Программа элективного курса по литературе для 9–10-х классов "От слова к слову" (литературное моделирование текста)

Разделы: Литература


Пояснительная записка к программе элективного курса по литературе «От слова - к слову» (литературное моделирование текста)

Рабочая программа элективного курса «От слова - к слову» (литературное моделирование текста) составлена на основе Пособия – тетради по литературному моделированию В.Н.Александрова «Знаю, понимаю, могу» (М.: Школа – Пресс, 1999.) и предназначена для учащихся 9-10-х классов. Программа рассчитана на 17 академических часов и строится на основе анализа комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Дидактические цели программы:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Формирование культуры анализа художественного текста.
  • Формирование речевой компетентности.
  • Методические цели:
  • Развивать навык анализа художественного текста.
  • Научить моделировать текст на основе клише.
  • Научить самостоятельно писать сочинения.

Это программа представляет собой уникальную систему развивающих упражнений, разработанных В.Н.Александровым, для тех, кто хочет на практике научиться свободно выражать свое отношение к прочитанному и писать сочинения разных жанров на литературные темы. Моделируя реальные речевые ситуации, упражнения вовлекают читателя в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений, постигает суть феномена «литературное творчество». В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности – от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.

Упражнения, которые предлагаются, по сути модели разнообразных реальных речевых ситуаций, побуждающих к созданию собственных высказываний. Подготовительные к основным упражнения позволяют ощутить себя в роли автора, усвоить основные культурологические и литературоведческие понятия, отработать процедуры, необходимые для анализа художественных произведений и в результате прийти к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы.

Выполняя основные задания, ученики учатся писать разножанровые сочинения, осмысляя творчество и постигая художественный мир классиков русской литературы. За основу взята жанровая классификация В.Н.Александрова: отношение ученика (автора сочинения) к предмету (теме) высказывания. В качестве обсуждаемого предмета может выступать либо художественное произведение (тогда это будет сочинение на литературную тему), либо факты реальной жизни (это означает, что ученик создает сочинение на нелитературную тему).

Автор (речь идет о человеке, который пишет сочинение) может иметь три установки, связанные с восприятием предмета высказывания.

1. Автор может быть направлен на исследование предмета в целом или его отдельных свойств, например «Особенности сатирического обобщения в поэме Гоголя «Мертвые души». Эту установку В.Н.Александров назвал литературоведческой, наиболее полно и органично она реализуется в научной статье.

2. Автор может быть направлен на то, чтобы передать свои впечатления о предмете высказывания. В этом случае сохраняется установка на предмет, но целью становится не исследование его объективных свойств, авоспроизведениечувств, вызванных этим предметом, например «Романтические поэмы в моем читательском опыте». Такую установку называют критической.

3. Автор направлен на создание собственного высказывания, которое является своего рода откликом на исходный текст. Такую установку называют писательской.

 Сочинения этого типа нередко предлагаются на экзаменах. Но для развития речевых навыков, обогащения писательского опыта, филологической культуры ряд заданий этого типа необходимо включать.

Каждое из предлагаемых упражнений направлено на развитие определенного умения в рамках названных выше установок: необходимо научить ребят точно и четко формулировать гипотезу своей работы, аргументировать свою точку зрения, делать логичные, обоснованные выводы, придавать полемическую остроту своим высказываниям, добиваться художественной выразительности, подбирать яркое, емкое слово для передачи своих чувств. Поэтому необходимо научить анализировать свою деятельность, спрашивайте у себя, чему научились, выполняя то или иное упражнение, какие трудности испытывали, с чем они были связаны, какие приемы можно взять на вооружение, чтобы создавать сочинение определенного типа.

Работая над заданиями и упражнениями, ребята опираются на конкретные команды, определяющий характер и содержание действий.

Содержание элективного курса

Занятие 1. Введение. (1 ч.)

Цели и задачи элективного курса. «Мозговой штурм». Формулирование тем исследований учеников. Выдвижение гипотез решения проблем. Обсуждение возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.

Занятия 2, 3. Планирование работы учащихся. Обсуждение плана и хода работа учащихся индивидуально или в группе.

Занятие 4. Защита темы и плана работы.

Занятие 5. Технология «Литературное моделирование текста на основе клише». Знакомство с обучающей технологией В.Н.Александрова «Литературное моделирование текста на основе клише». Подготовительный этап. Создание рассказа и его анализ.

Занятие 6. Рецензия на свой рассказ. Рецензия. Основные жанровые черты. Написание рецензии.

Занятие 7. Вступление к сочинению. Неумирающая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Написание вступления к сочинению. Система персонажей. Оценивание жизненности литературных героев.

Занятие 8, 9. Конфликт в комедии. Работа с названием. Понятие «сущность конфликта» в комедии. Мотивированное использование цитаты в сочинении. Формулирование сущности конфликта в комедии «Горе от ума».

Занятие 10. Заключение к сочинению. Написание заключения к сочинению. Точное употребление лексики.

Занятие 11. Сущность конфликта Чацкого с «фамусовским обществом». Конфликт комедии. Различные точки зрение на сущность конфликта. Сопоставление различных точек зрения и аргументированное отстаивание свое мнение.

Занятие 12. Цитирование текста. Написание работы в форме обращения, использование материалов критических статей для аргументации своих суждений.

Занятие 13. Характеристика литературного персонажа. Приемы характеристики литературного персонажа.

Занятие 14. Новаторство А.С.Грибоедова. Вклад А.С.Грибоедова в развитие русской литературы. Взаимосвязь литературы и истории.

Занятие 15. От чтения – к пониманию. Интерпретация проблемы «Чацкий: победитель или жертва». Прием «И с этого торжественного мига».

Занятие 16. Анализ тем сочинений. Обсуждение и выбор тем сочинений по творчеству А.С.Грибоедова).

Занятие 17. Анализ сочинений.

Список литературы

  1. Грибоедов А.С. Горе от ума: пьесы, стихотворения, статьи, путевые заметки. – М.: «Эксмо», 2006.
  2. Мещерякова В. Жизнь и деяния Александра Грибоедова.- М,: 1997.
  3. Русские писатели. ХIХ век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. / А.Н.Архангельский, Э.Л. Безносов, В.А.Воропаев и др. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Литература. Справочные материалы / Под ред. СВ. Тураева. — М.: Просвещение, 1988.
  5. Актуальные проблемы развития речи / Под ред. А.П.Еремеевой. – М.: Просвещение, 1981.
  6. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу. Пособие – тетрадь по литературному моделированию. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
  9. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – М.: Флинта: Наука, 2000.

Приложения

  1. Презентация элективного курса для учащихся «От слова к слову» (литературное моделирование текста) - Приложение 1.
  2. Календарно-тематическое планирование элективного курса по по литературе «От слова - к слову» (литературное моделирование текста) - Приложение 2.