Мой любимый герой в повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


(Информация, выделенная голубым цветом, предназначена для учителя).

Цели урока: проникнуться атмосферой личного восприятия любимых персонажей повести; познакомиться с системой положительных образов произведения, их взаимодействием; продолжить формировать монологическую речь, навыки письменной, устной речи; воспитывать в учащихся стремление быть похожими на положительных литературных героев повести. [Слайд 1] (Необходимо через «мостики – вопросы», задаваемые учителем, ответы пятиклассников определить цели урока).

[Слайды 2, 3] – На прошлом уроке мы согласились со словами А. Платонова: «…Через… произведения Короленко…проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума». (Ярче произносятся выделенные слова). Сегодня мы попытаемся выяснить, характерны ли эти качества характера для наших любимых героев из повести В. Короленко «В дурном обществе».

– Для начала нашего сегодняшнего разговора из всей системы образов повести выделим те образы, которые вы считаете положительными. (Ответы). [Слайды 4-8] показываются после раскрытия понятия «система образов», «система положительных героев» и после ответа на данный вопрос.

– Почему в ваших ответах не задействованы другие персонажи? (Ответы)

– Что позволяет названные ранее литературные персонажи называть любимыми – выяснится позже, когда вы поработаете в группах. Ваши домашние наработки: «защита рисунков», составление синквейнов, описание иллюстраций, характеристики – помогут вам определиться в совместной вашей работе.

(Каждая группа выбирает 2-х положительных персонажей повести, работает по плану представления любимого литературного героя (плану работы группы). В каждой группе – распечатанный план рассказа о персонаже. 7 заданий, посовещавшись, группа распределяет между 7-ю участниками (здесь учитывается уровень учебных возможностей, предлагается творческое взаимодействие; при частой работе в группах подобным образом ребята работают слаженно и оперативно). Каждая команда выбирает себе название: «любомудры», острословы», «знатоки», умники» (или своё).Формировались группы заранеепо принципу «плавающих групп».Во время работы групп звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. [Слайды 4-8] «листает» учитель, он же ненавязчиво помогает регулировать работу в группах.

План представления любимого литературного героя (план работы группы) [Слайды 4-8]

  1. Вступление. (Пример: наш (мой) любимый герой из повести В. Короленко -…) [Слайды 6-8] – задание дети обычно предлагают слабому ученику; если вступление, по общему суждению, оригинально – более сильному
  2. Кто он? (Социальная принадлежность). [Слайды 6-8 ] – вопрос диктуется двояко с учётом разных возможностей учащихся.
  3. Портретная словесная зарисовка (внешность, одежда, манера…). [Слайды 6-8] + ребята подключают своё воображение.
  4. Представление, описание персонажа на иллюстрации [слайды 5-7] – на первый взгляд, 4 вопрос дублирует 3-й; однако, именно иллюстрация предполагает приближение к личностным характеристикам.
  5. Характеристика (личностных качеств). (На случай, если в определении характеристик у учащихся возникнет заминка, учитель заранее для себя записывает перечень черт характера героев, зачитывает школьникам и предлагает согласиться с ними (характеристиками) или опровергнуть.
  6. Синквейн. (Чтобы ребята не тревожились по поводу своего бессилия в сочинительстве, им иногда разрешается отходить от жёстких канонов синквейна; к примеру, допустимы следующие словесные художества (взято из ребячьих сочинений):

    Маруся

    болезненная, беззащитная, нежная
    дружит, любит, страдает -
    хрупкий цветок…
    Вася
    милосердный, сострадательный, смелый
    заботится, рискует, спасает -
    самоотверженная доброта…

    Во время любого творческого исследования закрепляются другие, в том числе теоретические, навыки. К примеру, «взвешиваются слова» (понятийно и на сравнении) – «страдает» и «сострадает», определяется градация(строчка в синквейне про Васю) и т.д.
  7. Защита рисунка с одновременной работой критиков. [Слайд 9]. [ ] – для развития монологической речи каждого уч-ся проводились уроки-зачёты по «Защите рисунка» с одновременным оцениванием критиков, делающих свои пометки в адрес отвечающего.

Ребята любят покритиковать, поэтому этот вид деятельности у них любимый. Всегда сначала оцениваем положительные моменты «защиты рисунка».

План защиты рисунка. [Слайд 9].

Мотивация выбора (почему выбор пал на этот эпизод (персонаж): Я выбрал(а) именно этот эпизод для «защиты», так как…)

Изображённое на моём рисунке (кратко перечислить)

Очень краткая характеристика объектов рисунка. Соответствие (несоответствие) их авторскому (писательскому) замыслу.

Защита на «деталях» (объяснение выбора цветовой гаммы, мизансцены персонажей и т.д.)

Общее впечатление от своей защиты, оценка самому(ой) себе

План работы критиков [слайд 10] строится в соответствии с планом защиты рисунка (см. выше) и таблицей, используемой для оценивания пересказа (естественно, для защиты рисунка могут использоваться только выделенные пункты):

+ -
  1. Задача пересказа выполнена (к примеру, при установке на краткий пересказ материал излагается подобным образом).
  2. Хорошо знает текст.
  3. Беглый пересказ (рассказ).
  4. Отсутствие повторов, сорня-ков… в речи. (см. 2 колонку)
  5. Яркая, красочная речь, интерес-ные выражения (запомнить или записать).
  6. Убедительная интонация.
  7. Свои замечания.
  1. Задача пересказа не выполнена.
  2. Не знаком с текстом.
  3. Непоследовательный пересказ («скачки в мыслях»).
  4. Искажение фактов.
  5. Большие паузы в речи.
  6. Повторы (записать – какие).
  7. «Сорняки» в речи (записать).
  8. Незавершённые фразы (постараться записать или запомнить).
  9. Скучная интонация.
  10. Свои замечания.

(В 5-м классе, по моим наблюдениям, такой набор параметров критики выступления оптимален. Ранее пробовала формулировать + и – в более научном и последовательном виде – результат рефлексии получался гораздо хуже.)

Несмотря на то, что план представления любимого литературного героя (план работы группы) достаточно объёмен и групп было 4, при условии подготовленности к уроку учащихся (д/задание), частой работы в подобных группах, учащиеся довольно быстро и с большим удовольствием справлялись с поделёнными на всех заданиями-пунктами плана. Оставалось время на другие виды деятельности. Выслушиваются все группы, при необходимости делаются добавления уч-ся других групп.

  • Формулируется микровывод (учениками).

– Каждый из вас, ребята, по-своему прав, называя того или иного персонажа любимым, и вы это ярко выразили в своих работах. А вот …(называется имя уч-ся), находясь под впечатлением образа, ещё и написал(а) сочинение о любимом герое повести. [Слайд 11]. Послушаем его(её). (Если в сочинении обозряется героиня, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Подснежник.», если мужской образ – «Времена года. Октябрь»). Затем сочинение обсуждается.

  • Микровывод по теме урока.

– Вернёмся к высказыванию А. Платонова по поводу героев Короленко – действительно ли он прав в своём суждении? [Слайд 12]. (Ответы).

– Какими характеристиками мы сегодня наградили любимых персонажей повести «В дурном обществе»? (Ответы).

– Тема урока содержит доброе отношение к литературным героям – такими должны быть и отношения друг к другу. Минутка отдыха и настроя на следующий этап урока под названием «Кружок дружеских симпатий» [Слайд 13]. под музыку П.И.Чайковского «Подснежник». Очень быстро (дело практики 2-х – 4-х уроков) каждый из участников своей группы дотрагивается до рядом сидящего товарища (по кругу) и называет его ласковым, нежным именем (именованием).

– Какие, чьи мелодии помогали на уроке находить светлые, нежные, добрые слова? (Ответы).

– Нам сегодня приходилось говорить и о печальном, грустном. Ещё древние мудрецы говорили: «Не познав тьмы и печали, не познаешь и света...». Рассмотрим картину известнейшего автора. [Слайд 14]. Кто автор этого произведения, и как оно называется? (Ответы).

– А теперь рассмотрим правильный ответ. [Слайд 15]. (В.Г.Перов «Спящие дети»).

– На кого из названных сегодня персонажей похожи спящие дети? Почему? (Ответы).

– Попытаемся представить, что они могут видеть во сне и о чём их мечты? (Ответы).

  • Микровывод.

Воспитательный момент урока [Слайд 16]:

– Для признания и проявления любви, доброты нет дурного общества – думаю, вы с этим согласитесь. А вы, ребята, чью и какую черту характера персонажа повести «В дурном обществе» «примерили бы на себя»?

– Мы сегодня много говорили о любимых героях. А теперь попробуем их соотнести, сравнить. Представим себя в роли режиссёра. Необходимо выстроить мизансцену из любимых персонажей. Вы уже знаете, что нужна аргументация суждений – кого с кем и где, как расположить. Можно посовещаться или ответить лично за себя. [Слайд 17] (Ответы).

– А если бы в мизансцену вписался бы сам Короленко, куда бы вы его определили? (Ответы)

(Пожалуй, ответ был бы правилен в таком ключе: в мизансцене писатель «над всеми», так как мудрее своих героев и беспристрастнее; иногда в эпизодах чувствуется его душевное присутствие, он внимательно наблюдает за всеми.

Поскольку сегодняшний урок завершает наше знакомство с личностью и творчеством В.Г. Короленко, багаж представлений о писателе пополнился, ответьте на вопрос: каким вы сегодня представляете автора повести «В дурном обществе» («Дети подземелья»)? [Слайды 18-20]

  • Микровывод по теме урока.

– Какая группа и почему сегодня лучше работала? [Слайд 21] (От занятия к занятию ребятам самим становилось понятным преимущество групповой работы на уроке. На этом занятии они сделали следующий вывод: если бы класс не работал в групповом варианте, 2-х – 3-х учащихся учитель бы не оценил, не заметил, а так как эти ребята были активными в группах, одноклассники их по достоинству оценили).

Выставление оценок. (Учитывается и ученическая, и учительская аргументация оценивания)

– Достигли мы целей урока или нет? [Слайды 22-23]

Домашнее задание [Слайды 24] тесным образом связано с темой урока, предлагается на выбор, может выполняться коллективно или индивидуально; коллективная работа – при условии успешности - оценивается «4» (не как на уроке), индивидуальная – по результату:

  1. Записать пережитые чувства положительных героев в основных эпизодах повести.
  2. Записать в своём табличном варианте положительные черты характера понравившихся вам персонажей повести.
  3. Действительно ли «дурное общество» в повести такое ужасное? Составить кластер.
  4. В чём похожи пан Тыбурций и судья (отец Васи)?
  • Если класс работает мобильно и в резерве остаётся свободное время, его можно использовать на обсуждение вопросов из домашнего задания (возможна также групповая форма работы); оставшиеся задания целесообразнее тогда предложить на дом.
  • Приемлемым будет в оставшееся время представление на суд критиков ещё одного сочинения или защиты рисунка, ведь прозвучали только лучшие из лучших (по выбору команды).
  • Сноски, пояснения, отмеченные синим цветом, сначала вынесла в Приложение, однако, такой вариант требовал постоянного отвлечения от сути материала, мешал конкретному целостному восприятию.

Пояснительная записка.