Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы "И ляжет на душу добро…"

Разделы: Литература


Познай, где свет, - поймешь, где тьма.
Пускай же все пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума.
А.Блок.

У литературы одна цель - помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром.
В.Распутин.

Нравственные и моральные болезни, эпидемия бездуховности охватили сегодня наше общество подобно моровой язве. Это горькая правда современной действительности. Безнравственность, всеобщее обнищание духа разрушают экологию жизни вступающего в мир человека. Наши дети, как "Иваны, не помнящие родства", не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не различают прекрасное и безобразное в жизни, не видят разницы между добром и злом. Зона стыда, сердцевинная для русского менталитета, сужается. Нарушаются священные табу, снимаются покровы и запреты.

Кто же поможет юным душам выдержать натиск жестокой и во многом расчеловечивающей реальности, противостоять ей? Кто поможет обрести то, что А.С.Пушкин назвал "самостояньем человека" как залогом "величия его"? Безусловно, учитель - словесник. Ведь именно он врачует своих учеников любовью к человеку, милосердием, поворачивая их в сторону спасительных по своей высокой нравственности отечественных традиций, духовных истоков русской и мировой культуры.

Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает мир эмоций и чувств. В этом одно из несовершенств современного образования. Вот почему особое место среди всех учебных дисциплин занимает литература. Её уроки жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, о себе.

Литературное образование - это человекоформирующий процесс. Его целевые ориентации: субъектно-смысловое общение учителя и учеников, самореализация личности, освоение культурных и социально значимых ценностей.

Учитель словесности - это проводник в новые для формирующейся личности пространства культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Это художник, врач и скульптор, терпеливо, последовательно и настойчиво осуществляющий духовную лепку Человека.

Вспомним сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Её главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда!

Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, определяя его ядром нравственный вопрос - проблему, злободневную, личностно значимую для каждого подростка, тревожащую его отрочество.

Убеждена, что урок обретает смысл, если объектом изучении является сама жизнь, столь дорогая и интересная для любого человека. Соединяя жизнь, изображенную в книге, с реальной жизнью, окружающей ребят, учу их разбираться в людях, делать нравственные открытия:

Случайно ли Андрей Петрович Гринев нарек своего сына Петром? Как вы думаете, почему А.С. Пушкину важно было закончить повесть упоминанием о продолжении рода? Достойны ли вы своих дедов и отцов? (А.С. Пушкин "Капитанская дочка").

Что помогло спастись Васютке, заблудившемуся в осенней тайге?

Были ли в вашей жизни ситуации, когда опыт старших, память о традициях стали "спасательным кругом"? (В.П. Астафьев "Васюткино озеро").

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в "замеряшки" со своим учеником? Сформулируйте "Законы доброты" на основе содержания рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Расскажите о человеке, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро.

Какой ценой достался герою рассказа "Конь с розовой гривой" долгожданный "пряник конем"? Почему бабушка все-таки купила его, несмотря на обман внука? Известно ли вам, что значат муки совести? ( В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой").

Чему учит нас история отношений Маленького принца и Розы? Согласны ли вы с тем, что любить - значит быть терпимым и чутким, уметь прощать? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц").

Какую библейскую заповедь нарушила Настя, героиня рассказа "Телеграмма"? Что такое совесть? Зачем она человеку? (К.Г. Паустовский "Телеграмма").

С какого момента началось пробуждение души Мальчика - звезды? (О.Уайльд "Мальчик - звезда") Можно ли сделать душу красивой? Как вы понимаете выражение "труд души"? Приведите примеры из собственной жизни.

Чем напоминает судьба Дуни историю блудного сына из библейской притчи? Кто оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся с раскаянием в дом отца, или "прекрасная барыня" Дуня? (А.С.Пушкин "Станционный смотритель"). Почему так страдают ваши родители, когда вы доставляете им неприятности?

Расскажите о Маленьком принце и его планете. Каково его основное правило? (А де Сент-Экзюпери "Маленький принц"). О чем думаете вы, глядя на закат солнца?

Когда вы в разговорной речи употребляете выражение: "Подумаешь!" Как оно определяет суть отношений Кольки и Елены Станиславовны? Почему они не становились друзьями, хотя, по проекту Елены Станиславовны, это обязательно "должно было быть?" (А.Алексин "Подумаешь, птицы!").

Согласны ли вы с тем, что взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное? (А.Алексин "А тем временем где - то:"). Приведите примеры поступков по-настоящему взрослого человека. Составьте словарь нравственных понятий урока.

Разрешить проблему, содержащуюся в вопросе, можно только путем "текстовых раскопок", анализа художественного произведения. Размышляя над проблемой, ученик может всесторонне раскрыться, в том числе и для себя самого. А это и есть нравственное прозрение!

Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле. В этом открытии мира, определении ценностного отношения к нему, в формировании умений взаимодействовать с ним и заключается основное содержание моих уроков литературы и жизни.

На первом уроке литературы в V классе (Тема: "Книга: - великое чудо из всех чудес" (М.Горький) мы с ребятами задумываемся над тем, для чего нужны уроки словесности, почему чтение, по словам М. Цветаевой, - это "разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов", что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором, легко ли определить свой круг чтения. А затем осознаем смысл и значение понятия "духовность" в доступной пятиклассникам форме.

В стихотворении Н.Рубцова "Доволен я буквально всем!" есть такие строки:

Я так люблю осенний лес.
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать:- Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: Я чист душою:

А что же такое душа? Некоторые утверждают, что у человека нет души, потому что ее нельзя увидеть и потрогать. Другие считают, что душа - это бессмертное начало в человеке, продолжающее жить и после его смерти. А как считаете вы? Вспомним "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина. Злая царица, любуясь собой, вопрошает у зеркальца: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" Да, она красива, но у нее злая, черная, безобразная душа.

А затем на уроке внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик - звезда" мы пытаемся найти ответы на вопросы: ":что есть красота и почему ее обожествляют люди?" Что делает людей красивыми или некрасивыми? В ходе беседы ребята приходят к выводу, что красота не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет и он будет по-настоящему красив. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота!

Так с первых уроков литературы у моих учеников начинает формироваться понятие "духовный мир человека".

Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться".

На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор:

Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?

Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остается со старым князем Верейским? Права ли она в своем выборе?

Поступок Андрия - это измена родине или его личный выбор?

В ситуации жизненного выбора проявляется характер человека. Были ли такие моменты в жизни Маши Мироновой? Почему именно она стала смысловым стержнем повести "Капитанская дочка"?

Почему Женя Комелькова не затаилась, хотя могла это сделать, а приняла бой? (Б.Васильев "А зори здесь тихие:").

Почему Сильвио из повести А.С.Пушкина "Выстрел" всегда делает выбор в пользу зла?

Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому?

Какой выбор делают герои "Песни про царя Ивана Васильевича:" М.Ю.Лермонтова и почему?

Почему Юшка из одноименного рассказа А.Платонова всю свою жизнь делал выбор в пользу добра?

Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.

Обязательная характеристика моих уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин, приобщается к наивысшим ценностям общечеловеческой культуры.

Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.

Любимые страницы изучаемых произведений, наиболее важные или эмоционально сильные эпизоды читаю на уроках сама, читаю так, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: "А что там дальше?"

Урок "Как важно вовремя успеть:" по рассказу В. Осеевой "Бабка" начинаю с чтения последнего эпизода:

"Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязанием в руках. Лежал на коленях недоконченный носок, на полу - клубок ниток. Ждала, видно, Борьку: Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел: "Внуку моему Борюшке". Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: "Внуку моему Борюшке". В букве "ш" было четыре палочки. "Не научилась!" - подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка - тихая, виноватая, не выучившая урока.

Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.

Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: "Не придет утром бабка!"

У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Этого я и добиваюсь работой со словом писателя, которая исключала бы чувство эмоциональной глухоты. Люблю, когда в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.

Милосердие и сострадание - одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль любого живого существа, будь то человек, птица или животное. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддерживая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. Надо только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло!-
Ведь все порушить может смерть.
Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надежное подставить!
И знать, что будет так и впредь.
Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, как обида кровная
Незримо отчуждает нас.
И запоздалая вина
Потом терзает наши души.
Всего-то надо - научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.
(А. Дементьев)

Раздумья над страницами рассказа К.Г.Паустовского "Телеграмма" начинаем с установления смысловых ассоциаций со словом "мама". Этот прием - "индуктор" способствует пробуждению эмоциональной памяти учеников. И только после этого обращаемся к теме материнской любви, которая во все времена находила отражение в произведениях искусства ("Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти, стихи Д. Кедрина, М.Сергеева).

Уходят наши матери от нас,
Уходят потихонечку, на цыпочках,
А мы спокойно спим, едой насытившись,
Не замечая этот страшный час.
Но спохватившись вдруг в какой - то год,
Им отмечаем шумно дни рождения,
Но это запоздалое раденье
Ни их, ни наши души не спасет.

Эти поэтические строки М.Сергеева - отправная точка в решении проблемы истинной человечности в рассказе "Телеграмма".

Разбираясь в прочитанном, вместе с ребятами ищем ответы на вопросы:

Какую роль в понимании душевного состояния героини играет эпизод "Катерина Петровна в саду?" Как Паустовский передал угасающую надежду пожилой женщины на то, что дочь приедет?

Были ли у Насти серьезные причины, чтобы не поехать к матери? Почему и как пытается мать оправдать дочь?

Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? Почему так безразлична к матери?

":за добро плати добром, не будь пустельгой". Кому адресованы эти слова?

Кого из героев рассказа можно назвать сердечным, душевным?

Каким вы видите автора этого произведения? Что он ценит в людях?

Хороший вопрос - это "множитель информации": он не только вызывает подсознательные ассоциации, стимулирует творческое воображение, но и вырабатывает поведенческие реакции ученика. Атакующая мысль настоящего вопроса разрушает любую инертность мышления.

Анализируя сцены покаяния героини рассказа Насти, обращаемся к пятой заповеди Божией из Библии: "Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле".Знакомство с библейской заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это художественное произведение.

У писателя Азарова есть замечательные слова: "Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет". Этим светом является наша национальная культура, её духовные истоки.

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".