Тема: «Дорогая моя столица» (860 летию Москвы посвящается)
Тип урока: повторительно-обощающий
Вид урока: бинарный
Цель урока:
- Образовательная: выявить знания студента о прошлом и настоящем столицы нашей родины - Москвы, расширить знания студентов по этому вопросу, умение систематизировать, обобщать и выбирать нужный вариант ответа.
- Развивающая: развитие мыслительных операций посредством сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, развитие речи студентов, потребности к самообразованию, развитие интереса к изучаемым предметам, способствовать развитию творческой деятельности студентов.
- Воспитательная: воспитание таких чувств как любовь к родине, гордость за славное прошлое нашей столицы, чувства собственности уважение друг к другу.
Предварительная подготовка:
- Подобрать фотографии с видом красной площади, кремлевской стены, башен и кремля и карту Москвы.
- Подготовить небольшие сообщения по истории Москвы «Путешествие по Москве».
- Подобрать и подготовить стихи, посвященные Москве.
- Подготовить вопросы плюс викторина.
План:
- Вводная беседа преподавателя.
- Исторический экскурс.
- Литературный экскурс.
- Викторина «Знаем ли мы Москву?».
- Подведение итогов.
Ход урока
I часть открытого бинарного урока.
1. Вводная беседа преподавателя истории.
Москва была до летописных слов,
Где в первый раз ее возникло имя,
До той строки:
«Приходи ко мне в Москву».Она дымилась избами курными
На всех семи холмах,
Над чистотой речной воды,
В разливах терпкой хвои…
Москва была до летописи той –
Да не была она еще собой.- Знаем ли мы Москву? И да, и нет.
Да, потому, что Москва – это увлекательнейшее путешествие в ближайшие и дальний пласты истории. Начало Москвы окружено сказаниями, легендами…
2. Исторический экскурс.
Первый ученик:
«Ехал великий князь Юрий, по прозвищу Долгорукий, со своею дружиной из славного города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у него три головы, шерсть пестрая многих цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Вместе с великим князем ехал ученый гречанин-предсказатель. И спросил его Долгорукий:
- Что знаменует собой явление чудесного зверя?
Предсказатель растолковал это так:
- Встанет по близости сих мест град великий, треуголен и распространиться вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные и сбудется явление ныне тебе знамение».
Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город.
Второй ученик:
«Летопись рассказывает, что четвертого апреля восемь веков с половиной веков назад, встретились в городе князья. Держали они в Москве военный совет. Юрий Долгорукий дал своему гостю «обед селен». С первого летописного упоминания люди начали считать ее возраст, а князя Юрия Долгорукого по праву называют основателем Москвы.»
Третий ученик:
Кремли-кремники - древне русские крепости- сохранились во многих городах. Кремль на Боровицком холме Юрий Долгорукий отстроил девять лет спустя, т.е. в 1156 году, укрепив его глубоким рвом и земляным валом.
Год от года разрасталась и богатела крепость над рекой Москвой. В 1339 году князь Иван Колита отстроил стены и башни Кремля из дуба. В 1367 году Дмитрий Донской облюбовал белый известняк, что хранился в Московской земле в память о море, покрывавшем ее миллионы лет назад. Из нее и выстроил Москву Белокаменную.
А в конце 15 века, когда стала Москва столицей русского государства, великий князь Московский Иван3 пригласил лучших зодчих, чтобы сделать ее торжественной и прекрасной. Тогда и возведены были красные зубчатые стены, стройные башни и знаменитые кремлевские соборы.
Четвертый ученик:
Очень интересные башни Тайницкая и угловая арсенальная. А интересна тем, что внутри у них находится тайник-колодец, в котором была родниковая вода.
В старину когда на Москву совершались частые набеги, жители прятались в подземелье кремля. Там они оставались очень долго. В подземелье были запасы продуктов, а за водой ходили к этим колодцам. Но в тайницкой башне есть ещё один тайник – подземный ход к Москве реке.
II часть открытого бинарного урока.
«Москве 860 лет»/ литературная часть.
Ход второй части урока
1. О Москве. Вступительное слово преподаватели литературы:
«Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мной вдруг!
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе
Москва, я думал о тебе!
Москва, как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нём отозвалось!
А.С.Пушкин
2. И не только Пушкин так вдохновенно отзывается о Москве.
Андрей Бабкин прочитает стихотворение Лермонтова. Послушайте эти строчки (читает стихотворение «Москва, Москва! Люблю тебя как сын»!)
3. На семи холмах стоит Москва, пять морей омывают столицу.
Для нас твоё загадочное имя! (без объявления кто читает идёт наизусть читать Парышев Игорь).
4. Учитель. На заповедных улицах Москвы.
Не раз встречали армию с победой. Переживая народ Российские беды геройски, не склоняя головы. (Андрей Скряга. Стихи о Московской битве « Песня защитников Москвы»)
5. Продолжает тему Великой отечественной войны Детков Филипп. Стихотворение Павла Железнова «На подступах к Москве»
Учитель: Достойно выполнив свой долг возвращались бойцы к своим матерям, жёнам.
Стихотворение Алексея Фатьянова. Читает Дорджиев Чингиз.
Учитель: монах «Москва» Фёдор Глинка. Читают студенты группы П-12 Чингиз Дорджиев, Андрей Скряга, Артём Протопопов,
Сергей Подрезов, Дедков Филипп, Колпакчи Володя, Никита Матрохин.
Учитель: Москва центр России, куда приезжают миллионы людей посмотреть, полюбоваться столицей. Особенно много людей приезжают в Третьяковскую галерею. Рассказывает о ней Ильин Александр.
Учитель: Москва строилась всегда, строится и сейчас. Величие её мы может видеть им сегодня. Поднимаются этажи всё выше и выше, Город Сити – город городов. Великий город на планете.
Слово Торосяну Вачегану. Пожалуйста, Вачеган.
6. Литературный монтаж. Автор Влад Соколов «Какая маленькая ты у нас, Москва». (Платонов, Жуков, Иванов, Сухов, Колпакчи)
7. Заканчивают спектакль
Калишин А. «Утро Москвы»
Легостин С. «Родной Москве»
Вывод учителя:
Дорогие ребята!
Любите свой город, город доблести и славы! Процветай же славой вечной город храмови палат, град срединный, град сердечный Коренной Российский Град!
III. Викторина «Знаю ли я Москву?» Москве 850 лет.
Вот и завершилось наше путешествие по Москве. Мы узнали много интересных дат и чисел из истории Москвы.
Что Вам особенно понравилось?
Задаются этим вопросам по итогам этого путешествия.
а) Что означает слово Москва?
б) Почему Красная площадь называется красной?
в) Где находится собор Василия Блаженного?
г) На какой из Кремлевских башен находится Куранты?
д) Каков вес Царь Пушки?
е) У каких московских часов длинна минуты составляет 3 метра 27 сантиметров?
ж) Где находится лобное место? Для чего оно служило?
IV. Подведение итогов урока.
Студентам предлагается самостоятельно сформировать устно тезисы – выводы по уроку.
Для закрепления материала студентам предложено подготовить реферат по истории Москвы.
Д/З
Открытый урок проведен преподавателем высшей категории Минюшиной Е.Ф. и преподавателем первой категории Алексеевой Р.Н. в гр. П-12 и гр. МС-11.