Внеклассное чтение. "Марийский фольклор". 5-й класс, литература. (программа VII вида, ЗПР)

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • знакомство с марийским фольклором (народные приметы, загадки, сказки), обучение выборочному пересказу, отработка навыков связного высказывания;
  • Коррекционная: коррекция развития устной речи, волевых процессов, доведения начатого дела до конца;
  • Воспитательная: воспитание эмоциональной адекватности поведения, уверенности в речевой коммуникации.

Средства обучения: сборник марийских народных сказок, магнитофон, аудиокассета с записью марийских мелодий, творческая работа ученицы по литературе, подборка книг, иллюстраций о Марий Эл, книга А. А. Зенкина, Г. И. Соловьёвой «Зосим Лаврентьев».

Ход урока

1. Оргмомент. Сообщение темы, целей урока

Звучит марийская мелодия.

Яна! На уроке внеклассного чтения ты познакомишься с марийским фольклором (приметами, загадками, сказками), узнаешь о марийском художнике-иллюстраторе Зосиме Лаврентьеве, будешь участвовать в викторине по марийским сказкам.

2. Новая тема

1. Вступительное слово учителя.

Мы живем в прекрасном марийском крае. Фольклор – одна из составных частей марийского народа. Ещё в дописьменный период, в глубокой древности, возникли чудесные сказки и легенды, предания и песни, пословицы и поговорки, приметы и загадки.

Память народа накапливала бесценные творения ума и бережно передавала из уст в уста. Это лучшие традиции марийского фольклора.

Сказки любят и взрослые, и дети. Они заставляют нас плакать и смеяться, учат дружить, быть трудолюбивыми. В них содержится богатый материал о жизни людей, родной природе.

2. Ученица готовила дома творческое задание: выписывала из книг марийские народные приметы, загадки, составляла план сказки «Волшебный меч»; рисовала иллюстрации к понравившимся эпизодам из народных сказок.

а) Марийские народные приметы о зиме.

Первый снег сух и хрустящ – выпал на сезон.
Пушистый иней – к хорошей погоде.
К морозу сани скрипят.
Много звёзд – ожидай снега.
Вокруг Солнца круг – надвигается буран.
Шумит дубравушка – к непогодушке.

б) Ученица загадывает марийские народные загадки:

Летом, осенью, зимой – пахнет терпкою смолой. В мире нет таких людей, кто не радовался ей (ёлка).
Красны девицы в болотной постели нежатся (клюква).
Нос свиной, мех еловый (ёж).
Неживой живого заставляет петь (гармонь).
Что за трава, которую лошади не едят? (волосы).

Самомассаж пальцев рук.

  1. Растереть ладони.
  2. Промассировать руками шею.
  3. Промассировать руками плечи.
  4. Промассировать руками голову.
  5. 5 .Встряхнуть кисти рук.

3. Марийские народные сказки.

Яна прочитала дома несколько марийских народных сказок.

Называет две любимые сказки. Показывает свою иллюстрацию к сказке «Чоткар».

Звучит мелодия к сказке «Волшебный меч». Ученица читает план сказки. Выборочно пересказывает основные эпизоды сказки. Демонстрирует свои рисунки: «Юкчи готовит приданое к свадьбе», «Дом, где после свадьбы поселились молодые».

План сказки «Волшебный меч».

  1. Дружно жили марийцы на берегу Ветлуги.
  2. Марийский народ страдает от злого Турни.
  3. На празднике сохи охотник Юанай знакомится с красавицей Юкчи.
  4. Подготовка к свадьбе.
  5. Турни похищает Юкчи.
  6. Юанай пошёл в царство Турни за невестой.
  7. Неудача юноша.
  8. Разговор с отцом Юкчи.
  9. Совет отца: выковать меч из украшений похищенных девушек.
  10. Волшебная сила меча.
  11. Тяжёлый бой Юаная с Турни, трёхглавым змеем.
  12. Освобождение пленниц.
  13. Счастливая свадьба Юаная и Юкчи.

Эпизод из сказки «Волшебный меч».

Первая встреча Юаная и Юкчи.

На празднике сохи Юанай впервые увидел синеглазую красавицу Юкчи. Она, словно белая лебедь, плыла по кругу.

Юанай передал гусли соседу и подошёл к Юкчи. Он взял её за руку и увёл на солнечную поляну. Там он сказал ей заветное слово, которое никогда не говорил ни одной девушке. Молодые полюбили друг друга.

4. Краткое слово учителя о художнике-иллюстраторе марийских сказок З. Лаврентьеве.

Зосим Фёдорович Лаврентьев – заслуженный деятель искусств нашей республики. Он считается одним из самобытных марийских художников, ярким выразителем национального духа своего народа. Он оформил много сказок своими прекрасными иллюстрациями. В них ярко отражена тема добра и зла, света и тени. Красотою своих полотен З. Лаврентьев будит наши чувства, заставляет думать, искать, жить вместе с ним и его героями.

Гимнастика для снятия усталости глаз.

Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

3. Закрепление. Викторина по марийским сказкам

Яна, вспомни и назови эти сказки. А помогут тебе в этом марийские сказочные герои.

  1. Сын, мать, невеста, гусли. («Гусли-самогуды»)
  2. Заяц, сверчок, медведь, лиса, петух. («Заячий домик»)
  3. Волк, баран, лошадь, мужик, собака. («Волк на свадьбе»)
  4. Как называется эта сказка: «Когда-то давным-давно лиса и перепёлка были хорошими друзьями». (Лиса и перепелка)
  5. Что бы ты попросила у богатыря Юаная? («Волшебные гусли»)

4. Итог урока. Выставление оценки

Связь марийского фольклора с фольклором других народов.

  1. Жанры сказок (волшебные, бытовые, о животных).
  2. Положительные и отрицательные герои.
  3. Волшебные числа, предметы.
  4. Победа добра над злом.

5. Д/з

Читать марийские легенды о богатырях.