательные технологии: учебное проектирование (проект электронного пособия «Избранные басни И.А. Крылова»). Приложение 1.

Тип проекта: информационный.

Ход урока

  1. Организационный момент. Объявление целей урока.

Учитель: В 2009 году 15 февраля исполняется 240 лет со дня рождения И.А. Крылова, великого русского баснописца. К юбилейной дате мы подготовили электронное пособие «Избранные басни И.А. Крылова», материалы которого можно использовать как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Над созданием электронного пособия работали: группы «Биографы», «Теоретики-лингвисты», «Критики-актеры», «Художники». Сегодня они готовы представить и защитить свой проект.

  1. Актуализация знаний. Представление проекта-презентации.

Учитель: Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы».

(Группа представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова).

Ученик: Начнем с портрета. Художник К.Брюллов изобразил баснописца сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Ему не пришлось учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он любил читать, размышлять о прочитанном. Усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени.

Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако больше стал известен как баснописец. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу в бронзе. В конкурсе на лучший проект победил барон Петр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с художниками К.Брюлловым и Агиным. Крылов изображен сидящим в кресле, задумчивым. На каждой стороне постамента – барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Крылову первому из писателей в 1838 году был устроен юбилей, на котором ему вручили звезду ордена Святого Станислава.

О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово».

И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки.

Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (Презентация слайдов группой «теоретиков-лингвистов»).

Ученик: Эзоп — родоначальник басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не выучил!» - говорит у Аристофана одно действующее лицо.

Ученик: В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность. (Чтение басен пятиклассниками).

Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.

Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»).

«Теоретики-лингвисты»: Мы нашли высказывание Н.В. Гоголя, который сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например:

  • «А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.
  • «А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» - опять вы не подготовились.
  • «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто-либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого.

Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?.

Представление басни И.А. Крылова «Волк на псарне». (Группа «критиков-актеров» читает басню по ролям и объясняет ее смысл).

Вопросы и задания

  • Как перекликаются строчки басни с реальными событиями 1812 года?
  • Как автор относится к Волку? Согласен ли он с решением Ловчего?
  • Подготовьте чтение басни по ролям. Постарайтесь передать свое отношение к Волку и Ловчему.

В басне «Волк на псарне» выражено патриотическое чувство, готовность народа бороться с напавшим на родину врагом. Крылов рисует картину дружного отпора врагу, показывая ошибочный расчет Волка, думавшего попасть в овчарню, а очутившегося на псарне. В описании псарни передана картина общенародного движения, борьбы с врагом. В то же время автор показывает злобную коварность Волка-Наполеона, понявшего, что ему не уйти от расплаты за свои преступления, и потому предлагает он мирные переговоры. Здесь идет речь о фактическом событии: в лагерь Кутузова наполеон послал бывшего посла в России Лористона для переговоров. Своей басней Крылов дал ответ от лица народа этим попыткам Наполеона уйти от неизбежной расплаты, спастись от народного гнева. Ловчий отверг переговоры и спустил на Волка стаю гончих. Образ Ловчего - Кутузова полон достоинства и мужества.

В работу включаются «лингвисты». Объясните слова и выражения, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне:

  • попал на псарню
  • поднялся двор
  • и вмиг ворота на запор
  • ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть
  • пустился в переговоры
  • уставим общий лад
  • не делать мировой
  • выпустить на Волка гончих стаю

 «Свинья под Дубом». (Инсценирование басни и объяснение ее морали «критиками-актерами»).

Вопросы и задания:

- Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
- Какой вам представляется Свинья?
- В каких строчках заключена мораль басни?
- Создайте свои иллюстрации к басне.

В басне противопоставляется истинное просвещение и невежество. Крылов обличает невежд, которые не понимают пользы учения. Осуждает тех, кто на добро отвечает неблагодарностью.

Инсценирование басни «Ворона и Лисица».

Вопросы и задания:

- Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с баснями Эзопа и Лафонтена.
- Что общего и чем различаются басни?
- В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль?
- Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы?
- Чья басня кажется вам более выразительной?
- В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает?
- Посмотрите мультфильм по басне. Удалось ли художникам-мультипликаторам передать хитрость, лесть Лисицы и глупость Вороны?
- Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.

В этой басне высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона-вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки-лисицы. Баснописец осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову важно было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том, чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы, а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной.

Учитель: Басни Крылова иллюстрировали многие художники. В пособии использованы иллюстрации Г.Куприянова, А.Лаптева, М.Алексеева, Е.Рачёва. Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. (Художники защищают свои рисунки).

  1. «Своя игра». Приложение 2.

Вопросы для игры:

Термины.

  • Дайте определение басни как жанра литературы.
  • Дайте определение аллегории.
  • Что такое мораль басни?
  • Что такое «эзопов язык»?

Узнай басню по иллюстрации.

Узнай басню по морали:

  • «У сильного всегда бессильный виноват…»
  • «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
    А сапоги тачать пирожник,
    И дело не пойдет на лад».
  • «Невежи судят точно так:
    В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».
  • «Избави, бог, и нас от этаких судей».

Чьи слова?

  • «Эх, эх!.. Вот то-то мне и духу придает,
    Что я, совсем без драки,
    Могу попасть в большие забияки».
  • «Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
    «Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.
    Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!».
  • «Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!».

Правила игры.

Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова. Успехов вам!

  1. Итог урока. Чему учат басни Крылова?

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше, а подготовленный проект электронного пособия принесет пользу и младшим школьникам.

Мы не прощаемся с Крыловым. В 6-м и 8-м классе мы встретимся с ним вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми произведениями баснописца.

Приложение 1

Приложение 2

Использованные материалы

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М.: Просвещение, 2004.
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 5 класс
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.

Интернет-ресурсы:

  1. http://it-n.ru, http://school-collection.edu.ru, http://window.edu.ru
  2. http://kostyor.ru
  3. Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
  4. Материал для выполнения проектных заданий. Режим доступа http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%C1%E0%F1%ED%E8+%CA%F0%FB%EB%EE%E2%E0&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=47&subject%5B%5D=10
  5. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=21422&tmpl=lib&page=1