Цели урока:
- Дать научное представление о Вселенной, гравитационных силах Вселенной; познакомить с особенностями творчества саамского поэта Аскольда Бажанова на примере этого стихотворения, раскрыть тему и идею данного стихотворения.
- Развивать виды речевой деятельности обучающихся, формировать умение выделять главное, делать выводы на основе прослушанного, на основе прочитанного.
- Расширять знания обучающихся об окружающем мире, прививать чувство восхищения красотой Севера, Земли, Вселенной; воспитывать внимательного читателя.
Оборудование: компьютерная презентация «Вселенная», раздаточный дидактический материал, портрет поэта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово Осетровой Н.Я.
о саамском поэте Аскольде Алексеевиче Бажанове: краткая биографическая справка, первый поэтический сборник «Солнце над тундрой» (1983), последний «Сборник саамских легенд и стихотворений», изданный на английском языке в Германии(2009).
Логическое задание урока: соответствует ли художественный образ Вселенной, данный поэтом, современному научному представлению о природе Вселенной? Каково место человека, саама, в этом мире? Он а) испуганный раб суровой природы Севера; б) хозяин этой природы; в) частица Вселенной, Земли.
3. Компьютерная презентация «Что такое Вселенная?» учителя Ермаковой В.В. сопровождает её рассказ:
- Земля – наша планета. (Слайд 2)
- Луна – единственный естественный спутник Земли. (Слайд 3)
- Предполагают, что Луна образовалась в результате Гигантского столкновения, которое произошло 4,57 миллиарда лет назад. (Слайд 4)
- Земля – третья планета от Солнца. (Слайд 5)
- Солнце и движущиеся вокруг него планеты образуют Солнечную систему. (Слайд 6)
- Солнце – звезда, вокруг которой обращается наша планета. Расстояние до него по астрономическим меркам невелико: лишь 8 минут идет свет от Солнца до Земли. Пять миллиардов лет – возраст нашего Солнца. (Слайд 7)
- Созвездия — в современной астрономии участки, на которые разделена небесная сфера для удобства ориентирования на звёздном небе. В древности созвездиями назывались характерные фигуры, образуемые яркими звёздами. (Слайд 8)
- Созвездия Большая и Малая Медведица. (Слайд 9)
- Галактика— гравитационно-связанная система из звёзд. Все объекты в составе галактик участвуют в движении относительно общего центра масс. (Слайд 10)
- Период обращения Солнца вокруг ядра Галактики- 250 млн.лет. (Слайд 11)
- В далекой древности люди замечали на ночном небе протянувшуюся через весь небосвод бледную светящуюся полосу. Она напоминала им пролитое молоко. Светящуюся полосу назвали Млечным Путем. Млечный Путь - это множество далеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свечение. Солнце, все видимые звезды, в том числе и звезды Млечного Пути, принадлежат к одной огромной системе. Такую систему назвали Галактикой. Имя нашей Галактики – Млечный Путь. (Слайд 12)
- Вселенная – фундаментальное понятие, строго не определённое. Включает в себя весь окружающий мир. (Слайд 13)
- Краткая биография Вселенной. (Слайд 14)
4. Закрепление новых понятий:
созвездие, Солнечная система, ковш Большой Медведицы, Млечный Путь, Галактика, Вселенная.
А теперь с космических высот вернёмся на Землю. Поэт приглашает нас на лыжную прогулку. Вы бывали на таких прогулках? Каковы ваши впечатления? (яркий румянец, искрящийся снег, снежный ветер…) А теперь прослушайте внимательно стихотворение. Какую картину вы представляете? Выразительное чтение учителем Осетровой Н.Я. стихотворения «Нет, луна не собеседница…»
Нет, луна не собеседница,
но пройтись со мной не прочь.
Из ковша Большой Медведицы
звёзды выплеснула ночь
и глядится во Вселенную,
как в открытое окно.
Млечный Путь волною пенною
из миров плетёт венок.
Пусть луна не собеседница,
только я хочу спросить:
не она ли та наследница,
уж не ей ли всё носить?..
Снежною дорогой синею
Я спускаюсь с Карнасурт.
Тени гор косыми клиньями
Лунный свет на части рвут.(Карнасурт – гора в Ловозерских тундрах Мурманской области)
5. Беседа – анализ прочитанного.
Полярная ночь для нас, потомков русских переселенцев на Севере, очень трудное время года, мы ждём лето. Ау коренного населения нашего края – у саамов - полярная ночь, конечно, сурова, но это красивое время года. Ведь открывается грандиозная картина звёздного неба, картина Вселенной.
Почему же стихотворение начинается со слова НЕТ? Поэт уже беседует с нами: «Нет, луна не собеседница…» - это продолжение диалога с читателем. Аскольд Бажанов отрицает традиционный взгляд на луну как на собеседницу человечества (она могла быть тихой, мечтательной, мистической, коварной). А у Аскольда Бажанова она… спутница. Мы отправились на лыжную прогулку вместе с саамским поэтом, но это необычная прогулка! Почему? (она проходит в полярную ночь, у нас спутница сама луна!)
А какие герои ещё сопровождают нас? (луна, полярная ночь, Большая Медведица, Млечный Путь). А ещё? («я» - саам, поэт).
Напомнить учащимся логическое задание урока.
Повторное чтение вслух учениками.
Вселенная входит в обычную, повседневную жизнь саама. Какие слова доказывают это? (собеседница, пройтись, ковш, выплеснула, глядится в открытое окно, плетёт венок, наследница, ей носить), разговорная интонация дополняет это впечатление. Нужно обязательно сказать о мастерстве переводчика – Смирнова В., который должен в переводе на русский язык сохранить это отношение саамов к окружающему как их национальную особенность.
Зачем автор использует саамское слово - Карнасурт? (достоверность
происходящего, колорит саамского языка, звукопись: [р][сурт] – так лыжи режут наст). Почему в строчках:
«…только я хочу спросить:
не она ли та наследница,
уж не ей ли всё носить?..»
- такая пунктуация? (автор как бы даёт читателю мгновение вообразить сказочную картину: луна в пенном венке из миров!)
Докажите, что стихотворение наполнено движением.
Кто главный герой? Человек, саам, мужчина. Почему ты так думаешь?
Прочитаем стихотворение ещё раз, ответим на главный вопрос урока, на вопрос логического задания.
Соответствует ли взгляд поэта научной точке зрения на Вселенную? (Да, обогащён народной традицией, естественен, потому что человек – частица Вселенной, такая же, как луна, Млечный Путь, только в гармонии с окружающим миром возможно его существование.)
Домашнее задание на выбор учащихся:
- подготовить выразительное чтение этого стихотворения;
- выучить материал презентации этого урока;
- сделать иллюстрацию к стихотворению (конечно, возможно компьютерное рисование). Успехов!