Цели урока:
- Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении. Проведение игры поможет словеснику подвести итоги изучения творчества И.А.Бунина
- Развивающий аспект: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Правила игры:
Все учащиеся делятся на две команды. Количество учащихся в команде - любое. Организация пространства: количество игровых столов - 2 + стол для жюри. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. Каждый правильный ответ - 1 балл. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.
Оборудование:
- авторская слайдовая презентация Microsoft Office PowerPoint 2003;
- компьютер,
- медиапроектор,
- карточки с заданиями,
- ордена эрудитов.
Обоснование: использование информационных технологий позволяет активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся при изучении произведений И.А.Бунина; сделать наглядным движение мысли писателя, позволяет значительно повысить темп урока, помогает усвоить логику рассуждений учащихся. Применение компьютерных технологий уплотняет урок без ущерба качеству усвоения произведения, вызывает учащихся на дискуссию.
Ход урока
I. Слово учителя
Слайд №1
22 октября исполняется 140 лет со дня рождения русского писателя и поэта Ивана Бунина.
Русский писатель, поэт, переводчик Иван Алексеевич Бунин родился 22 (10 по старому стилю) октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. В 1874 году Бунины перебрались из города в деревню - на хутор Бутырки в Елецком уезде Орловской губернии, где прошло детство и ранняя юность будущего писателя.
Елец, один из древнейших городов России, связывает в своем времени-пространстве немало пластов нашей трагической истории. Как в капле воды отражается Вселенная, так в нем открывается Россия, а за ней, Русь-матушка, загадочная в своей таинственной глубине. Город обладает какой-то магической властью, и каждый, кто хоть на день или час прикоснется к нему, долго еще будет хранить в сердце странное чувство, что прикоснулся к самой России.
Слайд №2
Иван Алексеевич долгое время жил вдали от Отечества, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, родного края были источниками вдохновения писателя при создании его произведений.
Слайд№3
Ты видишь - я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.
Слайды №4, 5
Давайте и мы откроим окно в мир бунинских произведений, узнаем секрет его пейзажа.
Слайд№6
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
1901г.
Слайд №7
I конкурс "Бунинский пейзаж"
(Ребятам вручаются карточки с записью стихотворных отрывков, где пропущены эпитеты. Побеждает тот, кто подберёт эпитеты, близкие к бунинским).
1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
3.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
4.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Учитель:
Наши будущие поэты показали, что мастерству необходимо учиться, чтобы достичь совершенства в слове.
Слайд 8
1. Дополнительный вопрос командам: В каком году, в каком издательстве вышел сборник стихов И.Бунина "Листопад" - результат сотрудничества писателя с символистами?
(1901 году в издательстве "Скорпион" в Москве). Как был отмечен этот сборник? (Академической премией имени А.С. Пушкина)
2.. Говоря о творчестве И.Бунина, нужно отметить, что он был блестящим переводчиком. Назовите поэму, какого автора он перевел в 1896 году? (Поэма Лонгфелло " Песнь о Гайавате")
3. Над этим романом Бунин работал с 1927-1933 год. Это самое крупное произведение писателя и главная книга в его творчестве. Здесь лирические картины природы и философская проза, жизнь дворянской усадьбы и повесть о любви. (Роман "Жизнь Арсеньева")
4. Когда и где было вручение Бунину Нобелевской премии? Что было написано в Нобелевском дипломе, выполненным специально для Бунина в русском стиле? (Премия присуждена "За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы" 10 декабря 1933 года в Стокгольме)
5. "Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести". О каком произведении М.Горький сказал: "Тут Иван Бунин, как молодой бог, спел. Красиво, сочно, задушевно" ("Антоновские яблоки")
6. Мы знаем, что сюжет в бунинских произведениях может быть совсем минимальным. Какое произведение можно назвать бессюжетным? ("Антоновские яблоки")
2 конкурс
Узнайте персонажей рассказов И.Бунина по портретным характеристикам:
Слайд 9
1. "В ней было всё прелестно, - её милое, хорошенькое личико, её небольшая фигурка, её свежесть, молодость, где женственность ещё мешалась с детскостью, её вверх поднятые сияющие глаза, её голубая скромная шляпка, в изгибах которой была изящная задорность". (Катя "Митина любовь")
2. "После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу и остановились у поручней. Она закрыла глаза, ладонью наружу приложила руку к щеке, засмеялась простым прелестным смехом, - все было прелестно в этой маленькой женщине, - и сказала: - Я, кажется..." ("Солнечный удар")
4. "Без всяких её забот и усилий и как-то незаметно пришло к ней всё то, что так отличало её в последние два года из всей гимназии,- изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз" (Ольга Мещерская "Легкое дыхание")
5. "У нее красота была какая-то индийская; смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь глаза; пленительный бархатно-пунцовыми губами рот, оттенен был темным пушком". (Она "Чистый понедельник")
6. "И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд тёмных глаз в темноту, будто как раз на меня:Что она могла в темноте видеть, как она могла почувствовать моё присутствие:"(Она "Чистый понедельник"
Слайд №10
7.Кругом все слепило теплым серебром: парный воздух, зыбкий солнечный свет, курчавая белизна облаков, мягко сиявших в небе и в прогалинах воды среди островов из куги и кувшинок; везде было так мелко, что видно было дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженное небо с облаками. Вдруг она опять взвизгнула - и лодка повалилась набок: она сунула с кормы руку в воду и, поймав стебель кувшинки, так рванула его к себе, что завалилась вместе с лодкой:("Руся")
Слайд №11
8.Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду" ("Поздняя осень").
3. Продолжите фразу.
- Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день :(обедать, ужинать)
- Но ведь сам Бог любит, чтобы :.(все было хорошо)
- Вдыхаешь, пьешь, видишь жизнь мира - жизнь тайна, в которой:. (есть наше вечное и великое мучение)
- Как я люблю этот легкий и свежий утренний час, когда люди еще спят, а земля:( уже пробуждается)
- Буду жив, вечно буду помнить: (этот вечер)
- Ты поживи, порадуйся на свете, потом:(приходи ко мне)
- Как о воде протекшей :(будешь вспоминать)
- Молодость у всякого проходит, а (любовь - другое дело)
- Все проходит:(все забывается)
4 Конкурс Выразительное чтение наизусть: "Мои любимые строки И.А.Бунина".
5 конкурс эрудитов на знание прозаических произведений.
Слово учителя и беседа по тексту.
"Я написал лучшую свою книгу". О какой книге так сказал И.Бунин? ("Тёмные аллеи") Продолжите высказывание автора: "Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать:.". О каком произведении идёт речь? ("Чистый понедельник")
12 мая 1944 года И.Бунин закончил писать рассказ "Чистый понедельник".
Символично ли название рассказа?
Задание:
Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе (и не только русских)?(найти в тексте) Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?
Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? (Найти приметы в тексте) Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
Как описывает автор свою героиню? Как характеризует рассказчик свою возлюбленную? Можно ли представить героиню в ситуации "земного счастья"?
Какие художественные средства использует Бунин в этом рассказе? Приведите примеры. Какая световая гамма присутствует в рассказе?
Работая над заданием, предлагаю учащимся использовать метод ассоциаций (в центре - термин, лучи - примеры)
Вывод: Вечную тайну любви и вечную драму влюблённых писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое - счастье оказывается недостижимым.
Слово учителя и беседа по тексту.
Мотивы жизни и смерти, прекрасного и обыденного получили ярчайшее воплощение в творчестве И.Бунина. В1916 году он печатает рассказ "Легкое дыхание, который справедливо считается жемчужиной бунинской прозы.
К.Паустовский, совершивший в 1961 году путешествие в Елец, побывал возле мужской гимназии, где учился Бунин, зашёл на кладбище, в дороге прочитал "Лёгкое дыхание" и был поражён. Затем он напишет об этом: "Я не знаю, можно ли назвать эту вещь рассказом? Это не рассказ, а озарение, самая жизнь с её трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя, эпитафия девичьей красоте:" Литературовед Е.М.Неелов отмечает, что в рассказе чувствуется связь с произведением Н.Островского "Снегурочка". Согласны ли вы с этим мнением? Докажите, что характеристика героини строится по таким ключевым словам: Снежность (холод-жара); воздушность (легкий - тяжёлый); идеальность (незаурядный - заурядный); праздничность (весело - скучно); многоликость (неоформленность - оформленность).
Вывод: учащиеся проводят литературно-фольклорное исследование, тем самым обогащают своё представление о поэтике рассказа И.Бунина.
Слайд №12
III. Слово жюри. Подведение итогов, рекомендации, пожелания.