Цели урока:
- знакомство с марийским фольклором (народные приметы, загадки, сказки), обучение выборочному пересказу, отработка навыков связного высказывания;
- Коррекционная: коррекция развития устной речи, волевых процессов, доведения начатого дела до конца;
- Воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, уверенности в речевой коммуникации.
Средства обучения: сборник марийских народных сказок, магнитофон, аудиокассета с записью марийских мелодий, творческая работа ученицы по литературе, подборка книг, иллюстраций о Марий Эл, книга А. А. Зенкина, Г. И. Соловьёвой «Зосим Лаврентьев».
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока
Звучит марийская мелодия.
Яна! На уроке внеклассного чтения ты познакомишься с марийским фольклором (приметами, загадками, сказками), узнаешь о марийском художнике-иллюстраторе Зосиме Лаврентьеве, будешь участвовать в викторине по марийским сказкам.
2. Новая тема
1. Вступительное слово учителя.
Мы живем в прекрасном марийском крае. Фольклор – одна из составных частей марийского народа. Ещё в дописьменный период, в глубокой древности, возникли чудесные сказки и легенды, предания и песни, пословицы и поговорки, приметы и загадки.
Память народа накапливала бесценные творения ума и бережно передавала из уст в уста. Это лучшие традиции марийского фольклора.
Сказки любят и взрослые, и дети. Они заставляют нас плакать и смеяться, учат дружить, быть трудолюбивыми. В них содержится богатый материал о жизни людей, родной природе.
2. Ученица готовила дома творческое задание: выписывала из книг марийские народные приметы, загадки, составляла план сказки «Волшебный меч»; рисовала иллюстрации к понравившимся эпизодам из народных сказок.
а) Марийские народные приметы о зиме.
Первый снег сух и хрустящ – выпал на сезон.
Пушистый иней – к хорошей погоде.
К морозу сани скрипят.
Много звёзд – ожидай снега.
Вокруг Солнца круг – надвигается буран.
Шумит дубравушка – к непогодушке.
б) Ученица загадывает марийские народные загадки:
Летом, осенью, зимой – пахнет терпкою смолой. В мире нет таких людей, кто не радовался ей (ёлка).
Красны девицы в болотной постели нежатся (клюква).
Нос свиной, мех еловый (ёж).
Неживой живого заставляет петь (гармонь).
Что за трава, которую лошади не едят? (волосы).
Самомассаж пальцев рук.
- Растереть ладони.
- Промассировать руками шею.
- Промассировать руками плечи.
- Промассировать руками голову.
- 5 .Встряхнуть кисти рук.
3. Марийские народные сказки.
Яна прочитала дома несколько марийских народных сказок.
Называет две любимые сказки. Показывает свою иллюстрацию к сказке «Чоткар».
Звучит мелодия к сказке «Волшебный меч». Ученица читает план сказки. Выборочно пересказывает основные эпизоды сказки. Демонстрирует свои рисунки: «Юкчи готовит приданое к свадьбе», «Дом, где после свадьбы поселились молодые».
План сказки «Волшебный меч».
- Дружно жили марийцы на берегу Ветлуги.
- Марийский народ страдает от злого Турни.
- На празднике сохи охотник Юанай знакомится с красавицей Юкчи.
- Подготовка к свадьбе.
- Турни похищает Юкчи.
- Юанай пошёл в царство Турни за невестой.
- Неудача юноша.
- Разговор с отцом Юкчи.
- Совет отца: выковать меч из украшений похищенных девушек.
- Волшебная сила меча.
- Тяжёлый бой Юаная с Турни, трёхглавым змеем.
- Освобождение пленниц.
- Счастливая свадьба Юаная и Юкчи.
Эпизод из сказки «Волшебный меч».
Первая встреча Юаная и Юкчи.
На празднике сохи Юанай впервые увидел синеглазую красавицу Юкчи. Она, словно белая лебедь, плыла по кругу.
Юанай передал гусли соседу и подошёл к Юкчи. Он взял её за руку и увёл на солнечную поляну. Там он сказал ей заветное слово, которое никогда не говорил ни одной девушке. Молодые полюбили друг друга.
4. Краткое слово учителя о художнике-иллюстраторе марийских сказок З. Лаврентьеве.
Зосим Фёдорович Лаврентьев – заслуженный деятель искусств нашей республики. Он считается одним из самобытных марийских художников, ярким выразителем национального духа своего народа. Он оформил много сказок своими прекрасными иллюстрациями. В них ярко отражена тема добра и зла, света и тени. Красотою своих полотен З. Лаврентьев будит наши чувства, заставляет думать, искать, жить вместе с ним и его героями.
Гимнастика для снятия усталости глаз.
Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
3. Закрепление. Викторина по марийским сказкам
Яна, вспомни и назови эти сказки. А помогут тебе в этом марийские сказочные герои.
- Сын, мать, невеста, гусли. («Гусли-самогуды»)
- Заяц, сверчок, медведь, лиса, петух. («Заячий домик»)
- Волк, баран, лошадь, мужик, собака. («Волк на свадьбе»)
- Как называется эта сказка: «Когда-то давным-давно лиса и перепёлка были хорошими друзьями». (Лиса и перепелка)
- Что бы ты попросила у богатыря Юаная? («Волшебные гусли»)
4. Итог урока. Выставление оценки
Связь марийского фольклора с фольклором других народов.
- Жанры сказок (волшебные, бытовые, о животных).
- Положительные и отрицательные герои.
- Волшебные числа, предметы.
- Победа добра над злом.
5. Д/з
Читать марийские легенды о богатырях.